Эффективность работы по оптимизации процесса социализации детей детских домов




 

Сравнительный анализ двух срезов показывает, что произошла серьезная коррекция качественной характеристики личности учащихся. К примеру, возьмем методику САН, по которой исследовалось: самочувствие, активность, настроение учащихся. Так, к примеру, у Жуковой Любы в первом срезе самочувствие оценивалось - 60 баллов, то во 2-м срезе - в 64 балла, активность в 1-м срез - 63, а во 2-м - 66, тоже самое и с настроением в 1-м - 58, во 2-м - 61. Таким образом, у Жуковой Любы самочувствие улучшилось на 4 балла, активность - на 3 балла, настроение - тоже на 3 балла. А у некоторых участников коррекционные результаты еще выше, практически у всех учащихся произошла положительная коррекция. Конечно же, нет необходимости вновь описывать результаты психолого-педагогической диагностики учащихся, когда коррекционные результаты и так видны из таблицы. Лучше обобщим данные в средние общие показатели.

Общие средние данные по методике САН

Параметры 1-й срез 2-й срез Разница
  Самочувствие 52.7 58.5 + 5.8
  Активность 48.9 54.1 + 5.2
  Настроение 52.2 59.1 + 6.9

 

Из таблицы видно, что по итогам второго среза психолого-педагогической диагностики произошла коррекция эмоционального состояния у учащихся, т.е. произошло улучшение самочувствия на 5.8 баллов, увеличилась активность - в 5.2 балла, улучшилось настроение - на 6.9 баллов.

Аналогичные результаты можно наблюдать, анализируя методику школьной тревожности Филипса. Только в методике Филипса происходит снижение: школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в достижениях, страха самовыражения, страха в отношениях с учителями. Снижение уровня тревожности у учащихся можно наблюдать в нижеприведенной таблице:


Результаты методики Филипса

Шкалы 1- срез 2-й срез Разница
1. "Общая тревожность в школе" 6.7 (средний) 5.8 (низкий) - 0.9
2."Переживание социального стресса"   2.9 (низкий) 2 (низкий) - 0.9
3."Фрустрация потребности в достижении" 4.2 (средний) 3.4 (низкий) -0.8
4. "Страх самовыражения" 2.7 (средний) 1.4 (низкий) - 1.3
5. "Проблемы и страхи в отношениях с учителями" 3.4 (средний) 2.8 (низкий) - 0.6

 

Получается, что во- втором срезе психолого-педагогической диагностики результаты по каждой шкале методики Филипса из показателя среднего уровня переместились в показатель низкого уровня.

Произошла коррекция субъективного контроля: если общий средний балл по двум классам в первом срезе психолого-педагогической диагностики был - 26 (при максимальном положительном - 44), что составляет средний уровень субъективного контроля. То во втором срезе психолого-педагогической диагностики он уже составил - 29, при наличии 29 баллов не хватает лишь 1-го балла до высокого уровня субъективного контроля у учащихся.

В свою очередь результаты обработки методики Сакса и Леви тоже показали положительные изменения у учащихся, что видно из нижеприведенной таблицы:

 


Результаты методики Сакса и Леви

Положительное отношение: 1-й срез 2-й срез
  К отцу 2.4 2.6
  К себе 1.7 1.8
  К своему будущему 2.5 2.7

 

Хотя и не значительное улучшение, на 0.1, 0.2 балла, но все наблюдается. Соответственно за счет увеличения положительного отношения, снижается отрицательное отношение.

Изменились также и ценностные ориентации учащихся:

В 1-м срезе на:

1 месте - Здоровье - выбрали 57 % учащихся

2 месте - Познание - выбрали 19% учащихся

Во 2-м срезе на:

1 месте - также Здоровье - 56 %

2 месте - также Познание - но уже 24 % учащихся выбрали

Ранжирование эмоциональных предпочтений учащихся также несколько изменилась:

В 1-м срезе на:

1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29%

2."Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо." - 19%

3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%

4. "Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь" - 15%

Во 2-м срезе на:

1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются" - 29%

2. "Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами" - 19%

3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%

4."Радость, хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми,

которых уважаешь и любишь" - 15%


Заключение

 

Анализируя вышеизложенное в главе 11 ясно, что результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики учащихся 10-го и 11-го классов детского комплекса "Жас даурен" показали, что у учащихся произошло:

- улучшение настроения, самочувствия, увеличение активности;

- снизилась личностная тревожность;

- увеличился уровень субъективного контроля;

- изменились интересы и качество эмоций;

- улучшилось отношение к себе, отцу, к своему будущему;

Характерно, что вышеперечисленные изменения произошли под влиянием организованной комплексной психолого-педагогической коррекционной работы. О чем свидетельствуют результаты двух срезов психолого-педагогической диагностики, опрос учащихся в 10-м и 11-м классе. Ведь все учащиеся обращались ко мне с просьбой, провести и далее с ними игровые тренинги, что говорит о необходимости коррекционной работы в школе.

Собственно, результаты практической работы в "Жас даурене" подтвердили гипотезу: что, если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации. Таким образом решение проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная.


Используемая литература:

 

1. “Антология педагогической мысли”, А-а, 1995 г. (244)

2. “Проблемы обучения и воспитания в произведениях казахских просветителей”, А- а, 1984 г. (126)

3. Архангельский Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 г. (534)

4. Бабанский Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г. (626)

5. Божович Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, Москва, 1968 г. (287)

6. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г. (412)

7. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)

8. Валиханов Ч. “Избранные произведения”, А- а, 1958 г.

9. Валиханов Ч. “Собрание сочинений”, 5 том, А- а, 1961-1972 г.

10.Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г. (389)

11.. Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г. (376)

12.. Жумабаев М. “Педагогика”, А –а, 1993 г.

13.Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277)

14.Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)

15.. Кантарбаев С. Е. “Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания” (автореферат), А-а, 1996 г.

16.Котенова Р. Н. “Педагогические взгляды М. Жумабаева”, А –а, 1995 г. (169)

17.Кунанбаев А. “Избранное”, А –а, 1958 г.

18.Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321)

19. Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника ”, Москва, 1985 г. (364)

20.Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Ленинград, 1989 г. (89)

21.Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, Москва, 1946 г.

22.Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183)

23.Савин Н. В. “Педагогика”, Москва, 1978 г. (373)

24.Ситдинов А. С. “Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарына”, А- а, 1968 г.

25.. Тажибаев Т. “Абай Кунанбаев о воспитании молодежи”, А-а, 1954 г. (257)

26.Урунбасарова Э. А. “Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки”, А- а, 1999 г.

27.Харламов И. Ф. “Педагогика”, Москва, 1990 г. (723)

28.. Хомраев М. К. “Нравственное воспитание учащихся” (методическое пособие), Ташкент, 1983 г. (257)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: