Рынок электробытовых товаров




 

В данной главе рассмотрены вопросы рынка электробытовых товаров, включающих в себя: конъюнктуру рынка электробытовых товаров, факторы, формирующие ассортимент и качество, направления перспективного развития ассортимента электробытовых товаров, к лассификация электробытовых товаров; а также особенности товароведения электробытовых товаров, включающих в себя: требования к качеству, идентификация и сертификация электробытовых товаров, методы оценки качества электробытовых товаров.

Конъюнктура рынка электробытовых товаров.

           
     
 

Электробытовая техника стала незаменимым помощником в деятельности человека. Применение в быту электрических приборов и машин, позволяет значительно сократить время выполнения домашних работ и существенно облегчить их. На сегодняшний день рынок электробытовых товаров отличается большим объемом спроса и покупательной способности. На российском рынке представлены товары всех известных марок производителей: BOSCH, SIEMENS, PHILIPS и другие. (Рисунок 1.)

 

Рисунок 1. Логотипы известных брендов фирм-производителей

Потребление электробытовых товаров зависит от национальных тенденций и экономической ситуации. В целом рынок электробытовых товаров является сформировавшимся, хотя и имеет некоторые национальные особенности.

В настоящее время промышленностью выпускается достаточно широкий ассортимент бытовых электротоваров. В последние годы в электробытовых товарах происходят большие изменения благодаря широкому внедрению микроэлектроники, то есть мини-роботов. Расширяется производство товаров с множеством разных возможностей. Непрерывно совершенствуется ассортимент в повышении качества продукта и увеличении продолжительности действия. Большое внимание уделяется дизайну электробытовых товаров для соответствия современным направлениям моды.

Российские производители электробытовых товаров пока не могут наравне конкурировать с импортными производителями. Одной из причин такого отставания России от зарубежных стран явилось отсутствие специализированных предприятий по выпуску бытовых электротоваров.

Отставание отечественной бытовой электротехники настолько велико, что достичь мирового технико-экономического уровня в ближайшее время не представляется возможным1. В России работает более 1500 предприятий, выпускающих продукцию электротехнического профиля, в том числе и бытового назначения.

Положительная динамика производства бытовых холодильников и морозильников в целом по стране очень неравномерна по отдельным производителям. Например, ФГУП «Завод имени Серго» (завод «Позис», Зеленодольск) в 1999 г. возобновил работу по производству холодильников марок «Мир», «Свияга», «Позис» и планирует обновить свои производственные мощности и увеличить объем выпуска продукции на 300 тыс. единиц в год. Это реальный конкурент холодильникам «Бирюса» (Красноярск) и «Стинол» (Липецкая область). ЗАО «Завод холодильников «Стинол» (Липецкая область) начиная с 2003 г. производит 70 % российских комплектующих для холодильников, имеется перспектива выпуска в Липецкой области стиральных машин. Ассортимент продукции предполагается расширить, начав выпуск продукции под торговой маркой Indesit.

Ближайшей перспективой развития отечественных производств является сотрудничество с зарубежными группами корпораций на различных условиях (продажа производств, закупка оборудования, инвестиции в предприятия и другие).

Однако многие отечественные предприятия успешно работают как на рынке производителей, так и продаж. Например, ЗАО «Дальневосточный радиоэлектронный завод AVEST» (Комсомольск-на-Амуре).

Рынок бытовой техники в России и в мире по большей части формируется продукцией европейских производителей. К основным видам бытовых электротоваров относятся: плиты, посудомоечные машины, сушильные приборы, морозильники, холодильники, стиральные машины1. В начале нового тысячелетия одиннадцатью странами, в том числе и Россией, было произведено 54 млн. единиц бытовой электротехники, а ее потребление составило более 48,5 млн. единиц.

Самым массовым видом производимой и покупаемой техники являются стиральные машины. Лидером по объемам производства стиральных машин является Италия (32 % выпуска), затем Германия (21 %). Россия замыкает рейтинг вместе со Словенией, Польшей и Швецией (не более 2%).

Особенностью производства бытовой техники в Европе и США является выпуск продукции под другими, не менее известными торговыми марками. Например, концерн Candy выпускает продукцию под марками: Hoover, Zerowatt, Iberna, Kelvinator, Otsein. Это экономически выгодно производителю тем, что раскручиваются другие бренды, повышая покупательную способность товаров, которые выпускаются в данной фирме.

В настоящее время на мировом рынке представлены «интеллектуальные» бытовые хозяйственные электроприборы, которые подключены к сети Интернет. Основной мыслью является технологическая и общественная революция в развитии бытовой техники. В прежние времена исследователи основывались на продуктах и конкретных технических параметрах быта. Сегодня актуальны вопросы, как происходит сам процесс быта и каково его влияние на членов семьи, что происходит на кухне и в других помещениях дома.

Факторы, формирующие ассортимент и качество, направления перспективного развития ассортимента электробытовых товаров.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос - определяющий фактор формирования ассортимента, в свою очередь, он зависит от сегмента потребителей.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей.

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность трудоемкости добычи, сбора отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.

Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможна в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.

Характеризуя технический уровень развития бытового электроприборостроения, можно выделить следующие направления и тенденции:

- развитие производства принципиально новых видов бытовых товаров, то есть товаров с узкофункциональным назначением, предъявляющим особые требования к конкретным характеристикам изделия, например, подушка с охлаждаемой поверхностью;

- введение на рынок нетрадиционных, ранее неизвестных для населения определенного сегмента машин и приборов, например, электройогуртница;

- наиболее популярное у большинства производителей направление - повышение технического уровня, совершенствование потребительских свойств бытовых электроприборов.

Важнейшими элементами при формировании промышленного ассортимента электротоваров являются экологическая безопасность, экономичность, снижение энергопотребления и себестоимости изделий.

Современное развитие бытовой электротехники направлено на создание мини-комплексов. Проектирование кухонных комплексов, где электроприборы и мебель связаны в единое целое, основано на трех функциональных центрах: хранение и обработка продуктов; варочный и моечный. (Рисунок 2.)

Все вышеперечисленные факторы определяют суть формирования ассортимента и качества, направленные для перспективного развития электробытовой техники.


 

 
 

Рисунок 2. Проектирование кухонных комплексов

Классификация электробытовых товаров.

Электротовары можно классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим основные признаки классификации бытовых электротоваров.

По назначению выделяют следующие группы: электротехническое оборудование бытовых электрических приборов и машин; провода и шнуры; бытовые световые приборы; электроприборы для приготовления пищи; электроприборы для нагрева жидкостей; машины и приборы для ухода за одеждой и обувью; приборы и изделия санитарно-гигиенического назначения; прочие электротехнические изделия и приборы1.

Каждая группа делится на конкретные виды изделий с учетом их узкофункционального назначения.

По месту установки стандартом предусматриваются: переносные приборы - их можно перемещать во время работы или в процессе эксплуатации, когда они подключены к источнику питания; ручные приборы - при использовании их держат в руках; стационарные приборы - это жестко закрепленные или имеющие массу свыше 18 килограмм и не имеющие ручек для переноса приборы; встраиваемые приборы - предназначены для установки в шкафах или кухонных блоках, в подготовленных нишах в стене или в других подобных местах.

Бытовые электроприборы и машины подразделяются на изделия, работающие без надзора, и изделия, работающие под надзором. К первым относят приборы, которые работают без постоянного присутствия человека, как правило, это автоматические или полуавтоматические приборы. После отработки заданной программы или завершения рабочего цикла такие приборы автоматически отключаются от питающей сети. Ко вторым относятся приборы, работающие в присутствии обслуживающего их оператора (электрические взбивалки, соковыжималки).

По виду энергии, в которую преобразуется электрическая энергия при работе бытовые электроприборы и машины подразделяются: на электронагревательные, в которых электрическая энергия преобразуется в тепловую; электромеханические, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую энергию рабочего органа (электрокофемолки, компрессионные холодильники); световые, в которых электрическая энергия преобразуется в видимую световую энергию, и комбинированные.

Согласно ГОСТ 15150-69[1] бытовые электроприборы и машины выпускаются разных климатических исполнений, которые имеют буквенное обозначение: У - умеренный, ХЛ - холодный, ТВ тропический влажный, ТС - тропический сухой, Т - тропический, О - для любого климата.

Макроклиматические районы различаются температурой, влажностью воздуха и их колебаниями; степенью загрязнения атмосферы морской солью, пылью, химическими соединениями, промышленными выбросами; биологическими факторами; уровнем солнечной радиации; давлением воздуха.

В России основная доля бытовых электроприборов выпускается в исполнении для работы в макроклиматических районах с умеренным (У), холодным (ХЛ) и значительно реже с тропическим сухим (ТС) и влажным (ТВ) климатом1.

По характеру присоединения к источнику питания различают электроприборы: автономные (бесшнуровые), работающие от химического источника тока (батареи, аккумулятора); присоединяемые с помощью комплекта зажимов, расположенных на приборе и предназначенных для постоянного подключения к стационарной электропроводке (например, электроустановочные изделия); присоединяемые с помощью комплекта проводов, предназначенных для постоянного подключения прибора к стационарной проводке. Провода расположены в отсеке, находящемся внутри прибора или прикрепленном к прибору (светильник); присоединяемые с помощью шнура. Шнуры питания предназначены для временного подключения потребителей тока к стационарной электрической сети.

Степень автоматизации. Это общий признак классификации бытовых электроприборов и машин. Они могут быть: автоматические - выполняющие весь технологический процесс по заданной программе без участия оператора. Функция оператора сводится к подключению прибора к источнику питания и выбору программы; полуавтоматические, т. е. в процессе работы оператор участвует в переходных процессах, задает время и характер выполнения определенной операции. Обязательным элементом полуавтоматических приборов является наличие реле времени; без элементов автоматики - это изделия с ручным управлением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: