Тема 2: Регулирование рынка ценных бумаг




 

Основные понятия и вопросы изучаемой темы.

Понятие и сущность регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Роль государства в регулировании фондового рынка. Органы государственного контроля и регулирования рынка ценных бумаг в России, их назначение задачи и функции.

Основные органы регулирования деятельности участников на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации, их роль и статус на российском фондовом рынке.

 

Лекционный материал.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это система мер законодательного, исполнительного, стимулирую­щего и контролирующего характера, осуществляемых правомочными учре­ждениями, направленными на становление и дальнейшее развитие самостоя­тельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным ин­тересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечи­вающего привлечение инвестиций в экономику России.

Организационное построение системы регулирования в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации (СРО), созданные самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг. К последним относятся различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, внебиржевые торговые системы (NASDAQ в США), которые выполняют определенные регулятивные функции в отношении участников.

Международное профессиональное сообщество признает правомерность различных моделей саморегулирования. Общими характеристиками СРО в большинстве юрисдикций являются их отделенность от правительственного регулятора. Международная практика включает много моделей регулирования, в том числе модели без СРО, с одной СРО, выделяемой по функциональному признаку, или с множеством СРО.

Наиболее распространена модель рынка, в которой вообще не существует саморегулируемых организаций (Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Германия, Индия, Испания, Дания, Тайвань, Турция, Швеция, Швейцария и другие.) К странам с единственной СРО относится Новая Зеландия, Польша, Корея. В конце 90-х годов произошел отказ от модели СРО в Великобритании. Примером страны с множественностью СРО может выступать Канада, Япония и Норвегия

Довольно распространено создание СРО по функциональному признаку (брокерско-дилерская деятельность, инвестиционная деятельность), по продуктовому признаку (например, муниципальные ценные бумаги), по закрепленности за определенным рынком (биржи, внебиржевой рынок) или за инфраструктурой, обслуживающей определенные рынки. В последних случаях СРО выполняют не только функции саморегулирования, но и функции организации рынка. Именно так организовано саморегулирование в США, в рамках которого создана National Association of Securities Dealers (NASD) как СРО, за которой закреплен внебиржевой рынок и его торговые системы, а фондовые биржи США приобрели статус саморегулируемых организаций на биржевом рынке.

В России принята модель регулирования, включающая СРО, учреждаемые по функциональному признаку (Национальная Ассоциация Участников Фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная Ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и т.п.), в которые входят различные виды финансовых институтов.

Необходимость появления различного рода союзов, ассоциаций и объединений профессионалов на внебиржевом рынке была обусловлена прежде всего:

- широкомасштабной приватизацией в России;

- отсутствием на фондовых биржах атрибутов цивилизованного рынка (регистраторов, депозитариев, клиринговых палат и т.д.);

- информационным вакуумом;

- появлением акций предприятий самых различных отраслей;

- удаленностью многих крупных эмитентов;

- трудностями в определение реального курса акций, величины спроса на них и т.д.

В настоящее время в качестве основных целей деятельности саморегулируемых организаций в целом можно выделить:

§ развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;

§ установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг (уровень стандартов и требований, предъявляемых СРО к деятельности её членов, закрепленных в её внутренних документах, должен быть не ниже уровня стандартов и требований, устанавливаемых ФКЦБ);

§ осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;

§ защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;

§ повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

§ обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют на основании учредительных документов, Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» и Положения «О саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг», утверждённого Постановлением ФКЦБ от 01.07.1997 № 24. Положение об СРО определяет СРО как основанную на членстве некоммерческую организацию, созданную профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющую свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Выделяют следующие модели государственного регулирования рынка ценных бумаг в зависимости от наличия или отсутствия специализированного государственного регулятора:

§ Децентрализованное регулирование – предполагает отсутствие специализированного ведомства и возложение функций регулирования рынка на органы с более широкой компетенцией – министерство финансов или центральный банк (Германия);

§ Централизованное регулирование – предусматривает наличие государственного ведомства, специализирующегося на регулировании отношений в сфере рынка ценных бумаг (США);

§ Смешанное регулирование – предполагает распределение полномочий по регулированию между центральным банком и специализированным органом государственного регулирования (Российская Федерация).

С точки зрения организации рынка ценных бумаг в настоящее время существуют две модели. Первая предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). В Германии, в частности, важнейшую роль в вопросах регулирования рынка ценных бумаг играет Немецкий федеральный банк, а также специальный контролирующий орган – Федеральная надзорная палата по банкам (Bundesaufsichtsamt für das Kreditwesen).

Вторая предусматривает активную роль как банковских, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания).

По критерию «степень жесткости» возможно выделить следующие модели регулирования:

А) основанные на жестких, детальных правилах и формальных процедурах, широком контроле за их соблюдением (США);

Б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, стандартов, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций (Великобритаия, Швейцария).

Национальные модели регулирования рынка ценных бумаг различаются также в зависимости от наличия или отсутствия признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Так, отсутствие саморегулируемых организаций (СРО) или их минимальная роль на рынке обычно сопряжены с повышенной ролью государственных органов (Германия, Франция); другая модель предполагает широкое участие СРО в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США, Япония). В зависимости от степени участия субъектов федерации в процессе государственного регулирования выделяются системы, предполагающие значительные полномочия субъектов федерации (США, Германия), и системы с минимальным участием субъектов федерации в процессе регулирования (Российская Федерация).

В России в 90-е годы прошлого века за основу была принята модель регулирования, предполагающая установление детальных сводов правил и жесткого контроля за их исполнением.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование. Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и так далее.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Методыинституционального регулирования связаны прежде всего с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким образом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования, ипо этой причине охватывает все аспекты деятельностиконкретных организаций с точки зренияих влияния на финансовое положение объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынкеценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных бумаг.

В отличие отметодов институционального регулированияметодыфункциональногорегулированиясвязаны с установлением правил совершения определенных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во многих странах, в том числе и в России, действует законодательство, предусматривающее обязанность брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям) исполнятьзаявки на покупкуили продажу ценных бумаг, поступившие от клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельноот своих собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым институтам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов, и относится к методам функционального регулирования.

В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на рынке ценных бумаг основной акцент делается на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а нена финансовое состояние профессиональных участников,поэтомуметоды функционального регулирования составляютоснову регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования рынка ценных бумаг.

Начиная с 1996 года основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ, в соответствии со ст. 40 Закона "О рынке ценных бумаг", выступала в роли федерального органа исполни­тельной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг путем определения порядка их деятельности и по опре­делению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ являлась правопреемницей Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, созданной на основании Указа Президента РФ от 4 но­ября 1994 г. № 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации".

В структуру Федеральной комиссии входил консультативно-совещательный орган - Экспертный совет Федеральной комиссии - в составе представителей государственных органов и органи­заций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг; представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений.

Была создана структура региональных отделений ФКЦБ. продиктованная прежде всего необходимостью проведения на территории России единой по­литики государственного регулирования рынка ценных бумаг. Однако ФКЦБ России не учла того, что осуществление эффективного контроля за соблюдением законодательства о ценных бумагах во всех субъ­ектах Федерации в настоящее время просто невозможно без постоянного и пристального наблюдения за происходящим со стороны федеральных структур. Закрепление же всех без исключения субъектов Федерации за 15 региональными отделениями на практике привело к тому, что реально РО ФКЦБ РФ была в состоянии осуществлять необходимый контроль только за деятель­ностью тех регионов, в которых они непосредственно расположены. Это влекло за собой усложнение процедуры эмиссии ценных бумаг, вело к дополнитель­ным материальным и временным издержкам эмитентов (из-за их удаленно­сти от региональных отделений) и являлось для них сдерживающим фактором при принятии решения о привлечении инвестиций путем проведения дополнительной эмиссии.

Регулирующие и надзорные функции за фондовым рынком были распределены между целым рядом различных министерств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполняли Банк России (кредитные организации), Минфин (страховые организации и отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные участники рынка ценных бумаг) и другие.

В начале марта 2004 года в рамках радикальной административной реформы указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была ликвидирована ФКЦБ РФ, а все ее функции были переданы новому государственному органу – Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новому регулятору были переданы также некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. От Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда – надзор за негосударственными пенсионными фондами.

В развитие Указа №314 правительство России приняло постановление №206 от 9 апреля 2004 года "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам", окончательно определившее структуру и статус нового регулятора российского финансового рынка.

Согласно постановлению, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении правительства РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральной службе по финансовым рынкам передаются территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам является осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг; обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в правительство предложений о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: