Требования к качеству, идентификация и сертификация электробытовых товаров.
К бытовым электрическим приборам и машинам, независимо от их назначения, предъявляют согласно ГОСТ 14087-881 общие технические требования по электро - и влагобезопасности, условиям эксплуатации, напряжению, режимам работы и другие. Общие требования конкретизируются в стандартах на отдельные группы, типы, виды электрических машин и приборов.
С января 1995 года все европейские холодильники при продаже должны иметь специальную наклейку с информацией о расходе электроэнергии.
Кроме того, на наклейке указывается годовое энергопотребление данной модели, а также полезный объем и уровень шума. Все это позволяет потребителю осознанно выбрать наиболее экономичную модель. (Рисунок 3.)
Рисунок 3. Общие технические требования согласно ГОСТ 14087-88
Шум, вредное излучение, помехи, создаваемые приборами радио - и телеприему, должны быть в пределах установленных норм. Необходимо отметить, что уровень шума, создаваемого многими приборами, более 40 дБ, что превышает санитарные нормы для жилых помещений. Нередко в стандартах нормируется уровень шума на холостом ходу, а при использовании машин с нагрузкой он увеличивается.
Бытовые электрические приборы и машины (БЭМП) должны быть механически прочными, выдерживающими механические перегрузки, которые возникают при нормальной эксплуатации. Не допускаются отслоения, вспучивания, трещины, коррозия, изменение цвета и другие дефекты покрытий, материалов при нормальной эксплуатации и в пределах расчетных перегрузок.
Приборы должны быть сконструированы так, чтобы опасность возникновения пожара или поражения электрическим током вследствие нарушения правил использования была минимальной.
|
Конструкция органов управления прибором должна исключать возможность установки их в неправильное положение, а также ожог рук. Для этого проводится идентификация, то есть установление соответствия образцу или описанию1. (Таблица 1.)
Таблица 1
Этапы идентификации
Предварительный этап | анализ документов и маркировки; осмотр упаковки самого товара; выделение соответствующих и несоответствующих характеристик; изучение органолептических характеристик. |
Заключительный этап | анализ данных испытаний; полный анализ. |
Этап составления заключения | соответствует или не соответствует. |
В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.
На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям; это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
|
Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.
Методы оценки качества электробытовых товаров.
В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами.
Органолептический метод - это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такой оценки зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: недорогой, быстрый, доступный, а недостатком является неточность.
Оценка осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимых условий. Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и другие свойства. (Таблица 2.)
Внешний вид характеризует общее зрительное впечатление о товаре, а цвет - впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого света.
Балльный способ оценки - обозначение показателей качества с помощью условной системы баллов. В нашей стране приняты 10-, 20- и 100-балльная системы. Сущность их заключается в том, что важнейшие качественные признаки оцениваются определенным количеством. В зависимости от общей суммы баллов устанавливается товарный сорт продукта.
|
Таблица 2.
Средства и методы идентификации
Данные информации | Средства идентификации | Методы идентификации | Стадии, этапы |
наименование товаров | ТСД, договор, маркировка, ГОСТ | органолептический, измерительный | |
наименование страны изготовителя | договор, ТСД, сертификат соответствия, упаковка | органолептический, аналитический | |
основные характеристики товара | маркировка, аннотация по применению товаров | органолептический, измерительный, экспортный | |
информация об обязательной сертификации | маркировка, ТСД, сертификат соответствия | органолептический | |
состав | маркировка, ТСД, ГОСТ | органолептический, физико-химический | 1, 2 |
дата изготовления (срок годности) | ТСД, ГОСТ | органолептический | |
товарный знак | Маркировка | органолептический | 1, 2 |
Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления химического состава, безвредности, используются физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.
Экспертный метод - это метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по оцениваемой продукции - ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.
Измерительный метод применяют для определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.
С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных, например, количества дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке.
При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.
При социологическом методе показатели качества продукции определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем учета заполненных ими анкет-вопросников, а также путем организации покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций и других мероприятий.