Ограничения, наложенные Аллахом




В комментарии к рассматриваемому аяту мы уже говорили о том, что Священный Коран, введя некоторые установления, касающиеся поста и выстаивания молитвы в мечети, называет их 'ограничениями, наложенными Аллахом ', которые проводят грань между дозволенным (халал) и недозволенным (харам), отделяя то, что разрешено верующему, от того, что ему запрещено. Интересно отметить, что в Коране не сказано 'не преступайте границы', но сказано ' не приближайтесь же к ним!', поскольку уже само приближение к опасной черте порождает в человеке искушение, и иногда, поддавшись страсти, или же по ошибке он может нарушить запрет.

Именно поэтому некоторые законы Ислама предписывают человеку избегать ситуаций, которые могут подтолкнуть его к ошибочному шагу и совершению греха. К подобным ситуациям относится пребывание в обществе нечестивцев даже в том случае, если сам верующий не участвует в их греховных деяниях, а также уединение с лицом противоположного пола, не являющимся близким родственником.

Исходное значение слова /и‘тикаф/ - 'находиться в уединенном месте или пребывать долгое время рядом с чем-либо'. В религиозном контексте это слово означает пребывание в мечети с целью выполнения обряда поклонения. Время такого пребывания – три дня, в течение которых человек постится и отказывается от некоторых мирских удовольствий. Этот обряд глубоко очищает душу человека и помогает ему сосредоточить внимание на общении с Богом. Способ и условия выполнения обряда /и‘тикаф/ описаны в книгах по мусульманскому праву. Этот обряд относится к числу рекомендуемых, однако в некоторых исключительных случаях становится обязательным. Как бы то ни было, в рассматриваемом аяте речь идет только об одном условии выполнения обряда /и‘тикаф/ в период поста – о запрете на близость с женами как в дневное, так и в вечернее время.

Рассвет

Слово /фаджр/ означает 'взломать', и поскольку утренний свет как бы взламывает ночной мрак, это слово в Коране служит для обозначения рассвета.

В рассматриваемом аяте, помимо использования этого слова, рассвет описан следующим образом:

…пока не будете отличать нить белую от нити черной…

В одном из преданий говорится о том, как некий верующий по имени Удай ибн Хатам пришел однажды к Пророку (ДБАР) и рассказал, как он положил перед собой белую и черную нитки и изо всех сил вглядывался в них, но так и не увидел рассвета. Пророк (ДБАР) от всей души рассмеялся и сказал: «О сын Хатама! Речь идет о белизне света дня (рассвета) и темноте ночи. Вот тогда и начинай пост». [233]

На исходе ночи в небе появляется едва различимая вначале вертикальная светлая полоса, напоминающая лисий хвост, который своим узким концом опирается на линию горизонта. Это так называемый 'ложный рассвет'. Вскоре возникает уже вполне различимая горизонтальная полоска света, напоминающая светлую нить, соседствующую с черной нитью ночи. Она постепенно расширяется и заливает ярким светом весь небосклон, знаменуя собой окончание ночи и начало дня. Это 'истинный рассвет', и с его началом можно приступать к утренней молитве.

Набожность – это цель и средство

Обратите внимание на то обстоятельство, что в первом из аятов, посвященных установлениям поста, его конечная цель определена как набожность. Та же идея содержится и в заключительных словах последнего аята этой группы: «… быть может, станут благочестивыми они». Эта фраза подчеркивает мысль о том, что все предписанные верующим обряды поста служат для воспитания в человеке духа набожности и способности к самоограничению, благодаря которым он обретает стойкость перед греховными соблазнами и чувство ответственности за свои поступки.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 188

وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴿188﴾

188. Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности [других] людей.

Комментарий

Этот аят запрещает мусульманам совершать бессовестные действия, а именно, незаконно присваивать имущество других людей и зарабатывать богатство неправедным путем. Мусульмане должны знать, что недопустимо насильно завладевать чужим достоянием, попирая закон, как это делают некоторые нечестивцы, которые надеются при этом, что им удастся подкупить судей взяткой или подарком с тем, чтобы те оправдали несправедливое присвоение чужого имущества. Те, кто поступает вопреки этому установлению, совершают два великих греха: присвоение чужого имущества и взяточничество.

Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, дабы намеренно присвоить путем грешным часть собственности [других] людей

Ислам придает проблеме мздоимства настолько большое значение, что Имам Садык (ДБМ) специально высказался по этому вопросу: «…взятка в суде равнозначна отрицанию Аллаха, Всевышнего». [234]

А в одном из известных преданий приводятся такие слова святого Пророка (ДБАР): «Да падет проклятие Аллаха на взяткодателя, мздоимца и их посредника». [235]

Подобная мысль выражена и в суре Ан-Ниса (Женщины) - 4:29: «Не стяжайте имущества друг друга путем неправедным, а только путем торговли по согласию взаимному».

В рассматриваемом аяте совершенно четко сказано, что если кто-либо выиграет судебное дело при помощи взятки, то приобретенное таким путем имущество будет для него незаконным. Таким образом, даже формальное решение суда не делает неправедно приобретенное имущество законным. Об этом говорится в предании от святого Пророка (ДБАР): «Я такой же человек, как и вы (назначенный разбирать споры между вами обычными средствами). Если мне придется разбирать конфликт, в котором одна из сторон предъявит более убедительные свидетельства своей правоты, то я приму решение в пользу этой стороны. если же приговор, вынесенный мною в пользу одного из мусульман, будет ущемлять права другого, то для выигравшей стороны это будет как горящий уголь: она может взять его, а может отбросить в сторону». [236]

Чума взяточничества

Одна из бед, преследующих человечество с древнейших времен – это взяточничество, которое в наши дни получает все большее распространение. Этот недуг всегда был и остается одним из величайших препятствий на пути к осуществлению социальной справедливости. Взяточничество приводит к тому, что законы, которые по сути своей должны защищать права угнетенных, в большинстве стран служат интересам правящего класса.

Закон должен защищать слабого, поскольку могущественные богачи располагают огромными возможностями, чтобы отстоять свои привилегии. Очевидно, что если взяточничеству не поставить заслон, то законы будут использоваться не для поддержания справедливости, а совсем для обратного, поскольку сильные мира сего всегда смогут использовать свое богатство для подкупа и взяток. В результате закон превратится в их руках в игрушку, с помощью которой они продолжат свою сатанинскую игру с угнетенными, в которой главные правила - насилие и жестокость.

процветание взяточничества разрушает основы социальной жизни. В такой ситуации насилие, неравенство, несправедливость и дискриминация проникают во все ячейки общества, и от закона и справедливости остается только название.

Именно по этой причине Ислам, показывая порочность взяточничества, резко осуждает его и считает одним из наиболее тяжелых прегрешений против норм религиозной морали.

Следует отметить, что это отвратительное явление нередко прикрывают лживыми аргументами и красивыми словами. Взяткодатели и мздоимцы часто используют такие слова как подарок, подношение, пожертвование, чаевые, вознаграждение, компенсация и тому подобное. Однако совершенно очевидно, что подобное жонглирование названиями нисколько не меняет сути взятки, и уплаченные и полученные таким путем деньги вне всякого сомнения незаконны (харам).

В «Нахдж аль-балага» есть рассказ о том, как человек по имени Аш‘ас ибн Кайс пришел однажды вечером к Али ибн Аби талибу (ДБМ) с подношением в виде кувшина меда, надеясь таким образом выиграть судебное разбирательство, которое должен был вести его светлость Имам Али (ДБМ). Но Али (ДБМ) с негодованием сказал: «Будь ты проклят! Ты хочешь, чтобы я отказался от религии Аллаха?… Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали все владения, находящиеся под семью небесными сферами, в обмен на то, чтобы я, вопреки воле Аллаха, отобрал у муравья одно ячменное зернышко, я бы не сделал этого. Для меня ваш мир значит меньше, чем кусочек листа в челюстях саранчи. Зачем Али преходящие богатства, и эфемерные удовольствия?» [237]

Ислам осуждает взяточничество в любом виде, какими бы благозвучными названиями оно не прикрывалось. В жизнеописании Пророка (ДБАР) есть такой эпизод: однажды ему (ДБАР) сообщили, что один из местных правителей под видом подарка получил взятку. Пророк (ДБАР) гневно спросил его:

«Почему ты берешь то, на что не имеешь права?»

Правитель, оправдываясь, сказал, что это был всего лишь подарок. Тогда Пророк (ДБАР) задал еще один вопрос:

«А если бы я не назначил тебя губернатором и ты сидел бы дома – разве люди приносили бы тебе подарки?» [238]

Пророк (ДБАР) сместил с должности губернатора-взяточника, а полученный им подарок распорядился передать в общинную казну.

Для того, чтобы судьи не оказались в положении, при котором возможна скрытая форма подкупа, Ислам даже рекомендует судьям не ходить самим за покупками, поскольку скидка, полученная судьей при покупке, может привести к тому, что разбирая какое-либо дело, он невольно вынесет решение в пользу того, кто продал ему товар по сниженной цене.

отрадно видеть, когда мусульмане, вдохновляемые своей священной Книгой, отказываются жертвовать всем, что для них свято, ради получения взятки.

Некоторые комментаторы считают также, что данный аят предостерегает людей от растрачивания своего и чужого состояния в азартных играх и прочих суетных развлечениях.

Имам Садык (ДБМ) сказал: «Курайшиты, бывало, ставили на кон своих жен, детей и состояние и проигрывали их. Аллах запретил им делать это». [239]

Все вышеприведенные комментарии вполне соответствуют сути рассмотренного аята.

****

Самозащита
Паломничество в условиях ограничений

Религиозный календарь строится на основе лунного года – Уважение святости священного месяца – Самозащита – Уважение святости Святого города – Самозащита в священный месяц – Паломничество в условиях ограничений – Совместное выполнение большого и малого хаджей

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 189

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَنْ تَأْتُوْاْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَـكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿189﴾

189. Спрашивают они тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: «Новолуния [нужны] людям, [чтобы определять] сроки [дел их земных], а также время совершения хаджа. Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны, благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери, бойтесь Всевышнего, - быть может, преуспеете вы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: