Первые Священные войны за свободу




Некоторые повеления и установления, ниспосланные Аллахом, направлены на создание условий, обеспечивающих счастье, свободное развитие, процветание и мирную жизнь человека. Аллах посылал Своих Пророков (ДБМ), чтобы передать эти повеления людям. Если же некий человек или группа людей сочтут, что Божественное послание противоречит их узким корыстным интересам, и станут чинить препятствия Пророкам, то последние будут вправе устранить эти препятствия, используя вначале мирные средства, а затем, если это не поможет, прибегнуть к силе, чтобы иметь возможность свободно распространять свое учение.

Другими словами, люди всех сословий имеют право услышать глашатаев истины и беспрепятственно последовать их призыву. Если же кто-то задумает лишить людей законного права воспринять сердцем призыв вестников истины и освободиться от оков духовного и социального рабства, то сторонники Пророка имеют право использовать любые средства для завоевания свободы. Именно в этом заключалась причина первых Священных войн (джихада) как в Исламе, так и в других Божественных религиях.

Кроме того, если бы кто-то вознамерился силой вернуть мусульман к их прежним верованиям, то они были бы вправе любыми средствами противостоять этому давлению.

Оборонительная Священная война

Бывает иногда так, что человек или группа людей подвергаются неожиданному нападению врага. В этом случае все земные и небесные законы позволяют жертве агрессии выступить против врага, используя при этом весь свой потенциал, все имеющиеся возможности, чтобы защитить свое право на существование. Такая война называется оборонительной Священной войной. В качестве примера можно назвать сражения против Аль-ахзаб, у горы Ухуд, при Хунайне и Муте, поход на Табук и другие битвы периода становления Ислама, носившие характер оборонительной Священной войны.

Война против безбожников и идолопоклонников

Ислам, призывая людей всего мира под знамена последнего и самого совершенного из всех небесных учений, вместе с тем уважает свободу вероисповедания. Поэтому народам, обладающим своим Священным писанием, дано время на то, чтобы изучить Ислам, подумать над его постулатами и добровольно уверовать. Если же они, несмотря ни на что, откажутся принять новую веру, то к ним будут относиться как к 'союзному меньшинству', которое будет продолжать мирно жить, лишь соблюдая при этом определенные, весьма простые и необременительные условия.

Однако безбожие и идолопоклонничество не являются религией или вероучением и не заслуживают ни малейшего уважения. Это – вид суеверия, отклонение от нормы и проявление недостатка ума. Фактически, это своего рода душевный и моральный недуг, который следует искоренять всеми возможными способами.

Уважение к чужому мнению уместно тогда, когда речь идет о взглядах, имеющих здравую и разумную основу. Но нельзя уважать всевозможные болезненные заблуждения, отступления от здравого смысла и суеверия. Поэтому Ислам повелевает во что бы то ни стало искоренять идолопоклонничество из жизни человеческого общества, даже если для этого потребуется применение силы. Языческие храмы и кумирни подлежат уничтожению, и если не удается добиться этого миром, то тогда следует прибегнуть к силе.

Почему концепция Священной войны была провозглашена в Медине?

Мы знаем, что Священная война была вменена в обязанность мусульманской общины на втором году хиджры, а до этого не являлась обязательным предписанием.

Причина этого состоит, с одной стороны, в том, что число мусульман в Мекке было настолько мало, что восстание было бы для них равнозначно самоубийству.

С другой стороны, противник в Мекке был очень силен, и город этот являлся центром антиисламских сил. Противники Ислама занимали там настолько прочные позиции, что воевать с ними в условиях города было просто невозможно.

Но когда Пророк (ДБАР) вошел в Медину, многие поверили в него, и число уверовавших настолько возросло, что это позволило ему распространить свое учение не только в самой Медине, но и за ее пределами. Пророку (ДБАР) удалось за это время создать в своей общине простейшее правительство и накопить силы для предстоящей схватки с врагом. А поскольку Медина находилась сравнительно далеко от Мекки, то у него была возможность сделать это спокойно и без спешки. Так что отряды мусульманских повстанцев сумели подготовиться и к наступлению, и к обороне.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 194

الشَّهْرُ الْحَرَامُ بِالشَّهْرِ الْحَرَامِ وَالْحُرُمَاتُ قِصَاصٌ فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُواْ عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ وَاتَّقُواْ اللّهَ وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ مَعَ الْمُتَّقِينَ ﴿194﴾

194. [Сражайтесь] в Запретный месяц, [если они сражаются] в Запретный месяц, [за нарушение] запретов – возмездие. Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому как он преступает против вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными.

Комментарий

Четыре месяца мусульманского лунного календаря являются особо почитаемыми. В эти месяцы воевать запрещено. Один из четырех месяцев, раджаб, стоит отдельно, в то время как три остальные – зу-ль-ка‘да, зу-ль-хаджа и мухаррам – следуют один за другим. Этимология слова зу-ль-ка‘да связана с тем, что в этот месяц предписывалось прекращать боевые действия.

Закон Ислама повелевает своим последователям воздерживаться от сражений в течение этих четырех месяцев, и враги постоянно используют это обстоятельство. Они, возможно, считают, что поскольку мусульмане должны чтить свой закон, то это дает им благоприятный шанс для внезапного нападения. В рассматриваемом аяте сказано, что если в течение четырех вышеупомянутых месяцев на вас нападет враг, то вы имеете право дать ему отпор и сражаться с ним, невзирая на время года, поскольку святость крови и защита устоев Ислама более важны, чем святость этих месяцев.

[Сражайтесь] в Запретный месяц, [если они сражаются] в Запретный месяц …

Каждого, кто нарушает запреты, должно постичь возмездие.

…[за нарушение] запретов – возмездие

В следующих словах аята сформулировано общее правило:

Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступает против вас

Ислам – это не религия агрессии и беззакония, но он не может мириться с агрессией по отношению к нему самому. И все же мусульмане должны вести себя так, чтобы при любых обстоятельствах сохранять набожность и, осуществляя возмездие, не выходить за определенные рамки, ведь мы знаем, что Аллах на стороне богобоязненных.

Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах с богобоязненными

Пояснения

1. В Исламе не бывает тупиковых ситуаций. Защита целостности Ислама и жизни мусульман важнее, чем соблюдение святости места и времени.

2. Мы должны быть справедливы и беспристрастны даже по отношению к врагам.

Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступайте против него, подобно тому, как он преступает против вас.

3. Соблюдение набожности даже в сражении – еще один принцип мусульманского воспитания.

4. Устанавливаемые законы не должны порождать у мусульман ощущения собственного бессилия и поощрять агрессивность неверующих. Этой цели и служит принцип соразмерности возмездия.

5. Если при отражении агрессии вы не выходите за рамки справедливости и сохраняете набожность, то получите помощь Аллаха.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 195

وَأَنفِقُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوَاْ إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴿195﴾

195. И расходуйте на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. Творите добро, ибо, воистину, любит Аллах добродеющих.

Комментарий

Для ведения Священной войны необходимы, помимо преданных, стойких и опытных бойцов, еще и финансовые средства, а также другие материальные ресурсы, поскольку в такой войне важна как моральная и физическая подготовка армии, так и оснащение ее соответствующим оружием и военным снаряжением. Верно, что важнейшим фактором, решающим исход войны, является солдат, но он не может воевать голыми руками. Вот почему рассматриваемый аят обращает внимание на то, что человек, отказывающийся совершать пожертвования, обрекает на гибель и себя, и своих единоверцев.

И расходуйте на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель

В то время, когда был ниспослан этот аят, многие мусульмане искренне и восторженно поддерживали идею Священной войны, но были настолько бедны, что не могли купить себе оружие. Как сказано в Коране, они приходили к Пророку (ДБАР) и просили его дать им военное снаряжение, чтобы отправиться на войну. Но возвращались от него, как правило, в печали и с заплаканными глазами, поскольку нужных средств не находилось. Вот как сказано об этом в суре Ат-Тауба (Покаяние) - 9:92: «Ушли они от тебя с глазами, слез полными от огорчения, из-за того, что не смогли ничем потратить [в борьбе во имя Бога]».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: