Основные понятия и условия возникновения конкуренции
В наиболее общем виде под конкуренцией понимают соперничество между отдельными субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
В экономическом понимании конкуренция – это борьба между предприятиями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение потребностей.
Конкурентное преимущество – обладаемая системой какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами.
Ценность – это нечто особенное, чем система владеет, стремиться сохранить либо иметь в будущем (талант, торговая марка, капитал).
Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке.
Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Непременным условием конкуренции товаропроизводителей на конкретных сегментах рынка сбыта является превышение уровня предложения их товаров над уровнем спроса. Иными словами, конкуренция – это атрибут потребителя. Поэтому под рыночной конкуренцией понимают борьбу предприятий за объем платежеспособного спроса потребителей, ведущуюся на доступных им сегментах рынка.
Уровни конкурентоспособности
Понятие конкурентоспособность в настоящее время находит широкое применение. Конкурентоспособность государств, предприятий, продукции в широком понимании – это комплексное свойство, определяемое совокупностью показателей, на основе которых формируются предпочтения потребителей.
Существует точка зрения, что понятие «конкуренция» связано с продукцией. Однако не в меньшей мере это понятие применимо в более широком смысле. Можно говорить о конкуренции между отдельными товаропроизводителями, и о конкуренции в целом, между государствами.
С одной стороны, конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью выпускаемой продукции, с другой стороны, важнейшие показатели конкурентоспособности предприятия, в частности его имидж, существенно влияют на конкурентоспособность данного товара.
Понимание этого приводит к тому, что некоторые государства принимают специальные меры по повышению своего имиджа на мировых рынках сбыта.
Особое место при этом занимает конкурентоспособность продукции. В конечном счете, именно конкурентоспособность продукции как производная конкурентоспособности и предприятия, ее производящего, и государства, к которому относится данный товаропроизводитель, определяет возможности их процветания.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность свойств продукции и системы ее поддержки при реализации и использовании по назначению, которая обеспечивает ее соответствие реальным и потенциальным запросам определенных потребителей в определенный период и отличает ее от продукции конкурентов.
Конкурентоспособность продукции (услуги) характеризует степень ее привлекательности для потенциального покупателя. Иными словами, конкурентоспособность определяет возможность продукции быть выгодно реализованной на конкурентном рынке в конкретный период наряду или вместо другой конкурирующей аналогичной продукции или услуги.
Конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке.
Факторы конкурентоспособности продукции
К внешним факторам конкурентоспособности продукции относятся:
1) уровень конкурентоспособности страны;
2) уровень конкурентоспособности региона;
3) уровень конкурентоспособности отрасли;
4) уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар;
5) сила конкуренции на выходе системы (среди новых и старых конкурентов) – увеличение интенсивности конкуренции повышает конкурентоспособность товара;
6) сила конкуренции на входе системы (среди поставщиков сырья) – то же;
7) сила конкуренции среди товаров заменителей – то же;
8) появление новых потребностей – снижает конкурентоспособность выпускаемого товара;
9) уровень организации производства, труда и управления у потребителей товаров – повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара (кассовый аппарат по счету денег в банке, раньше считали вручную);
10) активность контактных аудиторий (общественных организаций, СМИ, общества потребителей) – с повышением их активности конкурентоспособность товара повышается.
К внутренним факторам конкурентоспособности продукции относятся:
1) патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;
2) рациональность организационной и производственной структур системы;
3) конкурентоспособность персонала;
4) качество продукции;
5) система реализации и поддержки в использовании продукции по назначению;
6) расходы потребителя, связанные с приобретением и использованием продукции;
7) степень доверия к производителю и его продукции.
Таким образом, конкурентоспособность продукции определяется не только ее собственными параметрами, характеризующими техническое качество данной продукции, но и уровнем системы поддержки при ее реализации и использовании по назначению.