Понимания намерений в ситуации обмана детьми с типичным развитием и аутизмом.




Е.И. Лебедева провела сравнительное исследование детей понимания детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра намерений в ситуации обмана как феномена когнитивного представления о внутреннем мире других людей. Исследовалось 92 типичных ребенка и 44 ребенка с аутизмом, возраст от 3 до 11 лет.

Использовалась методика «Удивительные истории» (Strange stories) Ф.Хейп.

Исследователь пришла к следующим выводам:

Дети с аутизмом имеют дефицит в развитии «модели психического». Термин «модель психического» (theory of mind) определяется как способность приписывать независимые психические состояния себе и другим, чтобы объяснить и предсказать их поведение. Теория дефицита модели психического при аутизме проявляется следующим образом: у детей с аутизмом отсутствует способность думать о психическо состоянии других людей, что проявляется в специфических нарушениях определенных социальных, коммуникативных способностей и способности к воображению. Результаты исследования показали, что у детей с аутизмом понимание «невинной лжи» достоверно не отичается от понимания обмана в отличие от детей с типичным развитием. Даже наиболее способные аутисты делали грубейшие ошибки, давая ответы, в которых сообщалось о коммуникативных намерениях говорящего, совершенно не соотвествующих ситуации. В отличие от них дети с типичным развитием никогда не давали объяснений, не учитывая ситуационного контекста.

Непонимание детьми с расстройствами аутического спектра различных видов обмана и намерений обманывающего является следствием нарушения развития модели психического. Модель психического помогает ребенку понять, что на мнение других можно влиять и что люди формируют свои мнения на основе увиденного или услышанного

 

Восприятие детьми зашумленных и неполных изображений.

В статье Г.Л. Чухутовой представлен анализ тенденций к целостному и фрагментарному восприятию зашумленных и неполных изображений дошкольников с расстройствами аутического спектра и здоровых детей. Автор использовала следующие методики: пробу «Наложенные фигуры», перечеркнутые фигуры из альбома Т.В. Ахутиной, субтест «Завершение гештальта» из теста Кауфманов.

У детей с аутизмом и у нормальных детей по мере взросления увеличивается доля целостных и сокращается доля фрагментарных ответов; у детей с аутизмом соотношение ошибок по целостному и фрагментарному типу смещено в сторону большей фрагментарности. Выраженность тенденций в ошибочных ответах детей с аутизмом оказывает прямое влияние на эффективность распознавания ими тестовых изображений. Результаты свидетельствуют о снижении тенденции к целостному восприятию у дошкольников с аутизмом.

Существуют 2 гипотезы для объяснения склонности к фрагментарному восприятию при аутизме.

Первая рассматривает эти особенности как следствие ослабления естественной тенденции объединять воспринимаемые признаки оюъекта в целостный образ, из-за чего человек вместо целого видит только совокупность разрозненных элементов. В последнее время эта гипотеза была модифицирована и стала рассматривать трудности интеграции не как базовый дефицит, а как когнитивный стиль, произвольно управляемый в соответствии с требованием задачи.

В соответствии со второй гипотезой фрагментарность восприятия страдающих аутизмом обусловлена аномально усиленной восприимчивостью к простым признакам зрительных объектов (пространственная ориентация, контраст, направление движения), а трудности интеграции деталей являются вторичным следствием общей зрительной перегрузки. Важным методологическим преимуществом второй гипотезы является однозначная отнесенность когнитивных явлений к определенному нейрофизиологическому механизму – повышенному латеральному торможению в колонках нейронов первичной зрительной коры.

 

 

Выводы к Главе II

1. У детей с РДА наблюдается генерализованное снижение бдительности, замедление простой сенсомоторной реакции на целевой стимул, специфические трудности операции переключения внимания от зрительной к слуховой модальности.

2. Дети с аутизмом имеют дефицит в развитии «модели психического». Они испытывают трудности в приписывании ментальных состояний другим людям, что затрудняет их понимание намерений говорящего в ситуациях обмана и «невинной лжи».

3. У детей с РДА существует склонность к фрагментарному восприятию.

 

 

Заключение

Проведя теоретическое исследование проблемы раннего детского аутизма, мы пришли к следующим выводам.

1)Впервые РДА описал в 1942 году американский психиатр Лео Каннер.Ранний детский аутизм – неравномерное развитие психических функций у детей, сопровождающееся трудностями в установлении отношений с людьми, слабым эмоциональным реагированием, боязнью новизны, нарушением сна, избеганием контактов с другими людьми и с внешним миром.

2) Детский аутизм включен в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления.

Классическая триада диагностических критериев аутизма: трудности адекватной коммуникации, недостаточность социализации, стереотипное поведение.

3) Различные авторы связывают аутизм с дефицита родительского внимания, с генетическими и биохимические причинами, с индивидуальными особенностями нервной системы, с обстоятельствами рождения), с загрязнением окружающей среды и длительными интоксикациями., избыточным количество углеводов в пище современного человека, использованием женщинами гормональных контрацептивов. Существует также «прививочная теория. В настоящее время преобладает мнение, что РДА – болезнь, прежде всего, генетическая

4) В России используются следующие методы оказания помощи детям с РДА: методика поведенческой терапии, направленная на формирование желательной формы поведения, развитие речи и стимулирование навыков вербального общения, поощрение социального взаимодействия; «холдинг-терапия», заключающаяся в попытке форсировнного образования физической связи между матерь и ребенком; методика игротерапии.

5). У детей с РДА наблюдается генерализованное снижение бдительности, замедление простой сенсомоторной реакции на целевой стимул, специфические трудности операции переключения внимания от зрительной к слуховой модальности. Дети с аутизмом имеют дефицит в развитии «модели психического». Они испытывают трудности в приписывании ментальных состояний другим людям, что затрудняет их понимание намерений говорящего в ситуациях обмана и «невинной лжи». У детей с РДА существует склонность к фрагментарному восприятию.

 

Подводя итог нашей работы, мы хотели бы указать на следующие тенденции в современном обществе, касающиеся РДА и аутизма.

Развитые страны, особенно США, охватила самая настоящая эпидемия аутизма. Каждое новое крупномасштабное исследование неуклонно повышает частоту встречаемости этой болезни (3, 202)

Сегодня диагноз «аутизм» все чаще ставят не только детям с явными признаками, но и вообще детям замкнутым, интровертным, застенчивым. Можно сказать, что увеличение количества аутистов говорит прежде всего о том, как эта болезнь отражается в сознании общества, в котором очевидны нарастающая отчужденность в семьях, дефицит эмоциональных контактов с родителей с детьми. (3, 206)

Библиография

1. Взрослым о детях // Знание-сила, 2009. №2. С112-113

2. Восприятие детьми зашумленных и неполных изображений / Г.Л. Чухутова // Вопросы психологии 2010. -№5. С114-124

3. Жизнь в ауте/ Борис Жуков// Вокруг света, 2008. №10. С198-206

4. Козловская Г.В. Детский аутизм // Будь здоров!, 2010. №4. С56-62.

5. Лебедева Е.И. Понимание намерений в ситуации обмана детьми с типичным развитием и аутизмом / Е.И. Лебедева // Психологический журнал, 2007. Т.28 №1. С.83-89.

6. Медведева И. Апология насилия / Ирина Медведева, Татьяна Шишова // Наш современник. 2009. №9, С. 129-142.

7. Менделевич В.Д. клиническая и медицинская психология. –М.: «МЕДпресс-информ», 2008. С75

8. МКБ-10, Карманное руководство. Классификация психических и поведенческих расстройств. / сост. Дж.Э.Купер. – Киев.: Сфера, 2000. С282.

9. Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000.- 334 с.

10. Обухова Е.Ю. Нарушение внимания у детей с особенностями развития // Е.Ю. Обухова, Т.А. Строганова, В.В. Грачев // Вопросы психологии, 2008. №3. С. 61-70.

11. Шахунова, Н.Е. Оказание помощи аутичным детям и их семьям. // Вопросы гуманитарных наук, 2007. №2. С. 273—275.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: