Факторы конкурентоспособности продукции




Основные понятия и условия возникновения конкуренции

 

В наиболее общем виде под конкуренцией понимают соперничество между отдельными субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

В экономическом понимании конкуренция – это борьба между предприятиями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей.

Конкурентное преимущество – обладаемая системой какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами.

Ценность – это нечто особенное, чем система владеет, стремиться сохранить либо иметь в будущем (талант, торговая марка, капитал).

Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Непременным условием конкуренции товаропроизводителей на конкретных сегментах рынка сбыта является превышение уровня предложения их товаров над уровнем спроса. Иными словами, конкуренция – это атрибут потребителя. Поэтому под рыночной конкуренцией понимают борьбу предприятий за объем платежеспособного спроса потребителей, ведущуюся на доступных им сегментах рынка.

 

Уровни конкурентоспособности

 

Понятие конкурентоспособность в настоящее время находит широкое применение. Конкурентоспособность государств, предприятий, продукции в широком понимании – это комплексное свойство, определяемое совокупностью показателей, на основе которых формируются предпочтения потребителей.

Существует точка зрения, что понятие «конкуренция» связано с продукцией. Однако не в меньшей мере это понятие применимо в более широком смысле. Можно говорить о конкуренции между отдельными товаропроизводителями, и о конкуренции в целом, между государствами.

С одной стороны, конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции, с другой стороны, важнейшие показатели конкурентоспособности предприятия, в частности его имидж, существенно влияют на конкурентоспособность данного товара.

Понимание этого приводит к тому, что некоторые государства принимают специальные меры по повышению своего имиджа на мировых рынках сбыта.

Особое место при этом занимает конкурентоспособность продукции. В конечном счете, именно конкурентоспособность продукции как производная конкурентоспособности и предприятия, ее производящего, и государства, к которому относится данный товаропроизводитель, определяет возможности их процветания.

Конкурентоспособность продукции – это совокупность свойств продукции и системы ее поддержки при реализации и использовании по назначению, которая обеспечивает ее соответствие реальным и потенциальным запросам определенных потребителей в определенный период и отличает ее от продукции конкурентов.

Конкурентоспособность продукции (услуги) характеризует степень ее привлекательности для потенциального покупателя. Иными словами, конкурентоспособность определяет возможность продукции быть выгодно реализованной на конкурентном рынке в конкретный период наряду или вместо другой конкурирующей аналогичной продукции или услуги.

Конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке.

 

Факторы конкурентоспособности продукции

 

К внешним факторам конкурентоспособности продукции относятся:

1) уровень конкурентоспособности страны;

2) уровень конкурентоспособности региона;

3) уровень конкурентоспособности отрасли;

4) уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар;

5) сила конкуренции на выходе системы (среди новых и старых конкурентов) – увеличение интенсивности конкуренции повышает конкурентоспособность товара;

6) сила конкуренции на входе системы (среди поставщиков сырья) – то же;

7) сила конкуренции среди товаров заменителей – то же;

8) появление новых потребностей – снижает конкурентоспособность выпускаемого товара;

9) уровень организации производства, труда и управления у потребителей товаров – повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара (кассовый аппарат по счету денег в банке, раньше считали вручную);

10) активность контактных аудиторий (общественных организаций, СМИ, общества потребителей) – с повышением их активности конкурентоспособность товара повышается.

К внутренним факторам конкурентоспособности продукции относятся:

1) патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;

2) рациональность организационной и производственной структур системы;

3) конкурентоспособность персонала;

4) качество продукции;

5) система реализации и поддержки в использовании продукции по назначению;

6) расходы потребителя, связанные с приобретением и использованием продукции;

7) степень доверия к производителю и его продукции.

Таким образом, конкурентоспособность продукции определяется не только ее собственными параметрами, характеризующими техническое качество данной продукции, но и уровнем системы поддержки при ее реализации и использовании по назначению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: