В настоящей части нашей работы мы ознакомимся с особенностями политических взаимоотношений Испании и Латинской Америки на современном этапе, а также кратко ознакомимся с историей этих взаимоотношений, которая непосредственным образом воздействует на современные тенденции политических контактов.
Латинская Америка, как известно, в большей своей части, некогда входила в состав Испанской империи, которая на протяжении XV–XIX веков фактически делила всю Центральную и Южную Америку с Португалией.
Для более четкого понимания проблематики политических взаимоотношений Латинской Америки и Испании представляется необходимым дать краткую политико-географическую характеристику Латиноамериканского региона и Испании.
Начнем с Латинской Америки.
Термин Латинская Америка первоначально обозначал те части Американского континента, которые были колонизированы и заселены выходцами из стран Пиренейского (Иберийского) полуострова – Испании и Португалии. Испанией и Португалией в XV–XVI веках колонизировали более 90% территории современной Латинской Америки, оставшиеся части были распределены между Англией, Францией и Нидерландами.
Большинство крупных государств региона получили независимость от европейских метрополий (Португалии и Испании) в XIX веке, подавляющее большинство остальных – в веке XX. В настоящее время в регионе насчитывается около 30 государств[1].
Определить количество точнее, не представляется возможным из-за разницы подходов к определению Латинская Америка. Так, ряд исследователей относят к ней только испано-португалоязычные страны, а бывшие или настоящие колониальные владения Англии, Франции и Нидерланд в число территорий региона не относят[2].
|
В то же время ООН, группирует страны региона по чисто географическому принципу – Северная Америка и Южная Америка[3]. Таким образом, Латинская Америка – это более культурный, чем географический термин. В настоящее время, к Латинской Америке относят ряд государств и территорий Южной и Центральной Америки (см. табл. №1.).
Таблица №1. Государства и территории Латинской Америки
Независимые государства | Зависимые территории (с указанием принадлежности) | |
Аргентина | Мексика | Гваделупа (Франция) |
Белиз | Никарагуа | Мартиника (Франция) |
Боливия | Панама | Французская Гвиана (Франция) |
Бразилия | Парагвай | Пуэрто-Рико (США) |
Венесуэла | Перу | Фолклендские острова (Британия) |
Гватемала | Сальвадор | Аруба (Нидерланды) |
Гаити | Тринидад и Тобаго | Нидерландские Антильские острова (Нидерланды) |
Гондурас | Уругвай | Каймановы острова (Британия) |
Доминиканская республика | Чили | Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (Британия) |
Колумбия | Эквадор | Монтсеррат (Британия) |
Коста-Рика | Ямайка | |
Куба | Суринам[4] | |
Гайана |
В указанных территориях и государствах в настоящее время проживают около 470 миллионов человек (причем это население за XX век выросло более чем в 8 раз, что составляет самый высокий уровень прироста в мире)[5].
Общая территория Латинской Америки – больше двадцати миллионов квадратных километров (что больше чем вся территория России). Наиболее крупные в территориальном плане государства региона – Бразилия, Аргентина, Мексика, в список наиболее развитых экономически стран региона, к указанным государствам, добавляются Венесуэла, Чили, Колумбия, Перу[6]. Подавляющее большинство независимых стран региона республики, причем почти все они имеют выход к морю (за исключением Боливии и Парагвая).
|
Дадим, также краткую характеристику современного положения государства Испания.
Испания, это государство на юго-западе Европы, которое занимает большую часть Пиренейского полуострова. Испания – Конституционная монархия. Глава государства – король.
Сухопутно, Испания граничит с Францией и Андоррой на севере, Португалией на западе, владением Британии Гибралтар на Юге. Кроме того, на севере Африки у Испании находятся две территории – автономные города Сеута и Мелилья, которые граничат с Марокко (отметим, что Марокко не признает право Испании на эти полуанклавы).
Кроме того в состав Испании входят Балеарские и Канарские острова, которые находятся соответственно, в Средиземном море и в Атлантическом океане недалеко от Северо-западного побережья Африки, а также территория Ифни. В настоящее время Испания входит в Европейский союз и обладает сравнительно развитой экономикой (в сравнении с большинством стран Латинской Америки).
В XV–XIX веках в состав колониальных владений Испании входило большинство современных государств Южной и Центральной Америки (в том числе Мексика, Аргентина, Чили, Боливия, Венесуэла, Куба, Уругвай, часть современных США и т.д.), отдельные территории в Африке (Марокко, Экваториальная Гвинея, Западная Сахара), а также в Азии (Филиппины). Основная часть этой империи (Латинская Америка) получили независимость в XIX веке, оставшаяся часть в веке XX (Испанское Марокко, Западная Сахара, Экваториальная Гвинея и др.). За Испанией остались лишь Канарские острова и некоторые города в Африке.
|
После такого краткого политико-географического обзора перейдем к непосредственной теме этой части нашей работы.
Итак, испаноязычные страны Латинской Америки освободились от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались, вплоть до первой половины XX века.
В этот период в Испании происходят определенные события, которые непосредственным образом стали воздействовать в том числе и на латиноамериканскую политику бывшей метрополии. Мы имеем ввиду гражданскую войну 1936–1939 годов, а также установление диктатуры генерала Франко[7].
Как следствие – находившаяся под властью профашистского тоталитарного режима Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции. Начиная с 1939 г., то есть с окончательной победы франкистов над республиканцами, Испания с каждым годом все больше и больше оказывалась в вакууме дипломатических и прочих контактов.
После окончания второй мировой войны вся мировая общественность смотрела на режим Франко как на «заповедник тоталитаризма в Европе». Следствием этого стал тот факт, что практически все страны мира, в большей или меньшей степени в период 1945–1975 гг. свели на нет все дипломатические, экономические и общественные контакты с Испанией.
С падением диктатуры Франко в 1975 году положение начинает меняться, однако роль и место Испании в мировой политики стала откровенно второстепенной. Взаимоотношения Испании и Латинской Америки, в этот период ознаменовались новыми тенденциями, которые, в рамках нашей темы, целесообразно кратко рассмотреть.
В новых условиях послевоенного развития и во время «холодной войны» Испании приходилось довольствоваться ролью «младшего» партнера США на европейском континенте. Положение неравноправного участника международных отношений и откровенное оттеснение на вторые роли во внешнеполитических инициативах показывали всю ущербность положения некогда крупнейшей мировой империи.
Ряд крупных провалов во внешней политике привели к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни.
Попытки изменить собственный статус неравноправного партнера привели Испанию к активизации своей внешнеполитической деятельности в бассейне Тихого океана (на Филиппинских островах), то есть на территориях бывшей колониальной системы испанского королевства.
Однако здесь произошло столкновение интересов Испании с США, которые после второй мировой войны прочно укрепились в данном регионе, экономически и политически.
Как следствие, внешнеполитическое ведомство Испании оказалось вынуждено «возвратиться» в Латиноамериканский регион, отношения с которым были во многом прерваны еще в 30-е годы XX века.
К середине XX века во многих странах Латинской Америки установились авторитарные режимы, которые были зачастую не признаны мировым сообществом[8]. В подобной ситуации оказалась и Испания после завершения Второй мировой войны. Не признаваемые большинством стран мира Испания и авторитарные режимы Латинской Америки были просто «обречены» на взаимное сближение.
Установление дипломатических контактов и налаживание экономического сотрудничества Испании и латиноамериканских государств активно способствовало ослаблению международной изоляции франкизма во второй половине 40-х – начале 50-х гг.
Особенно наглядно это продемонстрировала Аргентина, которая в обмен на экономическую помощь оказывала активную дипломатическую поддержку франкистской Испании, представляя его интересы в ряде третьих стран[9].
Стремясь сохранить свое пошатнувшееся влияние в регионе, внешняя политика создает образ Испании как «Матери-Родины» латиноамериканских народов[10].
Серьезные попытки использовать недовольство латиноамериканцев экспансией США в регионе предпринимаются во время Карибского кризиса и событий ему предшествовавших.
Испания поддерживает кубинскую революцию наперекор настоятельным просьбам США, а испанские торговые суда продолжают посещать Кубу в период ее блокады американским ВМФ. Столь же активную внешнеполитическую позицию занимает Испания и в отношениях с Чили в период установления диктатуры Пиночета.
В целом, благодаря успехам своей внешней политики в регионе во времена франкистского режима Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и таких межгосударственных объединений как ОАГ, ЛАСТ (Ассоциации свободной торговли) и Андская группа.
В то же время, несмотря на отдельные успехи внешней политики Испании необходимо признать, что отношения Испании со многими государствами Латинской Америки в этот период, оставляли желать лучшего. Целый ряд «ибероамериканских» государств – таких как Мексика, Венесуэла, Эквадор и другие, в 40-е – 70-е годы вообще не поддерживали никаких контактов с Испанией (не было даже формальных представительств).
В целом, серьезные внутриполитические проблемы в Испании, начавшиеся в 60-е годы XX века и вызванная этим стагнация экономики негативно ударили по отношениям франкистской Испании с третьими странами, в том числе и латиноамериканскими[11].
Несмотря на ряд попыток активизации экономического сотрудничества между странами и проведение так называемых «ибероамериканских конгрессов» в 60-е – 70-е годы, структурный кризис тоталитарных режимов, охвативший как латиноамериканские государства, так и Испанию не позволил осуществить данные начинания в задуманном варианте.
С падением франкистского режима в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В исторической литературе он получил название «постфранкистский период» или «период демократизации»[12].
Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход их международной изоляции.
Происходит восстановление дипломатических отношений с Мексикой, и другими Латиноамериканскими странами. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за достойную роль и место в мировом сообществе.
Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики, в том числе для проникновения испанских капиталов экономику Латинской Америки, которые были связаны с повышением темпов экономического развития отдельных стран Латинской Америки (Чили, Аргентина), сопровождавшегося процессом индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и источников финансирования.
Правительства и военные режимы, правившие в Латиноамериканских государствах во второй половине двадцатого века, были заинтересованы в развитии национальной промышленности, для чего было необходимо постоянное вливание в экономику крупных финансовых средств[13].
Испания в этом плане была весьма привлекательно – она хотя и не обладала подобными свободными капиталами, но могла брать их у других стран Европы на благоприятных условиях и при минимальной процентной ставке.
Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с Испанией также был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров.
Активизация отношений с Испанией также отвечала задачам диверсификации внешних связей, надеждам латиноамериканских стран ослабить одностороннюю зависимость от США.
Учитывая «традиционную» дружбу с Испанией, латиноамериканские страны рассчитывали на то, что их взаимоотношения будут носить более равноправный характер, чем в отношения с США и больше строиться на учёте баланса интересов.
Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в своём развитии прошёл два главных этапа.
На первом этапе (в основном соответствует периоду правления правительств Союза демократического центра: июль 1976 – октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании.
Основная концепция внешней политики Испании этого периода – идея о закономерностях экономического, политического и духовного сближения всех испаноязычных народов, был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии[14].
К концу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в НАТО. Правительство СДЦ во главе с Л. Кальво Сотело (1981–1982 гг.) во внешней политике главное внимание стало уделять укреплению позиций Испании в Западной Европе, ослабив активность в Латинской Америке и в других регионах мира.
Второй этап начался в 1982 году и продолжался, в целом, до второй половины 90-х годов. Приход к власти Испанской социалистической партии (октябрь 1982 года) явился важной вехой в истории постфранкистской Испании, ознаменовал сдвиг влево в политической жизни страны.
Социалисты одержали победу на выборах, выступив с критикой пронатовской политики своих предшественников. Они выдвинули программу борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Важное место в их программе занимали вопросы расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами.
Главное отличие латиноамериканского курса испанских социалистов от политики их предшественников состоит в том, что они выступили в пользу признания права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, на свободу официально-политического выбора и своими политическими делами продемонстрировали намерение способствовать осуществлению этого права[15].
Активность Испании на латиноамериканском направлении нарастала более медленными темпами, чем на западноевропейском и атлантическом направлениях.
В результате значение во внешнеполитической деятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, его эффективность относительно уменьшаются. В частности, Испании не удалось добиться реальных уступок Западной Европы латиноамериканским странам, как в области ликвидации финансовой задолженности, так и в области торгово-экономических отношений.
Все больше и больше вливаясь в структуры НАТО, Испания оказывается вынужденной в значительной мере корректировать свою внешнюю политику в угоду интересам альянса[16].
Однако, несмотря на ослабление военного, и государственного участия Испании в делах Латинской Америки бурно развивается всевозможное экономическое сотрудничество.
Испанское государство оказывается поставленным перед необходимостью дипломатическими путями поддерживать финансовую и экономическую экспансию испанского капитала в латиноамериканском регионе. Это приводит к заключению ряд серьезных двухсторонних испано-латиноамериканских договоров, которые позволили иберийским предпринимателям оказаться в привилегированном положении по отношению к их конкурентам из Европы и стран Азии[17].
Несмотря на существующие трудности, Испания и латиноамериканские государства вступили в XXI век с определенными резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества.
Такова предыстория современных взаимоотношений Испании и Латинской Америки.
Обратимся к изучению тенденций современных политических контактов. Для этого дадим краткий обзор политической ситуации латиноамериканского региона.
Отметим, что подавляющее большинство независимых государств региона – республики. В XX веке, в большинстве из них были установлены авторитарно-олигархические режимы и военные диктатуры, которые во многом определяли отношение к региону со стороны мирового сообщества, как к крайне нестабильному.
Отдельный момент, на котором необходимо остановиться – политические кризисы, которые характерны для данного региона
В целом, постоянные политические конфликты и кризисы составляют неотъемлемую часть политической жизни региона.
На протяжении XX века в регионе имели место быть также частые военные конфликты. Кроме того, ряд стран региона (Никарагуа, Панама, Гондурас) в XX веке подверглись американской оккупации. В настоящее время Латиноамериканские страны практически завершили переход от диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества[18].
В настоящее время. в регионе в целом, преодолены военно-политические конфликты, и хотя нельзя недооценивать новые угрозы стабильности (возможность взрывов социального недовольства из-за ухудшения условий жизни низов, экспансию наркомафии, коррупцию, деформации, вызываемые формированием экономико-политических клановых структур), сегодня конституционная преемственность демократических институтов в Латинской Америке представляется в определенной мере обеспеченной[19].
В Латинской Америке на настоящий момент действуют несколько межгосударственных организаций (например, Организация Иберо-американских государств, или Меркосур – общий рынок Южной Америки) и проводится определенная интеграция между различными государствами в рамках региона.
В то же время в мировой политике Латинская Америка представлена слабо. Ни одна из стран региона не входит в число постоянных членов совета безопасности ООН, а активную внешнюю политику, выходящую территориально из региона Северной и Южной Америк, проводят лишь Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Боливия и отчасти Куба и Мексика.
Получив эти знания, вернемся к изучаемой тематике.
Наиболее наглядными и интересными для изучения в описываемый период выступают внешнеполитические контакты Испании с Чили, Аргентиной и Мексикой. Со всеми этими государствами Мадрид связывает тесное экономическое сотрудничество, которое является залогом политических контактов между правительствами стран.
В большей или меньшей степени, но все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании, как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых инновациях и экспериментах.
Все теснее вливаясь в сотрудничество с Европейским Союзом, Испания с начала 2000-х годов берет на себя роль посредника в развитии связей Европейского союза со странами Латинской Америки.
Положительные тенденции прослеживаются в посреднической деятельности Испании между Европейским союзом с МЕРКОСУР (Общий рынок Южного конуса).
В целом, за первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран[20].
Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономического развития Испании, которое служило стимулом к поискам новых рынков сбыта. Активность ряда латиноамериканских правительств (особенно Аргентины, Чили, Мексики) обуславливалась схожими причинами.
Выбор латиноамериканского направления как одного из приоритетных во внешнеполитической стратегии Испании (наряду с ее взаимоотношениями со странами Европы) определялся также наличием определённой базы, в частности, культурно-историческими традициями, общностью религии и языка.
Это создавало возможности для складывания новых форм отношений между Испанией и латиноамериканскими странами, которые рассматривали их как важный канал для укрепления своего сотрудничества с западной Европой, видели в них один из возможных путей преодоления односторонней зависимости от США.
Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара.
Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой создания Иберо-американского сообщества наций[21].
Выступая за развитие разностороннего, в том числе экономического и политического сотрудничества, участники иберо-американских встреч особое внимание уделили разработке совместных проектов в области образования, культуры, здравоохранения, развития индейских народов, за которыми признавалась важная роль в формировании иберо-американской общности.
Основные выводы по настоящей части нашего изложения таковы:
– политические отношения Испании и Латинской Америки имеют длительную и непростую историю, которая непосредственным образом воздействует на современные тенденции двухсторонних взаимоотношений;
– испаноязычные страны Латинской Америки освободились от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались, вплоть до первой половины XX века;
– гражданская война в Испании 1936–1939 годов, а также установление диктатуры генерала Франко привели к тому, что Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции, что непосредственным образом повлияло на ее взаимоотношения с бывшими колониями в Америке, которые в 30-е годы практически сошли на нет;
– ряд крупных провалов во внешней политике Франкистского правительства в 40-е – 50е годы XX века, привели к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни. Как следствие, внешнеполитическое ведомство Испании оказалось вынуждено «возвратиться» в Латиноамериканский регион;
– в целом внешняя политика режима Франко по отношению к отдельным государствам Латинской Америки (ЧИЛИ, Аргентина) была относительно удачной. Благодаря ее успехам Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и ряда межгосударственных объединений, значимых в условиях Латинской Америки;
– с падением франкистского режима в 1975 году начался новый этап в истории Испании. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за достойную роль и место в мировом сообществе. Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики в том числе и в Латинской Америке;
– в настоящее время все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании (в большей или меньшей степени), как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых инновациях и экспериментах;
– за первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран. Развитию отношений способствовали их взаимные интересы, а также ряд таких причин, как культурно-исторические традиции, общность религии и языка.