Выкладка товаров в зале осуществляется на основании утвержденной планограммы. Как уже было отмечено выше, она представляет собой рисунок, график расположения товаров на прилавке, в холодильной витрине, на полке магазина.
С помощью нее представители поставщиков смотрят, правильно ли выложены товары, соответствует ли ассортимент заданной торговой марке, какое количество площади занято под тот или иной продукт. Каждый мерчендайзер, войдя в магазин ООО «Семья на Карбышева», имеет право переставить товар в соответствии с актуальной на данный момент планограммой.
При разработке планограммы учитываются такие основные факторы:
- текущий спрос на топовые позиции данной торговой марки;
- наличие необходимого минимума товарного продукта в этой торговой точке;
- действующие или ожидаемые акции и распродажи;
- присоединение к основному продукту сопутствующего товара с целью поднять продажи последнего;
- вхождение в ассортимент нового товара или товара с ограниченным запасом выпуска/лимитированного с целью ознакомить покупателя с новинками.
После разработки планограммы в виде флаеров предоставляются оптовым и закупочным фирмам, которые занимаются доставкой товара в места реализации. Они раздаются торговым отделам фирм-дистрибьюторов, а те предоставляют планограммы мерчендайзерам и торговым агентам. Именно эти работники отделов продаж обязаны контролировать расположение товаров данного бренда в торговых точках. Любая планограмма - это главный ориентир коммерческих отделов супермаркетов, менеджеров и управляющих розничными магазинами. Именно на них лежит ответственность за соблюдение правильности выкладки товара по планограмме. Если продукт выложен правильно, соблюдается его ротация, и регулярно пополняется необходимый товарный запас, то продажи данной продукции повышаются.
|
При заключении договора поставки продукции обязательным условием является соблюдение планограмм при выкладке товара. За выполнение этого условия покупателю начисляются бонусы в виде бесплатного акционного товара или денежного вознаграждения. Планограмма - это уверенный аргумент в переговорах с магазинами. Если в торговой точке не выполняются требования поставщика, не соблюдаются правила выкладки товара по планограмме, если не допускаются мерчендайзеры к торговым полкам, поставщик вправе не выплачивать бонусное вознаграждение, а в дальнейшем имеет право разорвать договор и вовсе прекратить поставлять товар в магазин.
ООО «Семья на Карбышева» строго придерживается ротации, располагая позади свежий товар, а впереди – ранее привезенный товар (правило ФИФО в чистом виде), для избежания товарных потерь.
При входе в торговый зал первое, что попадается покупателю на глаза это овощи и фрукты, выложенные на отдельной секции в открытом доступе для всех.
По соседству расположены с овощами и фруктами сухарики, чипсы, семечки, рыбные палочки. Дальше расположен отдел для жарки шашлыка, предметы по садоводству.
Товары расположенные рядом с кассой являются сопутствующими товарами в виде маленьких шоколадок, мармелада и жевачек. Заворачивая за угол покупателю представлен слева алкогольные напитки, начиная с шампанского и заканчивая винными изделиями.
|
Рядом с винными изделиями расположены стелажи с конфетами как в упаковках, коробках, так и в россыпе. Напротив винных изделий расположен отдел для простой воды в разных объёмах. Рядом с водой так же расположены газировки, после этого идёт стелаж с разными сортами сока на любой почти вкус.
С обратной стороны расположены корма для кошек и собак, по соседству расположены консервированные фрукты и овощи, и разные соленья. Так же имеется товары детского питания, для раннего периода кормления малыша.
После чего идут сладости для диабетиков. Так же в этом отделе напротив расположены следующие товары как: приправы, масло в бутылках, разного вида макароны, спагетти, сахар россыпью, сахар квадратиками, соль, чай, посыпка и тесто для приготовления выпечки, лапша быстрого приготовления разного вида и сорта.
Рядом с лапшой быстрого приготовления расположены каши как в упаковках так и в пакетах. Рядом с этими отделами расположены отдел чая и кофе, - они так же разделены на разные сорта и виды. Так же в прохождении практики мне удосужилось увидеть, что упаковка у некоторых сортов кофе со временем поменялась.
Рядом с отделом кофе и чая, если завернуть за угол находится разновидность мяса и рыбы в банках. По соседству находится отдел колбас, сыра, и мяса.
Так же рядом с отделом рыбных продуктов находится большой стелаж с кетчупами, горчицей, замороженной рыбой, замороженными овощами и фруктами, мороженными. Так же с другой стороны этого отдела находятся разные консервы на перевес с тушёнкой, пельменями, и разными филе курицы, и разными приправами для маринада.
|
Так же с левой стороны этого стелажа расположен ассортимент товара как: печенье в упаковке, печенье в пакетиках, разная разновидность вафель, баранки, сушки, щербет, упаковки шоколадных конфет. Так же по совместительству рядом расположены отделы с булками, и хлебом, рядом с хлебобулочными изделиями находится отдел с холодными продуктами как6 торты, бутерброды, масло сливочное в упаковках, дрожжи, майонез, молоко, кефир.
Почти рядом с этими отделами находятся отдел с яйцами, а напротив стелажа с яйцами находится средних размеров горка, с небольшим ассортиментом мороженого. А так же рядом с этими двумя стелажами находится молочный отдел, в который заходят большое количество покупателей.
Отдел с молочными продуктами находится в самом концу из-за большой выгоды планировки данного магазина, так покупателя вынуждают проходить по всему магазину заставляя его смотреть то что может вызвать у него внимание к совершению новых покупок, что не входили в его планы. По пути, он смотрит весь ассортимент товара имеющийся на товарных полках, вызывая интерес и сравнение цен с другими товарами в других магазинах.
•В горячую зону входят: Овощи фрукты, чипсы, сухарики, пиво, бытовая химия для природы, снеки, семечки, закуски к пиву, шоколадки, жевачки, вина, сигареты, товар со скидкой под рукой кассира.
•В холодную зону входят: макаронные изделия, лапша быстрого приготовления, детское питание, корм для кошек и собак, детское питание, консервированные фрукты и овощи, соления, дополнительные стелажи с журналами и детскими журналами, сахар, соль, приправы, чай кофе, сладости для диабетиков.
В магазине ООО «Семья на Карбышева» соблюдено правило «золотого треугольника»: покупатели, заходя в магазин, направляются в дальний правый угол зала за молочной продукцией. По пути им встречается большое количество самых разных товаров, что может спровоцировать незапланированную покупку.
После этого покупатели передвигаются в левый дальний угол магазина за хлебобулочными изделиями. Затем они возвращаются к выходу в зону касс. Таким образом, покупатели обходят весь магазин.
Планограмма магазина ООО «СемьЯ на Карбышева 48» в случае с расширением ассортимента в торговом зале постепенно приобретает другой вид. Для достижения наилучшего вида торговой карты и соответствий ассортимента товара, а так же для удобного размещения товара, торгового оборудования и сохранения удобных проходов вносятся корректировки, дополнения, изменения в карту ООО «СемьЯ на Карбышева 48».
Таким образом, на основании анализа практики использования планограммы в магазине ООО «Семья на Карбышева» можно сделать вывод, что магазин следует основным правилам выкладки товаров в зале. Для правильной выкладки используется планограмма, которая позволяет расставить товар в соответствии с требованиями и пожеланиями поставщиков. Однако, для магазина могут быть предложены некоторые рекомендации по улучшению выкладки, основанной на планограмме.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию выкладки товаров на основе планограммы