Расчет и анализ точки безубыточности




МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

МД = Выр-Зпер МД=Пр+Зпост

ПР=Выр-Зобщ=Выр-(Зпер+Зпост)=МД-Зпост.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

  • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

2. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли

Исходные допущения

Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет

  • оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
  • установить запас “прочности” предприятия в его текущем состоянии и
  • спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья, недостаточный объем рынка, плохое качество продукции, ценовая система и т. д.

Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности.

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.

В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные.

2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.

3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.

В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты.

Традиционный формат отчета о прибыли

Выручка от продажи (без НДС)   120,000
Минус производственные издержки   60,000
Валовый доход   60,000
Минус непроизводственные издержки:   50,000
Реализационные 31,000  
Административные 19,000 50,000
Чистая прибыль (до налогов)   10,000

Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 15.

Таблица 15. Формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода”

Выручка от продажи (без НДС)   120,000
Минус переменные издержки:    
Производственные 20,000  
Реализационные 6,000  
Административные 4,000 30,000
Вложенный доход   90,000
Минус постоянные издержки:    
Производственные 40,000  
Реализационные 25,000  
Административные 15,000 80,000
Чистая прибыль   10,000

Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: “вклад на покрытие”, “маржинальный доход”, “валовая маржа”.

Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.

Таблица 16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода

  Всего (руб.) На единицу продукции (руб.)
Выручка (500 единиц продукции) 250,000  
Минус переменные издержки 150,000  
Вложенный доход 100,000  
Минус постоянные издержки 80,000  
Чистая прибыль 20,000  

Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:

  Всего На штуку
Выручка (400 штук) 200,000  
Минус переменные издержки 120,000  
Вложенный доход 80,000  
Минус постоянные издержки 80,000  
Чистая прибыль (убыток) $ -0-  

Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название “ точки безубыточности ” (break-even point)., критический объем продаж, предельный объем продаж.

Точка безубыточности

  • объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
  • объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.

Расчет и анализ точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть ц - цена единицы продукции, а V - объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов Пр определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек

ПР=(Цед.*V)-(Зпер ед.*V+Зпост)

Точка безубыточности (ТБ) по определению соответствует условию ПР=0, откуда

Vкр (ТБ)= Зпост/(Ц-Зпер ед.)

Vкр = Зпост/МДед (шт.)

Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Последняя носит название единичного вложенного дохода (Unit Contribution Margin) или маржинального дохода на единицу

Если задача заключается в определении целевого объема продаж Vпл, т.е. такого значения объема продаж, которое соответствует заданному значению прибыли ПРпл, то используем аналогичное соотношение

ПРпл=Цед*Vпл–(Зпер ед*Vпл+Зпост)

откуда

Vпл=(Зпост+ПРпл)/МДед.

Сущность анализа безубыточности полностью раскрывается на графике безубыточности (см. рис. 7). Этот график показывает объем произведенной продукции в натуральном выражении на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси. Можно было бы построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощности.

Рис. 7. Графическое представление точки безубыточности АС - линия совокупных издержек; ОD - линия дохода

Рассмотрим пример.

Производственная мощность предприятия 5000 тыс. изделий в год

Цена изделия (без НДС) ориентировочно 250 р. за единицу

Выручка (нетто) при заданных условиях 5000 · 250 = 1250 млн р. в год

Постоянные затраты за минувший год 175 млн. р.

Удельные переменные расходы 185 р. на единицу

Суммарные переменные расходы за минувший год 5000 · 185 = 925 млн р.

Прибыль от реализации 1250 – 925 – 175 = 150 млн р. в год

Маржинальный доход 1250 – 925 = 325 млн р.

Объем критический = 175 / (250 – 185) = около 2692,3 тыс. шт. изделий,

или 2692,3*250=673,077 млн.руб.

Т.е. Vкр = Зпост*Цед/МДед= Зпост/Ду

Часто маржинальный доход (вложенный доход, вклад) выражается в процентах от объема продаж (совокупной выручки) и называется уровнем валовой прибыли или отношением прибыль-объем.

Ду=МД/Выр

Доля маржинального дохода в выр. от реализации 325/1250 = 0,26=26%

Эти 26% валовой прибыли означают, что из каждых 100 рублей выручки 26 рублей являются вкладом по отношению к постоянным затратам. Если число услуг находится выше точки предельного объема, и все постоянные затраты покрыты, это значит что 26 рублей из каждых 100 рублей выручки становятся прибылью.

Так, если критический объем продаж, выраженный в рублях, для предыдущего примера составляет 673,077 руб. в месяц при уровне валовой прибыли в 26%, можно легко оценить потери, которые несет предприятие при производстве продукции на 600 млн. руб. в месяц. Или прибыль, которую оно получит при оказании услуг на 700 млн. руб. в месяц. При оказании услуг на 600 млн. руб. предприятие работает на 26,923 млн. руб. ниже точки предельного объема. Это дает убытки в размере 73,077 млн. руб. • 26% = 19,0002 тыс. руб.

Проверим вычислением:

Маржинальный доход МД = Выр*Ду = 600 млн. руб. • 26% = 156 млн. руб.

Общие постоянные затраты равны Зпост = Vкр*Ду = 673,077 • 26% = 175,00002 млн. руб.

Разность равна ПР=МД-Зпост=156-175,00002= –19,00002 млн. руб.

Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса безопасности (Safety Margin,либо запаса финансовой прочности, которая в относительной форме определяется в виде разности между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности

ЗФП=(Vпл-ТБ)/Vпл

Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения выручки или увеличения издержек). Например, в рассматриваемом примере фактическая реализация составляет 5000 тыс. шт. изделий, то зона безопасности составит

(5000 – 2692,3) / 5000 = 46,15 %. или (1250 – 673,077) / 1250 = 46,15 %.

В мировой практике зона безопасности ниже 50 % представляет угрозу финансовой стабильности предприятия, поэтому в нашем примере можно диагностировать негативную ситуацию и отсутствие производственного потенциала, так как полное использование производственной мощности позволяет обеспечить только зону безопасности на уровне 46,15%.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: