Несколько преданий, относящихся к молитве




1. Имам Садык (ДБМ) поведал о таком высказывании Повелителя правоверных Имама Али (ДБМ): «Из всех человеческих деяний на земле Всемогущему и Достославному Аллаху наиболее мила молитва, а из всех видов поклонения – набожность». Имам Садык (ДБМ) добавляет, что сам Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) молился очень много.[228]

2. По свидетельству Имама Садыка (ДБМ), Пророк (ДБАР) однажды сказал: «Молитва – это доспехи верующего, столп веры, а также (духовный) свет неба и земли». [229]

3. Повелитель правоверных Али ибн Аби талиб (ДБМ) сказал: «Молитва – это ключ к (безопасности,) успеху и процветанию. Наилучшая молитва – это та, которая проистекает из чистого и набожного сердца». [230]

4. Святой Пророк (ДБАР) сказал: «Разве я не помогу вам обрести оружие, которое спасет вас от врагов и сделает обильным ваше пропитание?» Те, к кому он обращался, ответили согласием. Тогда он сказал: «Взывайте к Господу вашему днем и ночью, поскольку молитва – это доспехи верующего». [231]

5. Имам Садык (ДБМ) передал такие слова Повелителя правоверных Имама Али (ДБМ): «Молитва – это щит верующего; если в дверь долго стучать – она откроется». [232]

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 187

أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَى نِسَآئِكُمْ هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ عَلِمَ اللّهُ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَخْتانُونَ أَنفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنكُمْ فَالآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُواْ مَا كَتَبَ اللّهُ لَكُمْ وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّواْ الصِّيَامَ إِلَى الَّليْلِ وَلاَ تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ تِلْكَ حُدُودُ اللّهِ فَلاَ تَقْرَبُوهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ ﴿187﴾

187. Разрешается вам близость с женами вашими в ночи поста. Ваши жены для вас – одеяние, а вы одеяние для них. Знает Всевышний, что впадали вы в самоограничение излишнее, и простил Он вас и помиловал. Теперь же вступайте в сношения с женами [по ночам месяца рамадан] и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте до рассвета, до тех пор, пока не будете отличать нить белую от нити черной, потом снова поститесь до ночи. И не будьте близки с женами в те ночи, когда пребываете вы в мечетях. Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет людям Всевышний знамения Свои, - быть может, станут благочестивыми они.

Обстоятельства ниспослания

Из исламской литературы известно, что к моменту ниспослания аята, регламентирующего исполнение поста, мусульманам разрешалось принимать пищу ночью перед отходом ко сну. Но уже для человека, проснувшегося среди ночи, и еда, и питье становились запретными (харам).

Как-то вечером во время рамадана один из сподвижников Пророка (ДБАР) по имени Мат’ам ибн Джубейр, обладавший слабым здоровьем, пришел домой и собирался разговеться. Но пока жена готовила ужин, усталость и слабость сморили его, и он уснул. Проснувшись через некоторое время, он сказал, что уже не имеет права разговляться в эту ночь и так и уснул натощак. Утром, соблюдая пост, он отправился в окрестности Медины на рытье укреплений в преддверии битвы против коалиции Аль-ахзаб. Во время работы из-за голода и слабости он потерял сознание. Увидев его состояние, Пророк (ДБАР) очень расстроился.

Помимо этого, некоторые молодые мусульмане не смогли совладать с зовом плоти и даже во время рамадана предавались по ночам любви со своими женами.

Именно тогда и было ниспослано откровение, позволявшее мусульманам есть и пить на протяжении всей ночи, а также вступать в интимные отношения с супругами.

Комментарий

Как явствует из обстоятельств ниспослания аята, в первоначальный период распространения Ислама близость с женами в месяц рамадан была запрещена не только днем, но и ночью. Кроме того, если человек просыпался ночью, ему запрещалось есть и пить. Возможно, это было своеобразным испытанием мусульман и их подготовкой к восприятию обязанностей поста.

Рассматриваемый аят, который заключает в себе четыре исламских предписания, регламентирующие поведение мусульманина в период поста и его действия в мечети во время молитвы, начинается такими словами:

Разрешается вам близость с женами вашими в ночи поста

Затем аят излагает обоснование этого установления:

Ваши жены для вас – одеяние, а вы одеяние для них

Использование образа одежды для описания отношений взаимного утешения и поддержки, возникающих между мужем и женой, уникально по своей выразительности. Трудно представить себе более удачную метафору, отражающую всю красоту отношений между любящими супругами.

С одной стороны, одежда защищает человека от холода и зноя и предохраняет от травм, которые могут причинить посторонние предметы. С другой стороны, одежда не только скрывает физические недостатки человека, но и служит ему украшением. использованный в аяте аллегорический образ подчеркивает все упомянутые достоинства одежды.

Супружеские отношения являются основой здорового образа жизни. Супруги скрывают от посторонних глаз слабости и недостатки друг друга. Они обеспечивают друг другу душевный покой и полноценный отдых. Каждый из них считается украшением для другого.

Такое толкование наглядно демонстрирует как физическую близость, так и тесные духовные узы, связывающие мужа и жену. Оно указывает также на равенство мужчины и женщины, поскольку все сказанное о мужчине в равной степени и без всяких оговорок относится и к женщине.

Затем Коран раскрывает причины, по которым произошло изменение обсуждаемого Божьего установления:

Знает Всевышний, что впадали вы в самоограничение излишнее, и простил Он вас и помиловал

Отныне, дабы не подвергать вас греховному искушению, Аллах Своей милостью сделал вашу обязанность более легкой и сократил срок действия ограничения.

Теперь же вступайте в сношения с женами [по ночам месяца рамадан] и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах

Конечно же, эти слова не следует воспринимать как принуждение, они всего лишь снимают существовавшее ранее ограничение и разрешают то, что было ранее запрещено.

Слова '…и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах' указывают на то, что отмена абсолютного запрета и сокращение сроков ограничения не создают никакой проблемы и полностью соответствуют законам сохранения и продолжения человеческого рода.

Затем аят указывает на второе установление:

Ешьте и пейте до рассвета, до тех пор, пока не будете отличать нить белую от нити черной…

Таким образом, мусульмане могут есть и пить всю ночь вплоть до рассвета, когда наступает пост.

Третье установление состоит в следующем:

…потом снова поститесь до ночи

Этими словами еще раз подтверждается запрет для постящегося есть, пить и иметь близость с женщиной в дневное время. Данный отрывок определяет рассвет как начало поста и наступление темноты как его завершение.

И, наконец, четвертое установление:

И не будьте близки с женами в те ночи, когда пребываете вы в мечетях

Это установление представляет собой как бы исключение из приведенного выше правила, и охватывает период, длящийся как минимум три дня, когда постящемуся мусульманину запрещено вступать в близость с женщиной и днем и ночью.

Заключительные слова аята подводят итог всему вышесказанному:

Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним!

Приближение к границам запретного нередко чревато соблазном нарушить их, нарушив же эти границы, человек совершает грех.

Так разъясняет людям Всевышний знамения свои, - быть может, станут благочестивыми они

Пояснение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: