Рамадан, необыкновенный месяц




Месяц рамадан был выбран для проведения поста, поскольку он выделяется из числа других месяцев мусульманского лунного года. В последнем из аятов рассматриваемого отрывка предпочтение рамадана перед другими месяцами объясняется тем, что в этот месяц был ниспослан Коран – книга, ведущая человечество по пути истины, книга, которая своими повелениями и установлениями отделила истину от заблуждения и тем самым указала человеку дорогу к процветанию. Кроме того, в аятах Корана, а также в ряде мусульманских источников содержится указание на то, что все великие Божественные книги, включая Тору, Библию, Псалмы Давида, Свитки Авраама и сам Коран были ниспосланы именно в этот месяц.

По этому поводу Имам Садык (ДБМ) сказал: «Тора была ниспослана шестого рамадана, Библия – двенадцатого, Псалмы – восемнадцатого, а Коран – в ночь предопределения (лайлат аль-кадр) этого месяца». [218]

Таким образом, месяц рамадан – это месяц ниспослания великих Божественных книг. Рамадан всегда был месяцем обретения знаний, которое невозможно без наставления и практической тренировки. Образовательная цель поста направлена на получение глубоких и прочных знаний относительно Господних указаний, которые очищают душу человека от всяческого греха.

Однажды, в последнюю пятницу месяца шаабан, Пророк Ислама (ДБАР) прочел проповедь, посвященную значению рамадана, дабы подготовить своих сподвижников к встрече священного месяца. В этой великой проповеди он (ДБАР) сказал: «О люди! Близится месяц Аллаха, исполненный блага, милосердия и прощения. Аллах считает этот месяц лучшим из всех.

В глазах Аллаха, его дни – лучшие из дней, его ночи – лучшие из ночей, его часы – лучшие из часов.

В этот месяц вы приглашены в гости к Аллаху, ибо считаетесь достойными милости Аллаха.

В этот месяц ваше дыхание – это прославление Аллаха, ваш сон – это обожание Аллаха. Ваши деяния (на ниве поклонения Аллаху) принимаются, ваши мольбы – удовлетворяются.

Поэтому искренне и чистосердечно просите Аллаха, Господа вашего, дать вам силы для соблюдения поста и чтения Его Книги (Корана) в рамадан, ибо несчастен тот, кто не заслужит прощения Аллаха в этот великий месяц.

Пусть голод и жажда, которые вы испытаете в этот месяц, напомнят вам о голоде и жажде Судного дня. Раздавайте милостыню беднякам и нуждающимся, уважайте стариков, будьте добры к детям, укрепляйте родственные связи.

Удерживайте свой язык от произнесения греховных речей, не смотрите на то, на что Аллах запретил смотреть, не слушайте то, что вашим ушам не позволено слышать. Проявляйте доброту к чужим сиротам, чтобы и ваши сироты могли обрести заботу…»

Принцип 'никаких трудностей'

В последнем из аятов рассматриваемого отрывка сказано о том, что Аллах не желает вам никаких трудностей и неудобств, наоборот, все Его предписания направлены на то, чтобы облегчить вашу жизнь. Несомненно, что речь здесь идет о посте и о его благотворном воздействии. Этот же аят содержит указание относительно того, как следует поститься путникам и недужным. Однако с учетом универсальности этого указания, оно используется как общий принцип применительно ко всем религиозным обязанностям в Исламе, а данный аят служит для мусульманских законоведов эталоном, иллюстрирующим принцип 'никаких трудностей' /ла-харадж/.

Суть этого принципа в том, что следование законам Ислама не может приносить человеку трудности и неудобства. Поэтому, если выполнение какого-либо исламского установления связано со значительными трудностями, его действие временно приостанавливается. Так например, мусульманские законоведы считают, что если омовение или совершение молитвы в положении стоя, а также некоторые другие предписания, связанные с ритуалом молитвы, причиняют человеку физическую боль, он может перейти на сухое омовение и совершать молитву сидя.

По поводу существующего в Исламе принципа 'никаких затруднений', можно сослаться на суру Хадж (22:78), в которой сказано: «…избрал Он вас и не затруднил вам [исполнение обрядов] Веры».

Еще одной иллюстрацией на эту тему можно считать широко известные слова Посланника Аллаха (ДБАР): «Я был избран проповедовать религию терпимую и не требующую усилий». [219]

Заключение

В рассмотренных аятах данного отрывка изложена философия поста и приведены некоторые благие предписания, которым должны следовать истинные мусульмане.

Заметим, что пост, в той или иной форме существовал во всех религиях. В Исламе это один из догматов, уступающий по значимости только обязательным ежедневным пятикратным молитвам. Аяты этого отрывка показывают, что все Пророки Аллаха, предшествовавшие святому Пророку Мухаммаду (ДБАР), призывали верующих соблюдать пост.

Следует также отметить, что в Исламе пост служит для воспитания в человеке способности противостоять соблазнам и избегать греха. Пост – это воздержание не только от пищи, но и от всего греховного. Воздержание от приема пищи составляет лишь шаг на пути к осознанию того, что если уж человек должен воздерживаться от того, что дозволено, то тем более он должен избегать того, что запрещено Аллахом. Главная цель мусульманского поста состоит в том, чтобы на протяжении целого месяца очищать свое поведение, совершенствовать характер и наполнять душу светом Божественных атрибутов, чтобы затем воплотить это в практических делах. Пост помогает мусульманам оградить себя от зла, он воспитывает способность к самоограничению, приучает стойко переносить физические страдания, к которым они всегда должны быть готовы в деле защиты Ислама и своих братьев по вере.

С другой стороны, поскольку Ислам – это терпимая и необременительная религия, пост запрещен для тех, кто находится в пути. По заключению авторитетного врача от него освобождаются также те мусульмане, чья болезнь может усугубиться при строгом соблюдении ограничений поста. В этом и проявляется особенность Ислама, не требующего от верующих претерпевать чрезмерные лишения.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 186

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِي وَلْيُؤْمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ ﴿186﴾

186. Когда тебя [о, Мухаммад,] вопрошают обо Мне рабы Мои, то ведь [всегда] рядом Я и отвечаю на призыв взывающего ко Мне, когда зовет Меня. Так пусть же и они внемлют Мне, и да уверуют они в Меня. Быть может, откроется им путь истинный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: