Содержание
Введение…………………………………………………………………..……3-4
Глава I. Ранний детский аутизм. Внешние проявления. Причины возникновения. Обучение и сопровождение детей с РДА.
1.1. Ранний детский аутизм. История возникновения термина……….…….5-6
1.2 Внешние проявления синдрома детского аутизма.
1.2.1. Симптомы РДА и особенности психического развития при РДА…………..………………………………………………………………..6-10
1.2.2.Отличие аутизма от шизофрении, умственной отсталости и интроверсии……………………………………………………………………...10
1.3 Причины возникновения раннего детского аутизма……………..……10-12
1.4. Методы оказания помощи аутичным детям………………………...…12-14
Выводы к главе I…………………………………………………………………15
Глава II Экспериментальные исследования РДА
2.1. Нарушение внимания у детей с РДА………………………………………16
2.2 Понимание намерений в ситуации обмана детьми с аутизмом………….17
2.3 Восприятие детьми с РДА зашумленных и неполных изображений…17-18
Выводы к главе II………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………...…20-21
Библиография……………………………………………………………………22
Введение.
Настоящая работа посвящена изучению раннего детского аутизма (далее в тексте РДА) и является теоретической по своему характеру.
Актуальность
По своей известности и обсуждаемости в обществе аутизм вполне может соперничать с самыми распространенными и опасными недугами нашего времени. Нередко можно услышать, что мы живем в разгар всемирной эпидемии этой юолезни. Некоторые даже называют современную эпоху ее именем - веком аутизма (3, 198)
Такие проявления аутизма, как неумение общаться, формальная неконтактность, отсутствие сопереживания – в менее острой форме проявляются сейчас у заметного числа здоровых людей. Заштампованность речи, характерная для интернет-форумов, вполне сопоставима с аутической. (6, 131)
|
В настоящей работе исследуется одно из заболеваний аутического спектра: синдром раннего детского аутизма (РДА)
Детский аутизм в Международной Классификации Болезней МКБ-10 входит в группу общих расстройств психологического развития, характеризуется наличием паталогического и (или) нарушенного развития, впервые проявляющегося в возрасте до трех лет и типом аномального функционирования во всех трех сферах:: реципроктное социальное взаимодействие;.коммуникация; поведение (наблюдается ограниченный набор повторяющихся, стереотипных его форм).(8, 286)
По данным Никольской, РДА встречается в 3-6 случаях на 10000 детей. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. (9)
Дети с РДА находятся в наиболее сложном положении по возможностям развития, образования и социализации. (12, 273)
Проблема РДА обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки социальной помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с РДА, так и его семью (12, 273)
Целью нашей работы является изучение проблемы РДА. Реализация этой цели предполагает решение ряда задач, которые могут быть сформулированы следующим образом:
1) изучить историю возникновения термина РДА, представить современное определение данного понятия
|
2) представить основные внешние проявления РДА
3) рассмотреть причины возникновения РДА
4) рассмотреть методы оказания помощи детям с РДА.
5) Рассмотреть результаты практических исследований различных психических процессов у детей с РДА.
Методы исследования: аналитический, сопоставительный (анализировались научные статьи, результаты практических исследований, сопоставлялись различные подходы к проблеме).
Структура работы. Настоящая работа структурно состоит из введения, главы I, в которой приводятся теоретические сведения по проблеме, главы II, в которой рассматриваются результаты практических исследований, а также заключения и библиографии.
Глава I. Ранний детский аутизм. Внешние проявления. Причины возникновения. Обучение и сопровождение детей с РДА.
Ранний детский аутизм. История возникновения термина.
Термин аутизм введен в медицину в начале XX века известным швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером. Эйген Блейлер писал: «Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких - мы находим те же явления, но выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом (3, 199)
До середины 40-х годов прошлого века в раннем детском возрасте эту болезнь не выявляли.
Впервые РДА описал в 1942 году американский психиатр Лео Каннер. Он обратил внимание на нетипичные случаи детского аутизма. Поведение таких детей было сходно с поведением шизофреником: замкнутость, скудность эмоций, отсутствие интереса к людям, склонность к стереотипным движениям и действиям. Также такие дети испытывали большие трудности с освоением речи, и чаще всего причиной обращения к врачу было то, что в 2,5-3 года ребенок не только не говорил ничего членораздельного, но и не реагировал на обращенные к нему слова взрослых, при том, что слух и голосовой аппарат были в порядке. В грудном возрасте такой ребенок выворачивался при попытке матери взять его на руки или лежал у нее на руках как неодушевленный предмет и никогда не глядел на ее лицо.
|
Лео Каннер пришел к выводу, что эта форма аутизма является проявлением какой-то другой болезни. Он назвал ее РДА. В современной литературе она известна как синдром Каннера. (3, 199)
Затем, в 1944 году более легкую форму аутизма описал австрийский врач Ганс Аспергер. У его пациентов замкнутость, отсутствие видимых проявлений эмоций, неумение и нежелание общаться сочеталась с нормально развитой речью, интеллектом и незаурядными талантами в математике, шахматах, сборке и конструировании механизмов. Сегодня описанная им форма аутизма называется синдром Аспергера. (3, 200)
В современной науке используется следующие определения терминов аутизма и РДА.
Аутизм – состояние психики, проявляющееся в уклонении от общения, предпочтении собственного внутреннего мира контактом с окружающими. Аутичным называют человека, сосредоточенного на себе, отрешенного от мира и не умеющего или не желающего наладить с ними контакты. (4)
Ранний детский аутизм – неравномерное развитие психических функций у детей, сопровождающееся трудностями в установлении отношений с людьми, слабым эмоциональным реагированием, боязнью новизны, нарушением сна, избеганием контактов с другими людьми и с внешним миром. (4)