Особенности товароведения электробытовых товаров




Требования к качеству, идентификация и сертификация электробытовых товаров.

К бытовым электрическим приборам и машинам, независимо от их назначения, предъявляют согласно ГОСТ 14087-881 общие технические требования по электро - и влагобезопасности, условиям эксплуатации, напряжению, режимам работы и другие. Общие требования конкретизируются в стандартах на отдельные группы, типы, виды электрических машин и приборов.

С января 1995 года все европейские холодильники при продаже должны иметь специальную наклейку с информацией о расходе электроэнергии.

 
 

Кроме того, на наклейке указывается годовое энергопотребление данной модели, а также полезный объем и уровень шума. Все это позволяет потребителю осознанно выбрать наиболее экономичную модель. (Рисунок 3.)

Рисунок 3. Общие технические требования согласно ГОСТ 14087-88

Шум, вредное излучение, помехи, создаваемые приборами радио - и телеприему, должны быть в пределах установленных норм. Необходимо отметить, что уровень шума, создаваемого многими приборами, более 40 дБ, что превышает санитарные нормы для жилых помещений. Нередко в стандартах нормируется уровень шума на холостом ходу, а при использовании машин с нагрузкой он увеличивается.

Бытовые электрические приборы и машины (БЭМП) должны быть механически прочными, выдерживающими механические перегрузки, которые возникают при нормальной эксплуатации. Не допускаются отслоения, вспучивания, трещины, коррозия, изменение цвета и другие дефекты покрытий, материалов при нормальной эксплуатации и в пределах расчетных перегрузок.

Приборы должны быть сконструированы так, чтобы опасность возникновения пожара или поражения электрическим током вследствие нарушения правил использования была минимальной.

Конструкция органов управления прибором должна исключать возможность установки их в неправильное положение, а также ожог рук. Для этого проводится идентификация, то есть установление соответствия образцу или описанию1. (Таблица 1.)

Таблица 1

Этапы идентификации

Предварительный этап анализ документов и маркировки; осмотр упаковки самого товара; выделение соответствующих и несоответствующих характеристик; изучение органолептических характеристик.
Заключительный этап анализ данных испытаний; полный анализ.
Этап составления заключения соответствует или не соответствует.

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.

На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям; это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Методы оценки качества электробытовых товаров.

В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами.

Органолептический метод - это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такой оценки зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: недорогой, быстрый, доступный, а недостатком является неточность.

Оценка осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимых условий. Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и другие свойства. (Таблица 2.)

Внешний вид характеризует общее зрительное впечатление о товаре, а цвет - впечатление, вызванное отраженными световыми лучами видимого света.

Балльный способ оценки - обозначение показателей качества с помощью условной системы баллов. В нашей стране приняты 10-, 20- и 100-балльная системы. Сущность их заключается в том, что важнейшие качественные признаки оцениваются определенным количеством. В зависимости от общей суммы баллов устанавливается товарный сорт продукта.

Таблица 2.

Средства и методы идентификации

Данные информации Средства идентификации Методы идентификации Стадии, этапы
наименование товаров ТСД, договор, маркировка, ГОСТ органолептический, измерительный  
наименование страны изготовителя договор, ТСД, сертификат соответствия, упаковка органолептический, аналитический  
основные характеристики товара маркировка, аннотация по применению товаров органолептический, измерительный, экспортный  
информация об обязательной сертификации маркировка, ТСД, сертификат соответствия органолептический  
состав маркировка, ТСД, ГОСТ органолептический, физико-химический 1, 2
дата изготовления (срок годности) ТСД, ГОСТ органолептический  
товарный знак Маркировка органолептический 1, 2

Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления химического состава, безвредности, используются физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.

Экспертный метод - это метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по оцениваемой продукции - ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.

Измерительный метод применяют для определения показателей качества с помощью различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.

С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных, например, количества дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке.

При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

При социологическом методе показатели качества продукции определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем учета заполненных ими анкет-вопросников, а также путем организации покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций и других мероприятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: