Необходимость использования информационных технологий в целях повышения эффективности управления персоналом




 

Успешность любого бизнеса зависит, не в последнюю очередь, от квалификации персонала предприятия, его умения и желания продуктивно работать. Следовательно, вопросы продуманного управления персоналом должны занимать одно из ключевых мест в общей стратегии развития предприятия. Важная роль в оптимизации управления сотрудниками предприятия принадлежит автоматизированным системам управления персоналом.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. В современной высоко конкурентной бизнес среде резко возросла потребность предприятий в высококвалифицированных сотрудниках. Усилился спрос руководства и кадровых служб предприятий на более специализированные данные о персонале, которые помогают лучше спланировать будущие потребности предприятий в персонале и реализовывать свои планы путем продуманного рекрутинга, назначения и сохранения в штате талантливых и высококвалифицированных сотрудников. Именно поэтому сегмент приложений управления персоналом является сейчас одним из наиболее быстро развивающихся на мировом рынке бизнес-приложений. По прогнозу IDC (отчет "2001: A Workforce Management Odyssey, Workforce Management Applications Market Forecast and Analysis, 2000-2004") объем мирового рынка приложений управления персоналом (workforce management application) должен увеличиться с $1,5 млрд в 2000 г. до более чем $4 млрд в 2004 г. (c ежегодными темпами роста в 29%). Для сравнения, ежегодные темпы роста всего рынка бизнес-приложений составят лишь 15%. Доля приложений управления персоналом на мировом рынке бизнес-приложений увеличится с 1,8% в 1999 г. до 3,4% в 2003 г. (отчет "Workforce Management Applications in 2000: Overview and Vendor Strategies"). По мнению IDC, в состав приложений управления персоналом входят коллаборативные, транзакциональные и аналитические программные средства, которые должны помочь кадровым службам в найме, назначении и сохранении высококвалифицированных сотрудников.

Любое предприятие с помощью автоматизации стремится повысить эффективность ведения своего бизнеса. Успех в бизнесе в современном быстроменяющемся мире зависит от выбора используемых информационных технологий.

Для руководителя организации всегда возможны три базовых решения по поводу ее информационной системы: ничего не делать с информационной системой, модифицировать существующую информационную систему, создавать новую информационную систему.

В настоящее время на российском рынке наблюдается подлинное многообразие предложений по разработке и поставке автоматизированных систем управления персоналом (как отечественных, так и западных). К достоинствам отечественных пакетов можно отнести их адаптированность к российской системе учета и делопроизводства, а также более низкую цену по сравнению с наиболее известными пакетами западных фирм.

Одной из наиболее распространенных на российском рынке отечественных автоматизированных систем управления персоналом является БОСС-Кадровик, разработанная и успешно продвигаемая компанией АйТи. [30, с.64]. Зафиксированы уже сотни внедрений БОСС-Кадровика на российских предприятиях. В настоящее время система БОСС-Кадровик эксплуатируется на предприятиях энергетики, нефтегазовой отрасли, металлургии, торговли, пищевой промышленности, в банковской сфере, в транспортных компаниях, в государственных бюджетных организациях, на предприятиях фармацевтической промышленности и издательско-рекламного профиля, в представительствах иностранных фирм. Следует отметить следующие наиболее успешные внедрения БОСС-Кадровика на российских предприятиях: нефтяная компания "ЮКОС", транспортная компания ЕВРОСИБ СПб; АО "Орелнефтепродукт", Московский хладокомбинат "Айс-Фили", ХФК "Акрихин", Иркутский алюминиевый завод, Костромская ГРЭС, МГУ, Водоканал МП, Шереметьево-Карго, авиакомпания "Башкирские Авиалинии", банк "Авангард"; Байкальский ЦБК и ряд других. Необходимо отметить и расширение партнерских отношений АйТи с другими российскими компаниями, целью которого является совместное продвижение БОСС-Кадровика (например, относительно недавно такое соглашение было подписано с компанией Парус-Петербург).

Система БОСС - Кадровик - признанный лидер российского рынка программного обеспечения в области автоматизации управления персоналом и учета кадров. Сегодня система используется более чем на 400 российских предприятиях. Опыт компании АйТи в разработке и внедрении программных продуктов по управлению персоналом составляет более 9 лет и охватывает организации любого профиля и специализации. Система БОСС-Кадровик отмечена высшими наградами самых престижных российских конкурсов, в том числе независимым конкурсом Бизнес-Софт`2001 как лучший продукт в номинации "Системы автоматизации управления персоналом".

Автоматизированная система БОСС- Кадровик дает возможность повысить эффективность деятельности предприятия путем экономии временных, финансовых и кадровых ресурсов, а также осуществлять подход к персоналу как интеллектуальному ресурсу предприятия.

Систему БОСС- Кадровик используют предприятия различного масштаба: как с небольшой численностью персонала, так и крупные производственные и холдинговые структуры, имеющие штат сотрудников, исчисляемый десятками тысяч человек. Структуру системы БОСС-Кадровик наглядно иллюстрирует рисунок 4.1.

 

Рисунок 4.1 - Структура информационной системы БОСС-Кадровик

 

БОСС- Кадровик занимает устойчивые лидирующие позиции на отечественном рынке систем управления персоналом для средних и крупных предприятий, в том числе для предприятий холдингового типа. Система обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими аналогичными отечественными и зарубежными решениями, в числе которых:

легкость настройки и адаптации тиражной системы в соответствии с любыми отраслевыми, региональными, организационными и производственными особенностями предприятия;

соответствие экспортируемых форматов данных выходных документов требованиям МНС РФ и ПФР РФ, соответствие формам отчетности Госкомстата РФ;

возможность эксплуатации единой кадровой системы во всех филиалах и дочерних предприятиях, даже при отсутствии линий связи объединяющих филиалы и центр, а также обеспечение консолидации данных по работникам и ведение единых справочников для всех структур предприятия (механизм репликации и сбора данных в корпоративном хранилище);

мощность вычислительного ядра системы, обеспечивающего одновременное обслуживание расчетных задач по заработной плате на десятках и сотнях рабочих мест;

настраиваемые роли пользователей и организация доступа к системе для сотрудников в соответствии с их должностными обязанностями (функциональное конфигурирование рабочих мест, система разграничения прав доступа пользователей);

подготовка и анализ разнородной информации и статистических данных как непосредственно в самой системе, так и возможность вынесения и анализа данных непосредственно пользователем в MS Office (MS Word, MS Excel);

возможность проведения пользователем заранее нерегламентированного анализа информации, получение произвольных аналитических выборок данных без дополнительного программирования со стороны сопровождающего персонала;

единые регистры базы данных для хранения информации, вводимой во всех функциональных модулях системы (логическая целостность);

наращиваемость силами сопровождающих программистов форм отчетности, функциональных действий, перестройка существующих интерфейсов системы с пользователем (открытая архитектура, инструменты модификации кода и создания собственных приложений, открытый доступ к данным промышленных SQL серверов баз данных).

Программный продукт БОСС- Кадровик постоянно развивается в соответствии с тенденциями и растущими потребностям рынка. В настоящее время развитие системы БОСС- Кадровик ведется компанией АйТи по следующим направлениям:

расширение управленческих функций системы (HR), в частности профилирование рабочих мест (должностные инструкции, профессиональные требования, компетенции), подбор персонала, оценка персонала, обучение персонала, включающего в себя повышение квалификации, тренинг и развитие;

дальнейшее развитие механизмов анализа корпоративных данных, позволяющих организовывать сбор, централизованное хранение и анализ информации для крупных предприятий и организаций, имеющих удаленные подразделения, филиалы, дочерние предприятия;

развитие функций инструмента графического представления организационной и управленческой структуры предприятия (функции рисования и редактирования);

разработка корпоративной отчетности, предназначенной в первую очередь для руководства предприятия и позволяющего оценить состояние трудовых ресурсов предприятия;

реализация функций автоматического обмена информацией с кадровыми агентствами, которые дают возможность быстро подбирать сотрудников для работы на предприятии;

создание стандартных механизмов совместной работы БОСС-Кадровика с известными финансово-бухгалтерскими и производственными системами.

Компания АйТи предоставляет своим потенциальным клиентам возможность получить подробную информацию о системе БОСС- Кадровик:

возможность организации бесплатного тестового ознакомления и самостоятельной пробной настройки системы БОСС- Кадровик под свои нужды в режиме удаленного Internet-доступа (ASP-модель);

возможность предварительной настройки системы БОСС- Кадровик в соответствии с ключевыми особенностями управленческих процессов клиента и тонкостей расчетных задач. Выполняется в Бизнес-парке АйТи на специальном оборудовании с привлечением аналитиков АйТи и потенциального клиента;

предоставление всех спецификаций на продукт, демонстрационных версий без ограничений функционала и объема ввода данных, доступа к Internet сайтам технической поддержки;

представление ПО по автоматизации других направлений деятельности предприятий и стандартных интерфейсов интеграции с ним по дополнительному запросу потенциального клиента. В постоянно пополняющемся списке данного ПО - финансовая система Platinum SQL, система управления производством SyteLine компании FrontStep, система обеспечения контроля доступа в помещения и к оборудованию "APACS" компании ААМ-Системз.

Компания АйТи и ее сертифицированные фирмы-партнеры предлагают удобную модель внедрения системы БОСС- Кадровик на предприятиях, которая максимально гарантирует успех и обеспечивает:

быстрый поэтапный ввод модулей системы в эксплуатацию;

контролируемый ход проекта внедрения;

минимизацию рисков клиента и наибольший экономический эффект.

Оперативность настройки системы и развертывания ее на объекте обеспечивается четкой последовательностью процедуры формирования минимально необходимых требований на проведение настроек в виде пакета частных технических заданий (ЧТЗ):

на начальное конвертирование данных в согласованных объемах из прежних источников;

на настройку алгоритмов видов оплат/удержаний по заработной плате;

на дополнительные выходные формы отчетности;

на настройку бухгалтерских аналитик по заработной плате;

на стыковку с внешней бухгалтерской системой;

на настройку режима распределенного функционирования.

Первым в промышленную эксплуатацию вводится штатно-кадровый контур системы, затем запускается табельно-зарплатный блок, после чего настраиваются интеграционные интерфейсы с внешними системами и репликационный режим распределенной работы (для холдингов).

В процессе внедрения осуществляются все процедуры контроля качества ведения проекта, заканчивающиеся точной паспортизацией выполненных в ходе внедрения настроек.

Компания АйТи имеет разветвленную сеть учебных центров во всех уголках России, а также предоставляет авторизованные курсы по продукту БОСС- Кадровик для конечных пользователей и эксплуатационного персонала заказчиков:

курсы "Пользователь системы БОСС- Кадровик " (отдельно для MS SQL и Oracle БОСС- Кадровик );

курсы "Внедрение и сопровождение системы БОСС- Кадровик " (отдельно для MS SQL и Oracle БОСС- Кадровик).

Компания АйТи проводит также обучение по инструментальным средствам разработки БОСС- Дизайнер для MS SQL Server, а также на базе Академии АйТи осуществляет сертифицированную подготовку специалистов по продуктам и программам Microsoft и Oracle.

Компания АйТи обеспечивает версионное сопровождение программного продукта БОСС- Кадровик в точном соответствии с текущим законодательством РФ, в рамках договоров предоставляет в распоряжение специалистов заказчика "Горячую линию" для консультаций, оказывает услуги авторизованного технического сопровождения по окончании сложных проектов внедрения.


4.2 Анализ информационных систем на ОАО "Волтайр-Пром"

 

На ОАО "Волтайр-Пром" отдел АСУТП существует более 29 лет. За этот период была осуществлена глобальная автоматизация большого количества структурных подразделений предприятия. На предприятии более 300 автоматизированных рабочих мест, объединенных общей сетью. ОАО "ВолтайрПром" - крупное предприятие с численностью более 5000 человек. В отделе по работе с персоналом занято минимальное количество сотрудников. Перед каждым сотрудником стоят четко определенные задачи и функции. Строгое разделение должностных обязанностей позволяет работникам качественно и быстро выполнять свою работу. Внедрение системы по управлению персоналом позволило повысить эффективность управления персоналом по ряду следующих причин:

уменьшение количества времени, затрачиваемое на прием сотрудника на работу (это позволяет набирать грамотный персонал);

уменьшение процента не выявленных отсутствий работников (отсутствие автоматизированного табельного учета влекло за собой наличие большого количества ошибок при табелировании, вследствие чего начисление зарплаты работникам предприятия искажалось где-то на 15%);

программы переобучения в отделе технической учебы позволяют в течение короткого количества времени и с меньшими финансовыми затратами повышать квалификацию работников производства;

вследствие проведения аттестации рабочих мест на своих местах были оставлены только грамотные квалифицированные работники;

в системе по управлению персоналом были созданы отчеты для предоставления в фонд, теперь все данные в ПФР и социальный фонд передаются своевременно. Следовательно предприятие экономит трудовые затраты. Кроме того предоставление документации не вовремя может повлечь за собой выплату штрафов;

сократилось количество сотрудников, работающих в кадрах;

Основные пункты автоматизации:

ведение картотеки (личная карточка формы Т-2, унифицированные формы Т-6, Т-8);

отчетности (о движении; о количественном, качественном составе; о планировании, различные виды справок и т.д.);

передача анкетных данных в ПФР для присвоения страховых номеров;

подача индивидуальных сведений за отчетный период в ПФР;

Информация, содержащаяся в базе данных ОПРСП используется различными подразделениями (бухгалтерия, ОТИЗ, отдел техники безопасности, медико-санитарная часть, хозяйственный цех и т.д.).

Главный недостаток существующей системы управления персоналом - отсутствие комплексного взаимодействия работы отдела по работе с персоналом с отделом труда и зарплаты, с расчетным сектором, с отделом технической учебы. Все отделы работают разобщено. Система работает в режиме MS-DOS, то есть интерфейсом она проигрывает современным информационным технологиям. Следовательно необходима дальнейшая автоматизация. Система управления персоналом не очень гибкая, нет возможности автоматически организовать поиск работника по профессии.

Для устранения недостатков существующей автоматизированной системы управления персоналом и в целях ее совершенствования рекомендуется внедрение готового продукта потому, что в нем уже учтены все возможные аспекты, существует многообразие отчетов и предварительное обследование позволяет адаптировать данный продукт под предприятие. Это выгодно и во временном соотношении. Если говорить о внедрении системы по управлению персоналом Босс-кадровик, то затраты окупятся за 3-4 года.

БОСС-Кадровик - принципиально открытая система, т.е. система с полностью открытой прикладной логикой работы. Система, не обладающая этим качеством, в принципе не может составлять конкуренции на рынке корпоративных решений. Открытость системы обеспечивается наличием инструментария разработки, на котором и создан комплекс. Это инструмент современного поколения для быстрой коллективной разработки сложных прикладных систем, работающих в распределенной среде SQL серверов. Он поддерживает все известные на сегодня функции продуктов подобного класса. При этом он обладает рядом неоспоримых преимуществ как при тиражном производстве систем, так и в процессе проектного обслуживания и сопровождения созданных программных комплексов.

Windows-стандарты интерфейсных решений системы создают идеальную почву для быстрого внедрения комплекса на рабочих местах конечных пользователей, которые уже имеют навыки пользования подобными продуктами. Наивысшая эффективность функционирования информационных систем БОСС-Кадровик достигается при наличии на каждом клиентском месте системы полного спектра офисных продуктов Microsoft (в первую очередь: MS Word, MS Excel, MS Internet Explorer). Настольные приложения Microsoft могут рассматриваться как неотъемлемая интерфейсная часть продуктов серии БОСС-Кадровик.


Заключение

 

В дипломной работе была выявлена проблема совершенствования кадровой политики в рамках отдельного предприятия.

Как показали наши исследования, определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, экономический рост и эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи.

Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.

В теоретическом разделе рассмотрены теоретические аспекты кадровой политики на современном этапе. Определены ее сущность, цели, задачи, и этапы построения, выявлены критерии оценки эффективности кадровой политики и факторы влияющие на нее.

В аналитическом разделе проведен анализ кадровой политики ОАО "Волтайр-Пром", а также анализ финансового состояния предприятия. В ходе проведенного анализа получены следующие результаты:

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами показал, что в 2007 году численность работников ОАО "Волтайр-Пром" возросла на 1,3% и составила 5586 чел., из которых 84% - рабочие.

За анализируемый период квалификационный уровень рабочих повысился на 0,1 и составил 1,6 (средний тарифный коэффициент).

Анализ использования трудовых ресурсов в рамках данного предприятия показал, что имеющиеся трудовые ресурсы используются недостаточно полно. В среднем одним рабочим в отчетном году отработано 206 дней. Потери рабочего времени в среднем на одного рабочего на конец отчетного периода составили 24,4% общего фонда рабочего времени и имеют тенденцию роста. Одной из причин потерь рабочего времени являются целодневные и внутрисменные 192372 ч., в общей структуре ПРВ они составили 10,2%.

В период с 2006 года по 2008 год показатель выработки (в стоимостном выражении) одного рабочего ОАО "Волтайр-Пром" имеет тенденцию к повышению, в среднем на 4,25%. Положительным фактором роста выработки в стоимостном выражении явилось увеличение среднего уровня цен. Показатель выработки одним рабочим в натуральном выражении имеет динамику спада. Это произошло за счет увеличения удельного веса рабочих в общей структуре численности до 84% и спада объемов производства за анализируемый период в среднем на 13%.

В целом, анализ политики управления персоналом предприятия показал, что по основным критериям оценки эффективности управления персоналом, рассмотренная структура управления является неудовлетворительной.

В проектно-расчетной части, используя современный методологический инструментарий и данные исследования, проведенного в теоретическом и аналитическом разделе разработаны и экономически обоснованы рекомендации по управлению персоналом ОАО "Волтайр-Пром".

Мероприятиями по совершенствованию кадровой политики являются следующие.

Проведенный анализ показал, что негативное влияние на использование трудовых ресурсов предприятия оказывает наличие значительных потерь рабочего времени в простоях. В нашем случае основное направление улучшения использования рабочего времени состоит в ликвидации ПРВ этого вида.

В целях устранения неблагоприятной тенденции роста потерь рабочего времени, максимизации загрузки технологического оборудования и рационального использования трудового потенциала каждого работника рекомендуется изменить график сменности, расширить практику совмещения профессий и расширения зон обслуживания.

Выполнение предлагаемых рекомендаций приведет к повышению эффективности использования фонда рабочего времени на 2,5%, к увеличению производительности труда на 3,04%, экономии фонда заработной платы на 0,2% и снижению себестоимости на 0,04%. Сокращение ПРВ в простоях позволит замедлить темпы их роста в будущих периодах (113,7% вместо 118,8%).

Учитывая специфику анализируемого предприятия, была разработана методика оценки эффективности управления персоналом, которая позволит без значительных затрат времени и усилий определить состояние дел на предприятии в области кадровой политики. В результате применения данной методики результаты оценки эффективности управления персоналом сложились следующие: до внедрения мероприятий деятельность по управлению персоналом на предприятии можно оценить как неудовлетворительную работу в области управления персоналом, а с внедрением предложенных рекомендаций как хорошую работу.

Периодическая оценка эффективности управления персоналом на предприятии с помощью предлагаемой методики позволит значительно сократить затраты времени и финансовых ресурсов по устранению недостатков в данной области управления.

В информационно-технологическом разделе раскрыты роль и значение информационных технологий в системе управления персоналом ОАО "Волтайр-Пром"", предложена возможность внедрения автоматизированной системы "БОСС" - Кадровик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: