Экономическая деятельность в период хаджа.




В эпоху невежества (джахилийи) люди считали, что торговля, а также перевозка и доставка в различные пункты назначения пассажиров и грузов в период хаджа является делом противозаконным и греховным (харам). Они считали, что для людей, занимающихся делами подобного рода, обряд паломничества теряет свою силу. Поэтому в период хаджа у мусульман возникало естественное желание убедиться в том, сохраняют ли свою силу положения эпохи невежества, либо, согласно воззрениям Ислама, они утратили свое значение. тогда и был явлен аят, в котором им сообщалось:

Вы не совершите греха, если [во время хаджа] будете искать милости от своего Господа

Этот аят объявляет неверным положение, существовавшее в эпоху джахилийи, согласно которому торговля во время хаджа считалась прегрешением. В нем сообщается, что коммерческая и иная подобная деятельность в период хаджа не подлежит осуждению и что люди могут беспрепятственно наслаждаться благами, дарованными Аллахом, и пользоваться прибылью, добываемой ими своими трудами и хлопотами.

Как указывается в мусульманской литературе, посвященной различным аспектам хаджа, в этом аяте, в добавление к этическим, политическим и культурным моментам, затрагивается также и его экономическая сторона. Ее смысл состоит в том, что прибытие мусульман из различных районов мира к Каабе и их массовый сбор для целей паломничества могут послужить хорошим фундаментом для совместного движения на благо экономического развития мусульманских государств. Этот гигантский съезд позволяет людям, чьи умы заняты экономическими проблемами, встречаться друг с другом непосредственно до или после отправления обрядов паломничества и совместными усилиями способствовать упрочению основ экономической жизни мусульманских стран. Так, например, посредством правильно организованного торгового обмена они могли бы построить сильную и устойчивую национальную экономику, которая обрела бы независимый характер, избавившись от необходимости обращаться со своими нуждами к недругам и иноверцам.

Подобного рода коммерческие контакты и торговые отношения сами по себе являются, таким образом, средством укрепления позиций мусульманских государств в их противостоянии врагам Ислама. Ни одно государство не может добиться полной независимости, не обладая сильной экономикой. Но, с другой стороны, очевидно, что коммерческая деятельность должна, естественно, играть вторичную роль по сравнению с этическими и религиозными целями хадджа и ни в коем случае не занимать доминирующую позицию по отношению к ним. К счастью, у паломников достаточно времени для всех этих занятий как до, так и после совершения ритуалов поклонения.

Хишам ибн Хакам рассказывает, что однажды он спросил Имама Садыка (ДБМ), почему Аллах предписал верующим совершать обход Каабы и исполнять обряды хаджа. Имам Садык (ДБМ) ответил:

«Воистину, Аллах создал людей… и повелел им совершать это дело (хаддж), которое содержит в себе акт религиозного послушания и служит благу их мирских дел. Он повелел мусульманам на востоке и на западе Земли собираться (в период хаджа) вместе, чтобы они могли узнать друг друга, чтобы каждый народ мог воспользоваться произведениями ремесел других народов, чтобы владельцы мулов и верблюдов могли получать прибыль (сдавая в аренду другим своих животных), чтобы люди могли познакомиться с речениями и деяниями нашего Пророка (ДБАР), которые, таким образом, останутся жить в их памяти и не будут преданы забвению. Ведь если каждый народ станет говорить только о себе и о том, чем он живет, то все они будут повержены, их города обращены в руины, богатства, добытые торговлей, разграблены, а история жизни и суждения Пророка (ДБАР) канут в небытие. Такова философия хаджа». [247]

…Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в запретном месте (Муздалифа)

Повеление, которое содержится в этом отрывке рассматриваемого аята, связано с тем, что после совершения обрядов в долине Арафат паломники должны перейти к Маш‘ар аль-харам (Священному памятнику), расположенному между Миной и Арафатом, где происходит поминание Аллаха.

Поминайте, как Он вывел вас на истинный путь…

Эта фраза гласит, что в знак благодарности Аллаху за то, что Он вывел людей на истинный путь, паломникам надлежит совершить в Маш‘ар аль-харам поминание Его имени с благоговением, достойным того руководства, которое Он им ниспослал.

В то время мусульманам было нетрудно оценить значение этого великого дара, то есть Божественного наставления на путь истинный, поскольку они еще недалеко ушли от той эпохи, когда жители Аравийского полуострова находились в полном невежестве и заблуждении, а потому отчетливо сознавали, что Аллах избавил их от ложных представлений и уберег от несчастий, направив в благословенное лоно этой пречистой религии – Ислама.

…в то время, когда вы были в числе заблуждающихся

Почему Арафат?

Арафатом называется место, расположенное приблизительно в 24 километрах от центра Мекки, куда 9 числа месяца зуль-хиджжа отправляются паломники и остаются там с полудня до захода солнца. Происхождение этого названия объясняется по-разному. Одни говорят, что когда носитель откровения Гавриил (Джибрил) показал Аврааму (Ибрагиму) (ДБМ), как следует отправлять обряды в этом месте, тот произнес: 'Я познал, я познал' - /‘арафту/. Но вполне вероятно, что происхождение этого названия связано и с другим фактом. Эта местность, откуда начинается совершение хаджа, как нельзя более подходит к познанию Пречистой Сущности Аллаха. И в самом деле, то духовное притяжение, которое переживает человек, попадая в это не поддающееся описанию место, не сравнимо ни с чем из того, что он чувствует в любой другой пустынной местности на земле.

В Арафате с его монотонным пейзажем все исполнено гармонии. Все паломники там ведут себя совершенно одинаково. Покинув шум городов, толчею и слепящий блеск материального мира, здесь, под голубым небом, где провозвестник откровения простирал свои крылья, вдыхая чистый, свободный от греховности воздух, погруженные в созерцание паломники слухом души внемлют доносимым ветром тихим словам Гавриила и мужественному голосу Авраама (ДБМ), которым вторят восхитительные звуки голоса Пророка Ислама (ДБАР) и первых истинных мусульман. В этой будящей воспоминания земле, где словно некое окно открывается в неземной мир, человек не только погружается в изливающееся на него Божественное знание и слышит ропот всех земных творений, возносящих хвалу Аллаху, но и может проникнуть внутрь собственного Я, которое он некогда утратил, а потом искал всю свою жизнь. В этом случае он обретает знание самого себя и приходит к пониманию того, что он – это не тот, кто трудится день и ночь, кто жадно ищет, как бы заработать себе на жизнь, но чем больше приобретает, тем труднее ему утолить жажду наживы. Он обнаруживает, что в его душе есть чистая, как бриллиант, благородная сущность и что он, по сути дела, и есть это самое драгоценное естество.

Вот именно это место и зовется Арафат, место познания. Какое благозвучное и точное название!

Маш‘ар аль-харам

Мнения, высказываемые по поводу названия Маш‘ар аль-харам, которое используется для обозначения Священного памятника, свидетельствуют о том, что это место является центром исполнения 'обрядов хаджа' и знаком, отмечающим средоточие его великих священных ритуалов.

При этом нельзя игнорировать того факта, что арабское слово /маш‘ар/ является производным от /шу‘ур/ - 'ощущение, чувство'.

В эту чудесную, необыкновенную ночь, то есть ночь накануне десятого зуль-хиджжа, паломники, пройдя испытание в долине Арафат, переходят к Муздалифе, где остаются до самого утра. под звездным небом они укладываются на мягкий песок, и скопление их напоминает маленький фрагмент картины Великого Воскрешения в Иной жизни. Эта потрясающая сцена в сочетании с окружающим ее неземным покоем вызывает у одетых в простые нехитрые одежды – 'ихрам' - паломников необыкновенный, доселе неведомый им подъем мыслей, осознание и понимание своей собственной сущности, а погрузившись в состояние медитации, они могут явственно почувствовать, как это знание проникает в глубины их души. Вот почему это благоговейное место называется 'маш‘ар'.

****

Далее [, о курайшиты], ступайте туда, куда отправились другие люди…

В этом аяте содержится намек на те привилегии, которые приписывали себе курайшиты. Они называли себя 'хумус' (твердые в вере) и, полагая себя потомками Авраама и хранителями Каабы, считали, что стоят выше остальных аравийских племен. По этой причине они не желали идти в долину Арафат с остальными паломниками, оправдывая свое нежелание тем, что она, якобы, находится за пределами Мекки, хотя и знали, что ее посещение, согласно вероучению Авраама, является одним из обрядов хаджа.

В цитируемом отрывке Коран говорит мусульманам, что все они должны остановиться в определенном месте (Арафате), а оттуда проследовать к Маш‘ар аль-харам, чтобы затем так же всем вместе направиться в Мину. Так был положен конец необоснованной привилегии курайшитов.

…просите у Аллаха прощения. Воистину, Аллах – Всепрощающий, Милосердный

заключительный фрагмент аята гласит, что им следует отказаться от ложных представлений, бытовавших в эпоху невежества, и просить прощения у Аллаха, поскольку хадж, как и Ислам, не признает никаких отличий подобного рода и отменяет всякое неравенство. Он же напоминает о том, что Аллах Всепрощающ и Милосерден.

****

Пояснения

Помимо описаний обрядов хаджа, приведенных в комментарии к аяту 196 под заголовком 'Обряды паломничества', в предисловии к английской версии Корана в переводе Мир Ахмада Али также имеются некоторые подробности, касающиеся совершения хаджа, которые мы предлагаем вниманию читателя.

«Каждый мусульманин, обладающий необходимыми для этого средствами, должен хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку и посетить Священную мечеть и Каабу. Выполнение этого предписания, как мы видим, обусловлено наличием у человека нужной для этого суммы денег. Другие непременные условия состоят в следующем:

1. Человек должен быть совершеннолетним.

2. Он должен иметь возможность оплатить дорожные расходы, не нанося ущерба своему делу и не лишая себя средств к существованию.

3. Он должен быть достаточно здоров, чтобы совершить это путешествие.

4. Путешествие не должно быть связано для него с риском для жизни.

(Более подробно см. работы по мусульманскому праву).

Существенной частью ритуала хаджа является облачение в 'ихрам', то есть, мужчина должен снять с себя шитую одежду и обернуться двумя кусками несшитой чистой ткани: один кусок должен закрывать его тело от шеи до бедер, а второй – от пояса до ступней ног. Женщина оборачивает эти два куска ткани поверх своей повседневной одежды.

'Ихрам' должен быть приобретен согласно предписанным правилам и не должен быть сделан из шелка или прозрачной ткани.

С того момента, как человек облачается в 'ихрам', то есть одежду паломника, он отвечает только на призыв Аллаха, который был послан человечеству через великого Пророка Авраама:

[Вспомни, Мухаммад,] как Мы поселили Авраама в Доме [и велели]: «Не поклоняйся наряду со Мной ничему, содержи Мой Дом в чистоте для тех, кто [совершает обряд], обходя его, отправляет молитву, кладет поклоны и падает ниц».

Провозгласи людям [обязанность совершать] хадж, чтобы они прибывали к тебе и пешком, и на поджарых верблюдах из самых отдаленных поселений… (22:26, 27)

Облачаясь в 'ихрам', паломник в ответ на переданный с Авраамом призыв, восклицает:

'Лаббайк, Аллахумма лаббайк!' 'Ла шарика лака лаббайк'

Да, я здесь, о Господи, я здесь. Нет никого, равного Тебе. Да, я здесь.

'Инна-ль- хамд лака ва-н-ни‘мата лака, ва мулка лака. Лаббайк'

Воистину, и хвала, и благодать, и власть – все Твое. Да, я здесь, о Господи!»

Примечание:

В таком виде слова паломника приводятся в цитируемом источнике. На самом же деле в настоящее время ответ паломников на призыв Аллаха звучит так: «Лаббайк, Аллахума, лаббайк! Лаббайк ла шарика лака лаббайк! Инна-ль-хамда ва-н-ни‘мата лака ва-ль-мулк, ла шарика лака лаббайк!»

Следует заметить, что призыв Господа к человечеству, вложенный тысячи лет назад в уста Авраама, благодаря Исламу, достиг людских ушей, и сегодня Священный Дом Аллаха Кааба каждый год точно в определенные дни последнего месяца мусульманского календаря - зуль-хиджжа - превращается в объект паломничества.

Облаченный в 'ихрам' паломник должен проделать следующее:

1. 'Таваф' – семикратный обход вокруг Каабы.

2. После 'тавафа' необходимо совершить молитву с двумя 'ракатами' – коленопреклонениями, - как это обычно делается во время утренней молитвы.

3. После молитвы паломнику следует постричь ногти (или волосы).

Все эти предписания паломник должен выполнить сразу по прибытии в Мекку для совершения хаджа, и называются они 'умра', а обрезание ногтей или волос – 'таксыр'. Этот ритуал (Умра) может быть совершен в период с первого числа месяца шавваль до восьмого числа месяца зуль-хиджжа.

Восьмого зуль-хиджжа паломник должен облачиться в 'ихрам'.

Девятого зуль-хиджжа он должен отправиться в долину Арафат и находиться там до захода солнца.

После захода солнца паломнику надлежит перейти к месту, именуемому Маш‘ар, и оставаться там всю ночь.

Утром десятого зуль-хиджжа паломник должен переместиться в долину Мина, принести жертву и совершить обряд 'таксыр', то есть обрить наголо голову.

После этого паломнику следует снять 'ихрам', но оставаться в Мине еще двое или трое суток.

В течение дня паломник должен отправиться в Мекку и совершить там 'таваф' и молитву с двумя ракатами.

Завершив 'таваф', паломник должен совершить обряд 'са‘й' - пробежку между двумя возвышенностями - Сафа и Марва.

После совершения обряда 'са‘й' паломник завершает ритуал хаджа повторением 'тавафа', который называется 'таваф ан-ниса'.

(Примечание: следует понимать, что данное описание хаджа дает лишь самое краткое представление о шиитском ритуале паломничества. Для более подробного знакомства с предметом см. работы по мусульманскому праву).

На этом ритуал заканчивается, и паломник возвращается в Мекку. Завершив хадж, мусульмане отправляются в Медину, чтобы посетить гробницу святого Пророка (ДБАР) и кладбище Джаннат аль-баки, где находятся могилы четырех святых Имамов (ДБМ):

1. Второго святого Имама Хасана ибн Али аль-Муджтабы.

2. Четвертого святого Имама Али ибн аль-Хусейна аз-Зайнульабидина.

3. Пятого святого Имама Мухаммада ибн Али аль-Бакира.

4. Шестого святого Имама Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка.

Гробницы, некогда воздвигнутые над могилами святых Имамов, теперь разрушены, и саудовские власти запретили паломникам произносить возле них молитвы (например, Фатиху) и в какой бы то ни было форме приветствовать и восславлять Святые Души. Всякий искренне верующий мусульманин, верный Святому семейству Пророка (ДБАР), Ахл аль-бейт, а особенно шиит, испытывает горечь, видя разрушенные священные гробницы, сталкиваясь с необоснованным запретом на чтение Корана и произнесение слов приветствия, обращенных к Святым Душам, и истово молится Аллаху за снятие этого противоречащего Исламу запрета и возвращения свободы почитания священных могил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: