"Если Вы хотите увидеть самое замечательное место
в городе Уральске настоящую, свежую, естественную
красоту, приезжайте к нам в Жас даурен"
Выпускница ДК "Жас даурен" Ломилина Е.
В переводе с казахского языка "Жас даурен" означает молодое поколение. "Жас даурен" - это детский комплекс, в котором живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский комплекс "Жас даурен" был образован в 1996 году в июле месяце на месте пионерского лагеря "Дорожник" и санатория "Коммунальник". Комплекс расположен на берегу двух рек Чаган и Деркул, занимает 24 га. Директором детского комплекса "Жас даурен" с самого открытия и по настоящий день является Кырыкбаев Канат Жаикович.
В детский комплекс "Жас даурен" входит школа искусств "Мурагер", в котором организованы кружки по разнообразным направлениям, где занимаются юные туристы, техники, натуралисты, музыканты, спортсмены, художники.
В детском комплексе есть прекрасная столовая, шахматный клуб, сауна, музей, в котором собрана история "Жас даурена".
Средняя школа детского комплекса "Жас даурен" расположена в здании бывшего санатория "Коммунальник". Школа основана в 1996 году, создана как составная часть детского комплекса "Жас даурен". В школе работают замечательные педагоги, а заместителем директора по учебно-методической работе является Будник Анатолий Иванович. Всего работает 36 педагогов, из которых, с высшим образованием - 24, со средне- специальным - 12, первую категорию имеют - 16, вторую - 8 учителей.
Одним из основных направлений деятельности коллектива с 2000 года является реализация государственных общеобразовательных стандартов среднего общего образования, повышение качества образования путем усовершенствования содержания и методов.
|
Обучение в средней школе детского комплекса "Жас даурен" ведется на государственном казахском языке и на языке межнационального общения - русском.
В 2003-2004 учебном году в основу индивидуального учебного плана для 1-7 классов средней школы детского комплекса "Жас даурен" был внедрен общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан 2002 года (ГОСО РК 2003-2002) в соответствии с приказом Министерства Образования и Науки РК за № 693 от 24.09.2002 года.
В 8-11 классах учебный процесс осуществляется по I варианту учебного плана общеобразовательных учебных заведений.
Структурный учебный план детского комплекса "Жас даурен" состоит из 2-х компонентов: инвариативного (базовый) и вариативного (школьный и ученический).
Состав и структура базового содержания образования (инвариативный компонент) обеспечивают выполнение государственного стандарта среднего и общего образования РК.
Вариативный компонент учебного плана углубляет базовое содержание образования инвариативного компонента, в котором используются следующие подходы:
- образовательная программа раннего обучения английскому языку в 1-4 классах;
- образовательная программа обучения основам экономических знаний в 5-7 классах, краеведения в 5-8 класса, валеология в 5-8 классах;
- образовательная программа расширенного изучения физики (10 "а" класс), английскому языку 10-11 классы, математика 11 класс, русскому языку 11 класс, истории Казахстана 11 класс;
|
- образовательная программа изучения религоведения 10 класс;
- занятия активно-двигательного характера (спортивные секции).
Деятельность педагогического коллектива школы направлена на создание единой системы воспитательной работы. В плане воспитательной работы школы отображены разнообразные компоненты воспитания: гражданско-правовое, эстетическое, нравственное, военно-патриотическое, экологические, которые реализуются посредством следующих мероприятий:
- беседы, лекции, дискуссии ("Конституция самая большая драгоценность", О правилах поведения", "Если бы парни всей земли", "Изучаем Послание Президента РК");
- сочинения ("Слово о родном крае", "Лиха беда начало", "Пробы пера");
- акции (1 декабря - День борьбы со СПИДом", "Мы с ветеранами", "Мы против наркотиков");
- конкурсы, посвященные всем государственным праздникам Республики Казахстан;
- экологические субботники "Школа - наш общий дом.
В соответствии с планом воспитательной работы школы классные руководители ежемесячно панируют воспитательной работу в классе. Так, план воспитательной работы 10 класса (классный руководитель Латыпова И.В.) включает в себя разнообразные воспитательные мероприятия:
- классные часы ("Здоровье в наших руках", "Семья - ячейка общества", "День Республики Казахстан", "Дорога, которую мы выбираем")
- беседы, лекции ("Отцы и дети", "Человек среди людей", "Я в мире - мир во мне");
- посещение занятий;
- оформление стендов, буклетов;
|
- профилактические беседы медицинского работника и психолога;
- классные собрания по итогам четвертей и учебного года.
Дети, проживающие в детском комплексе "Жас даурен" разнообразно и активно проводят свои каникулы. Так, например, летом 2004 года в летнем образовательном лагере "Санат" (город Алматы) обучались ученицы 10 класса Жукова Люба, Айтбаева Жазира, Джакиева Гульнара, Сапаргалиева Света, Костылева Настя. Ученицы Айтбаева Ж. и Джакиева Г. были награждены дипломами I степени Фонда поддержки одаренных детей за успешное выполнение научно-исследовательского проекта.
В свободное от занятий время воспитанники детского комплекса не проводят в пустую, так, в рамках мероприятия "60-летию Победы - 60 добрых дел" воспитанники в феврале 2004 года прошли лыжный поход "Уральск - Чапаево", протяженностью 125 км. Во время весенних каникул 2004 года воспитанники "Жас даурена" приняли участие в в туриаде "Карлыгаш", где заняли 1-е общекомандное место. Летом с 21.06 по 26.06 участвовали в областных 43-х соревнованиях по туризму, где заняли 2-е место в номинации "Турнавыки и быт".
На 2004-2005 учебный год цель школы: формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, развиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Задачи:
- воспитание гражданственности, уважение к правам свободам человека, патриотизма, любви к своей Родине;
- повышение мотивации учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а педагогов - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства.
Каждый учебный год средняя школа детского комплекса "Жас даурен" выпускает в самостоятельную жизнь своих воспитанников. Но только на вручении диплома не заканчивается опека воспитанников, так всем ребятам предоставляется возможность получить бесплатное дальнейшее профессиональное обучение, а в последующем и работу. Данные о выпускниках отображены в таблице:
Сведения о трудоустройстве выпускников 11 класса СШ д/к "Жас даурен"
Наименование | Всего окончило 11 класс | Поступило на учебу | |||
Всего | ПТШ | Колледжи | ВУЗ | ||
Д/к "Жас даурен" |
Сведения о трудоустройстве выпускников 9 класса СШ д/к "Жас даурен"
Наименование | Всего окончило 9 класс | Поступило на учебу | |||
Всего | 10 класс | ПТШ | Колледжи | ||
Д/к "Жас даурен" |
Администрация комплекса делает все возможное, чтобы выпускники "Жас даурена" смогли адаптировать и реализоваться в социуме. Для этого был открыт в марте 2002 года реабилитационный центр Дом юношества "Шанырак" для бывших воспитанников "Жас даурена". Основная цель которого социализация и адаптация воспитанников детского комплекса "Жас даурен". Заведующим Дома юношества является Калымбетов Умирбай Рысбаевич. В настоящий момент в Доме юношества "Шанырак" воспитывается 107 девушек и юношей, от 18 до 23 лет. Администрация Дома юношества "Шанырак" занимается:
- документированием выпускников;
- обеспечивают государственным жильем за стенами "Шанырака";
- оформляют социальные пособия;
- профессиональным обучением выпускников;
- трудоустраивают выпускников;
- проводят постоянные воспитательные мероприятия.
Воспитанники Дома юношества "Шанырак" обеспечиваются сухим пайком, который они могут приготовить самостоятельно в столовой. Так же в распоряжении воспитанников имеются: прачечная, гладильная. Отдельные комнаты оснащены холодильником, необходимой мебелью и столовым инвентарем, в здании расположены отдельные душевые кабины и комнаты отдыха.
Система специальной работы по психолого-педагогической коррекции и мероприятия по формированию жизненной направленности и социализированности выпускников детских домов
Для осуществления цели работы: выявления и характеристики социально-педагогической сущности тенденций процесса социализации детей из детского дома в современном образовательном процессе и для подтверждения гипотезы: "Если в детском доме семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, то это будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции как субъекта социализации" была проведена система специальной работы по психолого-педагогической коррекции и мероприятия по формированию жизненной направленности и социализированности выпускников детских домов. Объектом исследования были выбраны учащиеся 10-го - 11-го классов Детского комплекса "Жас даруен".
Для проведения исследования была разработана программа, которая состоит из нижеприведенных пункотов:
1. Организация и проведение 1-го среза психолого-педагогической диагностики - в период с 18 по 23 октября 2004 года;
2. Организация и проведение комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с учащимися - в период с 23 октября по 20 декабря 2004 года, которая включает трениговые занятия, классные часы, профориентационную работу.
3. Организация и проведение 2-го среза психолого-педагогической диагностики - в период с 20 по 25 декабря 2004 года.
Первая задача: организация качественной высокопрофессиональной психолого-педагогической диагностики, которая смогла бы дать социально-педагогический портрет личности учащегося. С этой целью были использованы следующие методики:
Методика № 1 "Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения"
Цель: "Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения"
Описание методики: опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым, исследуемого, просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Шкалы: Самочувствие, Активность, Настроение. Максимальный положительный бал по шкале равен - 70, минимальный отрицательный бал равен - 7.
Методика №2 "Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса".
Цель: изучение уровня и характера тревожности у учащихся.
Тест состоит из 58 вопросов, на каждый вопрос требуется ответить "Да" либо "Нет".
При обработке результатов выделяются вопросы ответы на которые не совпадают с ключом теста. При обработке подсчитывается: число совпадений по каждому из факторов: если оно больше 50% - можно говорить о повышенной тревожности, если более 75% - о высокой тревожности. Факторы:
1. Общая тевожность в школе (максимальное число несовпадение 22) - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса (максимальное число несовпадений 11) - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижениях (максимальное число несовпадений 13)- неблагоприятный сихический фон, не позволяющий ребенку развивать свои возможности в успехе, достижении высокго результата.
4. Страх самовыражения (максимальное число несовпадений 6) - негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями (максимальное число несовпадений 8)- общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Методика № 3 "Диагностика уровня субъективного контроля Дж.Роттера"
Цель: оценка сформированного уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Использовался вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответы + согласен, - несогласен. Обработка проводится по шкале общей интернальности (Ио). Максимальный положительный уровень совпадений по шкале (Ио) равен 44. В данной методике чем больше количество совпадений, тем выше характеристика уровня субъективного контроля.Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут управлять и они чувствуют свою собственную ответственность за эти события. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жизни, не счтают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.Таким образом люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, люди с высоким УСК считают себ добрыми, независимыми, решительными, дружелюбными.
Методика № 4 "Ценностные оиентации" по М. Рокичу
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру,к другим людям, к себе самому. М. Рокич различает два класса ценностей:
Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (список А);
Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (список Б). Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом).
Методика № 5 "Шкала оценки значимости эмоций"
Методика предложена Б.И. Додоновым. Методика определяет какие эмоции и состояния спосбны намдоставить удовольствие, спомощью ранжирования эмоциональных предпочтений, т.е. своеобразная расстановка того, что нравиться.
Методика № 6 Метод "Незаконченные предложения"
Метод разработан Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений., которые разделены на группы, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к себе, отцу, к будущему. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений.
Первый срез психолого-педагогической диагностики проводился с 18 по 23 октября 2004 года, в соответствии с программой, второй срез психолого-педагогической диагностики, проводился после коррекционной работы, с 20 по 23 декабря 2004 года.