Поведение детей с РДА и шизофрении на первый взгляд сходно (замкнутость, скудность эмоций, отсутствие интереса к людям, склонность к стереотипным движениям и действиям), но у первых не наблюдается галлюцинаций и бреда, характерных для шизофрении.
(9, 20)
Отличие от умственной отсталости. Две трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании оцениваются как умственно отсталые, а половина из этих двух третей – как глубоко умственно отсталые. Однако нарушение интеллектуального развития при детском аутизме имеет качественную специфику: при количественно равном коэффициенте умственного развития ребенок с аутизмом по сравнению с ребенком-олигофреном может проявлять большую сообразительность в отдельных областях и гораздо худшую адаптацию к жизни в целом. При глубокой умственной отсталости возможно развитие стереотипной аутостимуляции, однако при аутизме это сочетается с невозможностью установления эмоционального контакта с ребенком. (9, 22-23)
Отличие аутизма от интроверсии. В психиатрии интраверсия определяется как нелюдимость, замкнутость, поглощенность собой, обращенность внутрь личности. Но в отличие от аутизма она представляет собой вариативную норму человеческой психики, кроме того, она не может возникнуть внезапно и способна к компенсации под влиянием внешних микросоциальных факторов. Также при интроверсии в отличие от аутизма присутствует критическое отношение к собственной замкнутости. (7)
Причины РДА
В науке до сих пор нет четкого представления о патогенетических механизмах РДА.
В первые десятилетия изучения этой патологии наибольшей популярностью пользовалась теория, рассматривающая аутизм как результат дефицита родительского внимания и контактов младенца с матерью. Однако и во вполне благополучных семьях, у любящих родителей, вырастали дети-аутисты.
Один из таких родителей. Американский психолог Бернард Римланд, выпустил книгу «Детский аутизм: синдром и его значение для нейронной теории поведения», в которой указал на генетические и биохимические причины аутизма.
В дальнейшем разные авторы связывали аутизм с индивидуальными особенностями нервной системы (повышенной эмоциональной чувствительностью и быстрой утомляемостью нервной ткани), с обстоятельствами рождения (родовыми травмами и асфиксией), с загрязнением окружающей среды и длительными интоксикациями. (3, 202), избыточным количество углеводов в пище современного человека, использованием женщинами гормональных контрацептивов. (1)
Существует даже «прививочная» теория аутизма, в последние годы жизни ее поддерживал Бернард Римланд. Согласно этой теории, на рост аутизма влияет сплошная вакцинация детей. До 1,5 лет ребенку делают до 17 прививок. Это напрягает иммунную систему и вызывает ее истощение. В результате страдает эндокринная система и психика.(1).
По теории нейробиологов из Швейцарии (1) аутизм у детей развивается не из-за функциональных нарушений, а из-за «перегрузки головного мозга». Камилла и Генри Макрам из Швейцарского Федерального Института Технологий в Лозанне пришли к такому выводу: заболевание вызывается тем, что дети воспринимают, чувствуют и запоминают слишком много информации.
Сталкиваясь с насыщенностью окружающего мира, дети, больные аутизмом, пытаются отгородиться от реальности, в результате чего у них возникают социальные и лингвистические нарушения. Повторяющиеся и неуместные действия (качание головой, размахивание руками перед лицом) являются попыткой ребенка сделать мир упорядоченным и предсказуемым.
Швейцарские исследователи считают, что у всех аутистов существует аномальный рост мозга. При рождении головной мозг младенцев с аутизмом имеет маленький или нормальный размер, но в определенный момент он начинает неожиданно быстро расти. В возрасте 2-3 лет, когда проявляются симптомы аутизма, объем мозга больных детей на 10% превышает стандартные показатели. (1)
В других исследованиях приводится следующий тревожащий факт. Доступ с ранних лет к телевизору и компьютеру даже у здоровых детей формирует аутические черты. Среди родителей аутистов много компьютерщиков и математиков. (1)
За последнее время проведено большое количество исследований, подтверждающих генетическую теорию.
Косвенным подтверждением генетической теории являются результаты обширного исследования, проведенного в 2006г. Американскими и израильскими учеными. Они обнаружили, что вероятность заболевания ребенка аутизмом очень сильно зависит от того, каков был возраст отца в момент зачатия. Для мужчины в возрасте 30-39 лет риск зачать ребенка-аутиста в полтора, а для 40-49-летних – в шесть раз выше, чем для отцов в возрасте до 29 лет.
Наконец, сегодня, уже определены некоторые гены, как-то связанные с развитием аутизма. Группа сотрудников Университета Вандербильта в Нэшвилле (Теннеси, США) идентифицировала точечную мутацию гена, известного под названием МЕТ. Ученые пришли к выводу, что наибольшую роль в развитии аутизма играют ген neurexin I, а также пока не идентифицированный ген в II паре хромосом. Однако, они уточняют, что та или иная мутация в том или ином участке наследственной информации может сделать аутизм более вероятным, но никогда не сделает его неизбежным.
Вопрос о том, каким образом поломка того или иного гена преобразуется в аутичное поведение, несколько прояснило открытие «зеркальных нейронов». (3, 204)
«Зеркальные нейроны» были найдены в разных отделах коры, связанных с восприятием движений и управлений ими. Ученые из калифорнийского университета в Сан-Диего обратили внимание на то, что зеркальные нейроны выполняют как раз те функции, нарушение которых отмечается при аутизме.
«Если система зеркальных клеток участвует в интерпретации человеком сложных намерений других, то наиболее серьезную патологию у аутичных людей (дефицит социальных навыков) можно объяснить повреждением этой нейронной сети. Дисфункции могут провоцировать возникновение и прочих важных симптомов данного расстройства: неспособности к сопереживанию, дефектов речи, плохо развитых подражательных способностей и т.д.», - пишет доктор Вилаянур Рамачандран. (3, 204)
В настоящее время преобладает мнение, что РДА – болезнь, прежде всего, генетическая. (3, 203)