Денежная система Российской Федерации




 

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г., определившим правовые ее основы. [ Историю Центрального Банка РФ см. Приложение 2 ]

Денежная система Российской Федерации относится сегодня к денежной системе рыночного типа. В Российской Федерации официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории нашей страны принадлежит Центральному банку Российской Федерации.

Банк России утверждает образцы банкнот и металлических монет, которые имеют законную платежную силу. Банковские билеты и металлические монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости на всей территории России во все виды платежа, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка России. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики Центральный банк привлекает следующие инструменты:

· Ставки учетного процента (дисконтную политику);

· Нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

· Операции на открытом рынке;

· Регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

Платежи на территории России осуществляется в виде наличных и безналичных расчетов. Банк России утверждает образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов (платежные поручения, векселя, чеки).

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков и организаций в главных территориальных управлениях Банка России, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет (запасы не выпущенных в обращение билетов и монет). Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального банка России имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Центральному банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством Российской Федерации.

Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно-кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса. [ Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов см. в Приложение 3 ]

В этих условиях стало возможным проведение с 1 января 1998г. укрупнения российской денежной единицы – деноминации рубля.


Заключение

 

Таким образом, в данной работе рассмотрено понятие денег как совокупность активов, используемых при совершении сделок. Они служат средством сбережения, мерой стоимости и средством обращения. Главными функциями денег следует считать их использование в качестве средства обмена, единицы счета, средства накопления богатства.

Денежная масса включает декретные деньги (наличность) плюс банковские деньги (депозиты, превращаемые в чеки). Ликвидность — способность активов конвертироваться в деньги.

Есть три главные причины, определяющие спрос на деньги: мотив осуществления деловых операций (транзакционный), спекулятивный мотив и мотив предосторожности.

Альтернативные затраты (упущенная выгода) держания денег — процент, который деньги могли бы заработать, если бы их поместили в менее ликвидные активы.

Существуют денежные теории, которые признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — само предложение денег.

Спрос на деньги (MD) формируется из: спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости.Общий спрос на деньги зависит от уровня номинального объема ВНП и процентной ставки, которая может регулироваться различными факторами. Инструментами регулирования денежной массы в обращении могут быть операции на открытом рынке, политика учетной ставки, изменение норматива обязательных резервов.

Если S m растет быстрее D m, то возникает избыточная денежная масса и покупательная способность денег падает. В модели Кейнса изменения S m ведут к макроэкономическим последствиям, воздействуя на ставку процента и инвестиционный спрос. Кейнсианский спрос на деньги известен как кривая предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности является функцией ставки процента. Изменения S m в краткосрочном плане воздействуют на ценовой уровень и на реальный ВНП, а в долгосрочном — только на ценовой уровень. Последнее явление известно как нейтральность денег.

Современная количественная теория денег основана на уравнении обмена. Q m зависит от реального ВНП, ценового уровня, ожидаемого темпа инфляции, ставки процента. Скорость обращения изменяется регулярно в ходе делового цикла. Изменения S m в краткосрочном плане прямо воздействуют на все виды спроса и, следовательно, на Р и Y p. Но в долгосрочном плане увеличение S m ведет только к росту ценового уровня. Следовательно, монетаристы также поддерживают идею нейтральности денег.

В качестве денег могут использоваться различные виды активов. В системах, основанных на использовании товарных денег, деньгами служат активы, обладающие внутренней стоимостью, в то время как в системе, основанной на использовании бумажных денег, используется актив, единственное назначение которого заключается в выполнении функции денег. Символические деньги – это средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании. Кредитные деньги – это средство обмена, которые представляют собой обязательства частного лица или фирмы. Сегодня наблюдаются чрезвычайно быстрые инновации, связанные с различными формами денег. Быстрое изменение природы денег порождает различные проблемы для центральных банков, отвечающих за измерение и регулирование предложения денег (или, что то же самое денежной массы) страны.

Существует четыре основных денежных агрегата: наличность, М1, М2, М3. Из которых М1 в наибольшей степени соответствует традиционному определению денег как средство платежа. М2 включает, кроме того, требования, не являющиеся высоколиквидными. Наконец, в М3 включаются крупные вклады с договорной ставкой и соглашения об обратном выкупе.

 


Список литературы

 

1. https://megabestref.ru/20/

2. https://coins2001.narod.ru/

3. https://www.cbr.ru/today/history

4. Абрамова М. А., Александрова А.С., Финансы, денежное обращение и кредит.- М.: ММПЭ, 1996 г.

5. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 1999. - 368 с.: ил.

6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. Издательство “ВИТА-ПРЕСС” 1996г.

7. Муталимов М.Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод, пособие. -Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 464 с.

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / под ред.проф. Л.А. Дробозиной. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1997г.

9. Экономическая теория под ред. Камаева. 6-е изд. – М.:2000 г


Приложение 1

 

БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ РОССИИ 1918-2010

Первые советские бумажные деньги появились в марте 1919 года. Это были расчетные знаки РСФСР достоинством 1, 2 и 3 рубля. На них не было ни года выпуска, ни номеров, ни подписей. Эти деньги получили в народе название "совзнаки". На лицевой стороне знаков размещена надпись "Обязателен к обращению наравне с кредитными билетами." На оборотной стороне в центре - крупная цифра номинала в многоцветной розетке. 1 рубль имеет 2 разновидности по цвету лицевой стороны.

В мае 1919 года были выпущены кредитные билеты с датой "1918". Печатные формы для них были изготовлены по заказу Временного правительства в 1917 году, но выпуск билетов не был осуществлен в связи с Октябрьской революцией. Они не имели, разумеется, советских эмблем, но был изображен двуглавый орел без царских регалий - герб Временного правительства. В мае были выпущены билеты номиналом от 1 до 1000 рублей с серийной нумерацией - на каждом миллионе билетов печатали один и тот же очередной номер двухлитерной серии с тремя цифрами. Такой тип нумерации начали применять еще в конце 1915 года на рублях образца 1898 года и в 1917 году на 5-рублевках образца 1909 года из-за обесценения денежных знаков. В декабре были дополнительно выпущены купюры 5000 и 10000 рублей. Они имели порядковую нумерацию, с двухлитерными сериями и шестизначными номерами.

Следующий выпуск знаков относится также к декабрю 1919 года. Это были расчетные знаки РСФСР 15, 30 и 60 рублей без указания года. Расчетные знаки с датой "1919" поступали в обращение в течение 1920 года. Выпущены знаки номиналом от 100 до 10000 рублей. Девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на них напечатан на русском и повторен на шести иностранных языках - немецком, французском, итальянском, китайском, английском и арабском. В этот период Советское правительство проводило переустройство экономики, заключавшееся в отрешении от прежних капиталистических взаимоотношений в производстве и в конечном счете устранении влияния денег. Обмен промышленных товаров на сельскохозяйственную продукцию должен был совершаться в натуральной форме. Отменялись все денежные налоги, а также оплата за предоставление всякого рода государственных услуг (транспортных, городского хозяйства).

К 1920 году 93% заработной платы выдавалось рабочим и служащим товарами первой необходимости и только 7% - денежными знаками. Была введена продразверстка. Излишки хлеба и других важных видов продовольствия должны были сдаваться государству, торговля ими на "вольном" рынке запрещалась. Купля-продажа с использованием денежных знаков носила ограниченный характер и существовала лишь на "вольном" рынке, где в условиях недостатка товаров и спекуляции цены росли с поразительной быстротой. Это привело к появлению денежных знаков и обязательств крупных номиналов.

В 1921 году по декрету 1920 года были выпущены знаки 3, 5 и 50 рублей. По оформлению они схожи с расчетными знаками 1919 года. Текст "Обязателен к обращению наравне с кредитными билетами" заменен на "Обеспечивается всем достоянием республики". В том же году выпущены знаки 3, 5 и 50 рублей в одноцветном исполнении. 50-рублевый расчетный знак - с новым рисунком, имеет несколько разновидностей по цвету и водяному знаку.

В июне - августе 1921 года поступили в обращение расчетные знаки номиналом от 100 до 1000 рублей (одноцветные) и 5000 и 10000 рублей с более сложным оформлением. 100-рублевые купюры выпускались лимонно-желтого и коричневого цветов. Водяные знаки на купюрах 250, 500 и 1000 рублей имели несколько разновидностей. В июле - августе поступили в обращение купюры 25000, 50000 и 100000 рублей. Они имели одноцветное оформление. Расчетные знаки достоинством 25000 рублей, утратив платежную силу, обменивались на денежные знаки образца 1922 года с 1 октября 1922 года, а достоинством 50000 и 100000 рублей - с 1 января 1923 года. Эмиссия денег в 1921 году достигла таких чрезмерных размеров, что рынок отвечал на это авансовым повышением цен. Денежный счет даже в личном хозяйстве велся на миллионы. В 1921 году в обращение были выпущены обязательства достоинством 1, 5 и 10 миллионов рублей. Руководство страны вынуждено было признать, что политика "военного коммунизма" не имела перспектив. Для отмены денег, отказа от торговли и перехода к прямому распределению жизненных благ не существовало объективных условий. Выход из создавшегося положения заключался в следующем: восстановить торговлю и денежные отношения в полном объеме по всей стране, ликвидировать уравниловку, ввести хозрасчет, ориентировать производство на получение прибылей. Одна из главных трудностей, с которыми пришлось столкнуться, начав развивать свободную торговлю и внедрять принцип материальной заинтересованности, была связана с отсутствием в стране твердой валюты. В период нэпа с целью оградить денежные знаки от обесценения при начислении заработной платы был введен условный твердый измеритель - "товарный" рубль. Заработная плата выплачивалась советскими денежными знаками по курсу "товарного" рубля на день получения зарплаты. Кроме того, вводилось страхование вкладов населения. Деньги, поступающие во вклады в сберегательные кассы, выражались в "золотых" рублях и выдавались бумажными советскими рублями по курсу "золотого" рубля на день снятия вклада. "Золотой" рубль, как "товарный", являлся условным твердым измерителем. Несмотря на продолжающуюся эмиссию, несколько, правда, замедленную, падение покупательной способности рубля почти приостановилось. Когда цены перестали расти и деньги получили некоторую устойчивость, Наркомат финансов к имеющимся 2-3 триллионам выпустил в обращение денежных знаков еще на 14 триллионов.

В связи с этим с ноября 1921 года процесс обесценивания рубля снова начал развиваться и в январе, когда декабрьская эмиссия была реализована, достиг катастрофических размеров. Чтобы облегчить рыночные расчеты, правительство прибегло к деноминации. 1 рубль 1922 года приравнивался к 10000 рублей всех ранее выпущенных и находящихся в обращении денежных знаков. Купюры образца 1922 года достоинством от 1 до 10000 рублей графически были исполнены более тщательно, чем выпуски военных лет, но утвердившееся в народе название "совзнаки" сразу перешло к ним. В результате деноминации огромная бумажноденежная масса была изъята из обращения. Царские кредитки, думские деньги, "керенки", различные ценные бумаги и купоны к ним были заменены едиными государственными денежными знаками. Денежные знаки образца 1922 года находились в обращении до 1 октября 1923 года, после чего были обменены на новые знаки следующего выпуска образца 1923 года.

В ноябре 1922 года выпущены в обращение банковские билеты достоинством 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Червонцы были выпущены с целью увеличить оборотные средства Государственного банка без дальнейшего расширения эмиссии денежных знаков. В отличие от ранее выпускаемых денежных знаков червонец представлял собой кредитные деньги. Оформление их было однотипное, одностороннее, печать черная на белой бумаге. Они сохраняли платежную силу до реформы 1947 года, а практически были заменены билетами новых образцов к началу 1930-х годов.

В декабре 1922 года выпущены денежные знаки типа гербовых марок номиналом от 1 до 50 рублей. Из обращения изъяты с 1 октября 1923 года, до 1 ноября 1923 года обменивались на денежные знаки образца 1923 года.

В 1923 году была проведена вторая деноминация. 1 рубль образца 1923 года приравнивался к 100 рублям образца 1922 года, что соответствовало 1 млн. рублей денежными знаками, выпущенными до 1922 года. Это соотношение деноминации печаталось (крупным текстом) на обороте шести купюр достоинством от 1 до 100 рублей и на купюре 250 рублей, выпущенной позднее. В мае выпущен разменный знак 50 копеек с изображением монеты. С марта выпускались денежные знаки с измененным текстом на оборотной стороне. Новый (мелкий) текст гласил, что "Денежные знаки 1923 года обязательны к приему для всех согласно расчету, установленному в отношении денежных знаков прежних образцов декретом от 24 октября 1922 года." С мелким текстом выпущены купюры от 1 до 100 рублей и новые купюры 500, 1000 и 5000 рублей. 10 рублей с мелким текстом имели две разновидности по водяному знаку.

Хождение обесцененных совзнаков было продлено до 10 мая 1924 года, обмен их разрешался по 31 мая 1924 года, а на территории Якутии по 30 июня того же года. Первые денежные знаки Советского Союза выпущены в 1923 году в трех купюрах - 10000, 15000 и 25000 рублей. На них впервые помещено изображение герба СССР с шестью витками ленты на колосьях по числу советских республик, образовавших Союз. В 1924 году на завершающем этапе денежной реформы 1922-1924 гг. в качестве устойчивых денег достоинством менее 1 червонца выпущены казначейские билеты 1, 3 и 5 рублей. Они вместе с червонцами и билетами последующих выпусков сохраняли платежную силу до реформы 1947 года, но практически были постепенно заменены билетами новых образцов, поступившими в обращение в 1925-1938 гг.

В 1924 году в обращение введены металлические монеты. В связи с их недостатком выпущены разменные боны 1, 2, 3, 5 и 50 копеек. Срок их хождения был продлен до 31 августа 1926 года, а для некоторых областей азиатской части СССР - до 1 января 1927 года. К 1 рублю 1924 года приравнивались 50000 рублей совзнаками 1923 года или 50 миллиардов рублей ранее выпущенных дензнаков, изъятых из обращения. Обмен был завершен 30 июня. Было установлено соотношение между червонцем и казначейскими билетами - 1 червонец равнялся 10 рублям. Таким образом, в СССР была создана устойчивая денежная система.

В августе 1924 года выпущен билет 3 червонца нового образца. Он сохранял платежную силу до реформы 1947 года, но практически замещен в обращении новыми билетами 1932 и 1937 гг.

В продолжение этой серии в 1926 году выпущен билет 1 червонец, в 1928 - 2 и 5 червонцев.

В 1932 году выпущен новый билет 3 червонца. В качестве разменных частей червонца в эти годы выпускались бумажные рубли: в 1925-м - 3 и 5 рублей и в 1928-м - 1 рубль.

В 1934 году выпущены новые купюры 1, 3 и 5 рублей. Нумерация купюр порядковая, шестизначная, обозначение серии - одной или двумя буквами. В 1937-м был осуществлен второй выпуск этих купюр без изменения даты на них. На них не было подписей, а серии были двух литерные. В 1937 году были выпущены новые билеты 1, 3, 5 и 10 червонцев. На них впервые был помещен портрет В. И. Ленина.

В 1938 году выпущены новые казначейские билеты - 1, 3 и 5 рублей. На билете 1 рубль справа размещено изображение шахтера, на 3 рублях справа - красноармеец в походном снаряжении, на 5 рублях - летчик у самолета. Эти билеты, а также билеты прежних выпусков с 1924 года сохраняли свою платежную силу до реформы 1947 года. В период Великой Отечественной войны денежная система характеризовалась относительной устойчивостью. Население снабжалось по карточкам продовольственными и промышленными товарами по твердым государственным ценам. Однако в обращении оказались излишние деньги в результате значительного сокращения розничного товарооборота и дополнительной эмиссии. Кроме того, на оккупированной территории выпускались фальшивые деньги. Это затрудняло денежное обращение. Реформу предполагалось провести в 1946 году, но этому помешали трудности экономического характера, в частности, неурожай 1946 года.

В декабре 1947 были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. На все товары устанавливались единые цены. Денежная реформа была проведена в короткие сроки - с 16 по 22 декабря 1947 года, а в отдельных районах с 16 по 29 декабря. Все наличные деньги обменивались из расчета 10 рублей старыми за 1 рубль новыми, а денежные средства, помещенные во вклады, переоценивались на более льготных условиях - вклады до 3000 рублей оставались без изменения. Червонцы больше не выпускались. В обращение были выпущены купюры от 1 до 100 рублей. В 1957 году в связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в составе РСФСР выпускались купюры с 15 витками ленты на гербе вместо прежних 16. Также изменился порядок записи достоинства билетов на языках Союзных республик. Год оставили прежним - 1947.

В 1961 году произошло уменьшение масштаба цен в 10 раз. Все денежные средства, цены и тарифы пересчитывались в соотношении 1 рубль новыми деньгами за 10 рублей старыми. В обращение были выпущены новые денежные билеты от 1 до 100 рублей и монеты нового образца. Старые монеты 1, 2 и 3 копейки были оставлены в обращении по номиналу. Обмен проводился в течение трех месяцев: с 1 января по 1 апреля 1961 года.

По книге "Бумажные денежные знаки России и СССР", СПб, 1993, с небольшими дополнениями Ярослава Адрианова.

В 1991 году снова выпущены новые деньги. 23 января большинство наших граждан встретило в очередях - с утра был озвучен указ Горбачева об обмене 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Деньги можно было обменять в течение трех дней и в размере не более 300 рублей - средняя зарплата в конце 1990 года. За две недели до этого министр финансов Павлов заверил общественность, что никакой подготовки к денежной реформе в стране не ведется. А в сберкассах почему-то резко увеличились поступления в тех самых 50- и 100-рублевых купюрах. Ими многие граждане и получили последнюю предобменную зарплату или пенсию.

В 1991 году были выпущены купюры от 1 до 1000 рублей. В конце года выпущена новая купюра 100 рублей 1991 года с несколько измененным изображением и другим водяным знаком. Хотя Советский Союз распался в конце 1991 года, денежные знаки с гербом СССР продолжали выпускаться.

В 1992 году выпущены измененные купюры остальных номиналов от 50 до 1000 рублей. Это были последние советские деньги. В том же году появились купюры Банка России 5000 и 10000 рублей. На них уже не было советских символов, а на купюре 10000 рублей помещено изображение нового российского флага-триколора. Деньги 1961, 1991 и 1992 годов (кроме 50 и 100 рублей 1961) изъяли из обращения летом 1993 года. Обменять на деньги образца 1993 года можно было сумму до 100000 рублей в соотношении 1:1. Металлические монеты оставались в обращении.

В 1993 году выпущены банкноты номиналом от 100 до 50000 рублей. Купюры 5000, 10000 и 50000 рублей в 1994 году выпускались в измененном виде. Они были напечатаны на бумаге, цвет которой соответствовал общему фону купюр, а сбоку на узком белом поле помещена надпись "Выпуск 1994 года".

В 1995 году появилась купюра нового номинала - 100000 рублей. Позже выпущены купюры от 1000 до 50000 рублей нового образца с видами российских городов. В 1997 году выпущена купюра 500000 рублей образца 1995 года.

В 1997 году было объявлено решение о деноминации. У рублей обрезали три нуля. Новые банкноты 1997 года от 5 до 500 рублей и монеты поступили в обращение с 1998 года. Внешний вид купюр в общем не изменился. Старые деньги 1993 и 1995 годов принимались к оплате в течение всего 1998 года, после чего их можно было обменять в специальных обменных пунктах до конца 2001 года. В конце 2001 года было объявлено о продлении обмена еще на 1 год.

В 2001 году выпущена новая купюра 1000 рублей образца 1997 года и модифицированные купюры 10, 50, 100 и 500 рублей. Их видимые отличия - на защитной полосе, видной на просвет, текст размещен в одну строку, а сбоку на купюрах мелкая надпись: "Модификация - 2001 г."

В 2004 году выпущены модифицированные 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Кроме замены надписи на "Модификация 2004 г." на купюрах появились новые элементы защиты - перфорация (на 100, 500 и 1000 руб.), радужные полосы, ныряющая защитная нить.

 


Приложение 2

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

- предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарантности в деятельности кредитных организаций;

- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Руководители Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР –

Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1. Матюхин Г.Г. – Председатель Государственног



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: