Обстоятельства ниспослания




Некоторые из комментаторов говорят, что этой аят был явлен во время сражения, известного как 'битва против аль-Ахзаб' (коалиции), когда мусульмане утратили стойкость и поддались панике. Оказавшись в окружении врагов, они стали просить помощи у Всемогущего Аллаха. Явленный по этому случаю аят призвал их к терпению и стойкости и вселил в них надежду на победу с помощью Аллаха.

Другие утверждают, что после поражения мусульман в битве у горы Ухуд, Абдалла ибн Убай, упрекая их, воскликнул: 'доколе эти мусульмане будут продолжать безропотно гибнуть!', а затем добавил, что если бы Мухаммад (ДБАР) действительно являлся Посланником Аллаха, то не допустил бы пленения и гибели своих сподвижников. Именно тогда и был явлен этот аят.

Комментарий

Тяжкие невзгоды - обычное испытание для верующего

Рассматриваемый аят указывает на то, что некоторые из уверовавших полагали, будто важнейшим условием для вступления в рай является выражение веры в Аллаха, после чего им не грозят ни боль, ни страдание. С этого момента, как они предполагали, Аллах устроит их дела и нашлет погибель на их врагов без каких-либо усилий и стараний с их стороны.

Опровергая эти ошибочные представления, Коран повествует о том, как обычно поступает Аллах. Он гласит, что верующий должен готовить себя к самопожертвованию, к тому, что на путях веры и борьбы за ее распространение ему придется столкнуться с невзгодами и трудностями. Эти трудности являются, по существу, испытанием истинности его веры. Коран также поясняет, что все эти испытания и тяготы представляют собой общий закон. Вот почему с ними в прошлом сталкивались все народы и все религиозные течения.

Или вы полагали, что войдете в рай, не испытав подобного тому, что постигло верующих до вас?

Иудеи, например, немало настрадались до своего избавления от жестокой власти Фараона. Когда же их постигла растерянность и они не знали, что делать дальше, милость и поддержка Аллаха помогли им одолеть врага. То, что произошло с сынами израилевыми, не является исключением. Сама фраза 'постигло верующих до вас' подчеркивает, что все народы в прошлом переживали нечто подобное. Похоже, что таков обычай Аллаха, в котором таится секрет духовного воспитания и совершенствования человека.

Поражали их беды и тяготы…

Все народы должны пройти тропою тягот и невзгод, чтобы быть готовыми к новым, куда более серьезным испытаниям. На этом пути, помимо всего прочего, будет происходить очищение общества посредством отбора наиболее стойких и опытных и отсева самых никчемных и недостойных.

…и подвергались они потрясениям, так что Посланник и уверовавшие говорили в один голос…

Комментируя этот аят, мы должны иметь в виду еще один момент, а именно то, что в конце его отмечается, что в прежние времена на народы обрушивались такие суровые страдания и невзгоды, что даже верующие и их Пророки все вместе вопрошали:

Когда же придет помощь от Аллаха?

Очевидно, что здесь не идет речь о протесте против воли Небес. Уже сама форма этого выражения подразумевает, что это – мольба о помощи. Вот почему Коран заключает:

О да! Помощь Аллаха близка

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 215

يَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلْ مَا أَنفَقْتُم مِّنْ خَيْرٍ فَلِلْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ ﴿215﴾

215. Они спрашивают тебя, что им расходовать. Скажи: «что бы вы ни тратили из [своего] добра, прежде всего должно [позаботиться, дабы] осталось родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. И какое бы добро вы ни совершили, Аллах ведает об этом».

Обстоятельства ниспослания

Жил некогда богатый старик по имени Амр ибн Джаму’. Однажды он спросил Пророка Мухаммада (ДБАР), как ему потратить деньги, выделенные им на благотворительные цели. По этому поводу и был явлен этот аят.

Комментарий

В Коране имеется немало аятов, где говорится о благотворительности во имя Аллаха. Господь, Повелитель мира, неоднократно поощрял мусульман тратиться на благотворительные цели и оказывать помощь нуждающимся, но в данном аяте речь идет несколько о другом. К моменту его ниспослания многие люди задавались вопросом о том, какое имущество следует передавать на благотворительные цели.

Они спрашивают тебя, как им расходовать

Помимо ответа на вопрос о том, как следует расходовать, в этом аяте содержится указание еще на одну проблему. В аяте перечисляются ситуации, когда нужно проявлять благотворительность, а также люди, нуждающиеся в ее проявлении. Кроме того, как указывалось при пояснении обстоятельств его ниспослания, возникшие вопросы касались двух моментов: что из имущества следует расходовать и кому должна адресоваться благотворительность.

В ответе на первый из них, то есть какое имущество следует передавать на благотворительные цели во имя Аллаха, что обозначено арабским словом /хайр/ 'добро', содержится его полное и всеобъемлющее определение: все то из добра, что может пойти на пользу другим. Вывод из этого таков, что это может быть любая ценность, как материальная, так и духовная.

Скажи: «Что бы вы ни тратили из [своего] добра…

В ответе на второй вопрос, то есть на вопрос о том, на кого из людей и в какой очередности должна быть обращена ваша благотворительность, содержится подробное перечисление этих лиц. В первую очередь благодетель должен помнить о своих родителях и ближайших родственниках. За ними следуют сироты, неимущие и, наконец, путники.

...прежде всего должно [позаботиться, дабы] осталось родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам

Само собой разумеется, что забота о родственниках, помимо всех обычных последствий благотворительности, имеет еще и тот эффект, что она очень помогает укреплять родственные связи.

И какое бы добро вы ни совершили, Аллах ведает об этом»

Дающие на благотворительные цели не должны афишировать своих даяний, демонстрируя тем самым свое великодушие. Их благотворительность должна идти от сердца. Секрет этого кроется, вероятно, в том, что Тот, Кто вознаграждает, знает все, включая каждый наш поступок. Всевышний, Который один воздает за все наши дела, ведет счет делам всех людей.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 216

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ﴿216﴾

216. Вам предписано сражаться [с врагами Ислама], а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас – зло. Аллах ведает, а вы не ведаете.

Комментарий

Если в предыдущем аяте говорилось о благотворительности, то новый посвящен принесению в жертву собственной души и плоти, которые равноценны с точки зрения самопожертвования во имя веры.

В аяте говорится о необходимости сражаться с врагами. Это повеление возведено в закон и является долгом мусульманина, даже при том, что человеческой природе противны страдания и боль.

Вам предписано сражаться [с врагами Ислама], а это вам ненавистно

Следующая часть аята гласит о том, что борьба с врагом – задача, по сути своей, трудная и малоприятная, поскольку в этой борьбе одни гибнут, другие получают увечья, становятся калеками, теряют имущество, живут в атмосфере страха и неуверенности. Но всегда находятся самоотверженные люди, которых не останавливают никакие жертвы в борьбе за то, что для них свято.

большинство же простых людей, о которых, собственно, шла речь выше, на деле стараются отстраниться от участия в священной борьбе и избегают жертвовать собой.

Господь, повелевающий миром, в резких тонах осуждает такой образ мыслей, но открывает для этих людей дополнительный выход из ситуации. Коран, обращаясь к мусульманам, говорит, что им неведомы все обстоятельства дела. Так откуда им знать? Может быть, за кажущимся неудобством кроется нечто полезное для них, а за тем, что им нравится, скрывается зло. Одному только Аллаху ведомо все тайное. И все же те, кто обладает разумом и прилежен в учении (в отличие от нерадивых), способен найти путь к частичному раскрытию тайной сути некоторых вещей.

Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас – зло

Этот аят выражает один из фундаментальных принципов Божественного творения и законоположения. Он поощряет в человеке проявление благоразумия и осмотрительности в отношении Небесных законов. Другими словами, людям не следует использовать собственный опыт и взгляд в качестве критерия суждения там, где действует Божественный закон, поскольку круг их знаний весьма ограничен по сравнению с тем, что лежит за его пределами, и подобен крохотной капле, упавшей на поверхность морских вод.

Аллах ведает, а вы не ведаете

Никогда не следует косо смотреть на законы, источником которых является Божественное знание, безграничное во всех его аспектах. При этом нужно понимать, что все эти законы отвечают интересам человека, будь это такие предписания, как Священная война, закят и т. п., законы жизни сотворенного мира или такие их проявления, как неизбежные случайности, происходящие в жизни людей. Таковыми, например, могут оказаться неожиданная и неотвратимая беда или смерть, обрушившиеся на наших друзей или родственников, скрытые от человека тайны будущего и тому подобные явления.

Одним из очень важных предписаний в Исламе является Священная война. В аятах Корана, а также в хадисах, восходящих к Пророку Мухаммаду (ДБАР) и ахл аль-бейт (ДБМ), много говорится о Священной войне как о важном и благом деле.

В хадисе, принадлежащем Пророку (ДБАР), говорится: «По сравнению со священной войной во имя Аллаха добрые дела – это лишь мертвое тело в бездонном море». [255]

У Имама Садыка (ДБМ) есть такое высказывание: «После обязательных предписаний (молитва, пост, хадж и закят) Священная война – это лучшее, что есть в Исламе». [256]

Согласно преданию, Посланник Аллаха (ДБАР) говорил также: «У рая есть врата, которые называются Вратами мучеников». [257]

Понятие священной войны есть не только в Исламе. Оно знакомо и другим мировым религиям, возникшим раньше Ислама. Так, в Торе имеются повеления Моисея (ДБМ) относительно необходимости сражаться с рядом племен, не принадлежавших к коленам израилевым. Об этом, в частности, говорится в книгах «Второзаконие» (7, 13, 20), «Исход» (32) и «Числа» (31).

Пророк Иисус (ДБМ) также был привержен идее священной войны, что признается Евангелием от Матфея (10:34) и от Луки (19:27 и 22:36).

В Коране также излагаются истории некоторых из прежних Пророков, сражавшихся против неверных. Вот ссылки лишь на некоторые из них: Али Имран (Семейство Имрана) - 3:47, Аль-Бакара (Корова) - 2:246, Аль-Маида (Трапеза) - 5:27. [258]

Ниже приводятся упомянутые выше выдержки из книг Ветхого Завета.

В пятой книге моисеевой, озаглавленной «Второзаконие» (7:2-5), говорится:

2. И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их.

3. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;

4. Ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.

5. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем.

Там же в книге «Второзаконие» (13:9-15) говорится:

9. Но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтобы убить его, а потом руки всего народа.

10. Побей его камнями до смерти; ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

11. Весть Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.

12. Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства,

13. Что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали»:

14. То ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя,

15. Порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча.

Далее там же (20:1-4) говорится:

1. Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их; ибо с тобою Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской.

2. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник и говорит народу,

3. И скажет ему: «слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими: да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их;

4. Ибо Господь, Бог ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас».

Во второй книге Моисеевой, «Исход» (32:27-29), говорится:

27. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

29. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Однако в четвертой из книг Моисеевых, «Числа» (31:1-12), говорится:

1. И сказал Господь Моисею, говоря:

2. Отмсти Мадианитянам за сынов израилевых, и после отойдешь к народу твоему.

3. И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну, чтоб они пошли против Мадианитян, совершить мщение Господне над Мадианитянами;

4. По тысяче из колена, от всех колен Израилевых пошлите на войну.

5. И выделено из тысяч Израилевых, по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну.

6. И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги.

7. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола.

8. И вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечем.

9. А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу,

10. И все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем.

11. И взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота,

12. И доставили пленных и добычу и захваченное к Моисею и к Елеазару священнику и к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона.

Далее приводятся упоминавшиеся ранее цитаты из Нового завета.

а) Евангелие от Матфея (10:34):

Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.

б) Евангелие от Луки (19:27):

Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

в) Евангелие от Луки (22:36):

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч.

****

Важные вопросы по другим темам

Преследования в священный месяц – Нечестие, более страшное, чем кровопролитие – Помилование и прощение мухаджирам и мученикам во имя Аллаха – Вопрос об употреблении алкогольных напитков и азартных играх – Подаяние – Сироты – Брак между правоверными мусульманами

Сура Аль Бакара (Корова)

Аяты: 217-218

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ وَصَدٌّ عَن سَبِيلِ اللّهِ وَكُفْرٌ بِهِ وَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَإِخْرَاجُ أَهْلِهِ مِنْهُ أَكْبَرُ عِندَ اللّهِ وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ وَلاَ يَزَالُونَ يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىَ يَرُدُّوكُمْ عَن دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُواْ وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُوْلَـئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ﴿217﴾ إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَالَّذِينَ هَاجَرُواْ وَجَاهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أُوْلَـئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللّهِ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿218﴾

217. Они спрашивают тебя о сражении в священный месяц. Отвечай: «Сражаться в священный месяц – великий грех. Однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, неверие в Него и изгнание молящихся из нее – еще больший грех перед Аллахом, ибо нечестие – грех больший, чем убиение. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отвратится от своей веры и умрет неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни и в будущей. Они – обитатели ада и пребудут в нем навеки».

218. Воистину, те, которые уверовали, переселились и явили рвение на пути Аллаха, уповают на милость Аллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: