МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
МД = Выр-Зпер МД=Пр+Зпост
ПР=Выр-Зобщ=Выр-(Зпер+Зпост)=МД-Зпост.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
|
2. Основные положения анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
Исходные допущения
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет
- оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
- установить запас “прочности” предприятия в его текущем состоянии и
- спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья, недостаточный объем рынка, плохое качество продукции, ценовая система и т. д.
|
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.
1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные.
2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты.
|
Традиционный формат отчета о прибыли
Выручка от продажи (без НДС) | 120,000 | |
Минус производственные издержки | 60,000 | |
Валовый доход | 60,000 | |
Минус непроизводственные издержки: | 50,000 | |
Реализационные | 31,000 | |
Административные | 19,000 | 50,000 |
Чистая прибыль (до налогов) | 10,000 |
Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 15.
Таблица 15. Формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода”
Выручка от продажи (без НДС) | 120,000 | |
Минус переменные издержки: | ||
Производственные | 20,000 | |
Реализационные | 6,000 | |
Административные | 4,000 | 30,000 |
Вложенный доход | 90,000 | |
Минус постоянные издержки: | ||
Производственные | 40,000 | |
Реализационные | 25,000 | |
Административные | 15,000 | 80,000 |
Чистая прибыль | 10,000 |
Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: “вклад на покрытие”, “маржинальный доход”, “валовая маржа”.
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.
Таблица 16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
Всего (руб.) | На единицу продукции (руб.) | |
Выручка (500 единиц продукции) | 250,000 | |
Минус переменные издержки | 150,000 | |
Вложенный доход | 100,000 | |
Минус постоянные издержки | 80,000 | |
Чистая прибыль | 20,000 |
Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:
Всего | На штуку | |
Выручка (400 штук) | 200,000 | |
Минус переменные издержки | 120,000 | |
Вложенный доход | 80,000 | |
Минус постоянные издержки | 80,000 | |
Чистая прибыль (убыток) | $ -0- |
Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название “ точки безубыточности ” (break-even point)., критический объем продаж, предельный объем продаж.
Точка безубыточности
- объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
- объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.
Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.
Расчет и анализ точки безубыточности
Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:
Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть ц - цена единицы продукции, а V - объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов Пр определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек
ПР=(Цед.*V)-(Зпер ед.*V+Зпост)
Точка безубыточности (ТБ) по определению соответствует условию ПР=0, откуда
Vкр (ТБ)= Зпост/(Ц-Зпер ед.)
Vкр = Зпост/МДед (шт.)
Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Последняя носит название единичного вложенного дохода (Unit Contribution Margin) или маржинального дохода на единицу
Если задача заключается в определении целевого объема продаж Vпл, т.е. такого значения объема продаж, которое соответствует заданному значению прибыли ПРпл, то используем аналогичное соотношение
ПРпл=Цед*Vпл–(Зпер ед*Vпл+Зпост)
откуда
Vпл=(Зпост+ПРпл)/МДед.
Сущность анализа безубыточности полностью раскрывается на графике безубыточности (см. рис. 7). Этот график показывает объем произведенной продукции в натуральном выражении на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси. Можно было бы построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощности.
Рис. 7. Графическое представление точки безубыточности АС - линия совокупных издержек; ОD - линия дохода
Рассмотрим пример.
Производственная мощность предприятия 5000 тыс. изделий в год
Цена изделия (без НДС) ориентировочно 250 р. за единицу
Выручка (нетто) при заданных условиях 5000 · 250 = 1250 млн р. в год
Постоянные затраты за минувший год 175 млн. р.
Удельные переменные расходы 185 р. на единицу
Суммарные переменные расходы за минувший год 5000 · 185 = 925 млн р.
Прибыль от реализации 1250 – 925 – 175 = 150 млн р. в год
Маржинальный доход 1250 – 925 = 325 млн р.
Объем критический = 175 / (250 – 185) = около 2692,3 тыс. шт. изделий,
или 2692,3*250=673,077 млн.руб.
Т.е. Vкр = Зпост*Цед/МДед= Зпост/Ду
Часто маржинальный доход (вложенный доход, вклад) выражается в процентах от объема продаж (совокупной выручки) и называется уровнем валовой прибыли или отношением прибыль-объем.
Ду=МД/Выр
Доля маржинального дохода в выр. от реализации 325/1250 = 0,26=26%
Эти 26% валовой прибыли означают, что из каждых 100 рублей выручки 26 рублей являются вкладом по отношению к постоянным затратам. Если число услуг находится выше точки предельного объема, и все постоянные затраты покрыты, это значит что 26 рублей из каждых 100 рублей выручки становятся прибылью.
Так, если критический объем продаж, выраженный в рублях, для предыдущего примера составляет 673,077 руб. в месяц при уровне валовой прибыли в 26%, можно легко оценить потери, которые несет предприятие при производстве продукции на 600 млн. руб. в месяц. Или прибыль, которую оно получит при оказании услуг на 700 млн. руб. в месяц. При оказании услуг на 600 млн. руб. предприятие работает на 26,923 млн. руб. ниже точки предельного объема. Это дает убытки в размере 73,077 млн. руб. • 26% = 19,0002 тыс. руб.
Проверим вычислением:
Маржинальный доход МД = Выр*Ду = 600 млн. руб. • 26% = 156 млн. руб.
Общие постоянные затраты равны Зпост = Vкр*Ду = 673,077 • 26% = 175,00002 млн. руб.
Разность равна ПР=МД-Зпост=156-175,00002= –19,00002 млн. руб.
Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса безопасности (Safety Margin,либо запаса финансовой прочности, которая в относительной форме определяется в виде разности между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности
ЗФП=(Vпл-ТБ)/Vпл
Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшения выручки или увеличения издержек). Например, в рассматриваемом примере фактическая реализация составляет 5000 тыс. шт. изделий, то зона безопасности составит
(5000 – 2692,3) / 5000 = 46,15 %. или (1250 – 673,077) / 1250 = 46,15 %.
В мировой практике зона безопасности ниже 50 % представляет угрозу финансовой стабильности предприятия, поэтому в нашем примере можно диагностировать негативную ситуацию и отсутствие производственного потенциала, так как полное использование производственной мощности позволяет обеспечить только зону безопасности на уровне 46,15%.