Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ДИСЦИПЛИНА:

«Финансы»

 

ТЕМА:

«Федеральные фонды обязательного медицинского страхования»

 

Выполнил Калачев Б.С.

Студент 4 курса вечер (1 пот)

Специальность ФиК

№ зачетной книжки 06ФФБ00913

Преподаватель доц. Мудрова Н.В.

 

БРЯНСК 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................    
1. Теоретические основы функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ.................................................................      
1.1. Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования............................................................................      
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности. Модели финансирования ФФОМС.................................................................................      
2. Анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Элементы ФФОМС РФ: 2008-2010г......................................................................................    
2.1.       2.2.   Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования............................................................................   Элементы ФФОМС РФ: 2008-2010г………………………          
  3.   Проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................      
3.1. Недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования...................................................    
3.2. Проблемы действующей системы обязательного мединского страхования. Меры по усовершенствованию реализации функций ФФОМС для выполнения государством своих социальных функций………………    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................    

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………… ………………... 41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства – это одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития.

Цель данной курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать сущность системы обязательного медицинского страхования, структуру, задачи, функции, средства деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

 

- проанализировать доходную и расходную части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

 

- выявить проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и дать предложения по ее модернизации.

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования

Право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие).
В 1993 году в стране был введен в действие Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который послужил основой для начала проведения комплексной реформы в здравоохранении. В соответствии с законом была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая обеспечивает привлечение целевых финансовых средств в здравоохранение в виде налогов и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан и органов исполнительной власти - на страхование не работающего населения, «предполагает целевой характер накопления и расходования финансовых средств на охрану здоровья и медицинского обслуживания населения, придает финансированию здравоохранения смешанный бюджетно-соцстраховский характер».

Таким образом, появилась страховая система здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

Новая страховая система - это сложная структура, имеющая свои собственные фонды, отлаженную систему финансирования в виде платежей (работодатели ежемесячно направляют 3,6% от фонда оплаты труда в Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), систему подчиненности, способность к саморегулированию.

1.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности. Модели финансирования ФФОМС

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – это первый уровень страхования в системе, который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится как к общему регулированию основных положений ОМС на территории РФ, так и к финансовому регулированию осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

Система ОМС представлена ФФОМС и 91 самостоятельным территориальным фондом ОМС, 913 их филиалами, из которых 467 выполняют функции страховщиков. В организационную структуру системы ОМС также входят 309 страховых медицинских организаций и 8296 лечебно-профилактических учреждений.

ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой.

Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Фонда.

Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Основными задачами Федерального фонда являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Роль ФОМС в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции. Федеральный фонд:

1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

6) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

7) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

8) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

9) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

10) организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

11) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

12) обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

13) участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

14) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении;

15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Управление деятельностью фонда осуществляется его правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

Правление возглавляет председатель. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство Российской Федерации предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством Российской Федерации в качестве членов правления.

Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами, которые осуществляют сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

Территориальные ФОМС (ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется также правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией.

Третий уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

По Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.

Общая схема организации и финансирования ОМС представлена на рис. 1.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

Во исполнение бюджета ФФОМС финансовые средства направляются на:

1) регулирование финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках программы ОМС;

2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;

3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;

4)финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых ФФОМС централизованно.

Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Имущество Федерального фонда состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования:

1) бюджетно-страховая- из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Она наиболее распространенная в развитых странах: Германия, Австрия, Франция, Швейцария;

2) бюджетная- за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия);

3) предпринимательская- за счет продажи населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 года в России в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85 %. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения. Вторые- средства ведомств и подведомственных им предприятий (15 %), третьи- средства населения, которые были крайне незначительны, в небольшом объеме на не жизненно важные медицинские услуги (например, зубопротезирование).

С введением обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения в России появились новые источники, среди которых- взносы работодателей на страхование неработающего населения, средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: