Одним из преимуществ законов Ислама следует считать то, что они были выработаны с учетом естественных единиц измерения, доступных для всеобщего пользования и не подвластных воздействию времени.
Что же касается искусственных единиц измерения, то пользоваться ими могут не все. Например, и сегодня не во всех странах население может использовать некоторые международные единицы измерения для определения момента наступления ночи.
Поэтому мы видим, что в Исламе в качестве меры длины иногда используются такие единицы измерения как пядь, рост человека и т.п. А время определяется по заходу и восходу солнца, по его отклонению от зенита, по фазам Луны.
Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны…
В данном аяте говорится, помимо прочего, о хадже, время наступления которого определяется моментом визуального наблюдения молодого месяца. Речь идет также и о запрете Аллаха на одно из суеверий доисламского периода, связанное с ритуалами паломничества.
Дело в том, что арабы в период хаджа считали нарушением благочестия входить в свой дом в облачении паломника (ихрам) через обычные двери и проделывали для этого в ограде позади дома специальное отверстие. По их мнению, это было благим и правильным поступком, поскольку знаменовало собой отказ от общепринятого обычая и отвечало облачению в одежды паломника, означавшее отказ от повседневного платья.[240]
Однако Коран недвусмысленно говорит о том, что добродетельность состоит в набожности, а не в следовании суевериям, и предписывает верующим входить в дом через обычные двери.
Смысл этого аята гораздо глубже и универсальнее, чем кажется на первый взгляд. Совершая любое действие, будь то религиозный ритуал или какой-либо поступок в нашей повседневной жизни, мы должны поступать в соответствии с общепринятой практикой, а не придумывать для этого какие-то необычные, извращенные способы. Возвращение в дом через пролом в ограде – это метафора, символизирующая собой отклонение от правильного пути, а вхождение через ворота олицетворяет следование правильным путем. Именно таким образом и воспринимал этот аят Имам Бакир (ДБМ), о чем рассказал один из его сподвижников Джабир.[241]
|
В комментариях к данному аяту от Ахл аль-бейт можно встретить такую трактовку: «Мы – двери и пути Аллаха, ведущие в (Его) рай…» [242] Эти слова означают, что во всех своих религиозных делах вы должны пользоваться общепринятыми способами и средствами и руководствоваться указаниями Ахл аль-бейт (ДБМ), которые были воспитаны в духе Божественных откровений, явленных в их собственном доме.
Слова 'Благочестие не в том…' можно воспринимать и как намек на то, что, подменяя серьезный разговор на религиозную тему пустыми расспросами по поводу фаз Луны, вы напоминаете человека, который, отказавшись входить в дом через ворота, проникает туда через дыру в заборе. Какое недостойное поведение!
****
Сура Аль Бакара (Корова)
Аят: 190
وَقَاتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبِّ الْمُعْتَدِينَ ﴿190﴾
|
190. Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих [границы].
Обстоятельства ниспослания
Ибн Аббас рассказал, что данный аят был ниспослан в связи с Худайбийским мирным договором. Дело обстояло следующим образом: святой Пророк (ДБАР) отправился в Мекку в сопровождении 1400 своих сподвижников, намереваясь совершить малый хадж - 'Умру'. Когда они прибыли в Худайбийю (местечко неподалеку от Мекки), язычники преградили им путь и воспрепятствовали совершению ритуалов Умры. После долгих переговоров язычники договорились с Пророком (ДБАР), что на следующий год они на три дня оставят Священный город и позволят мусульманам войти в него для совершения обхода вокруг Каабы.
Через год мусульмане вновь отправились в Мекку, но опасались, что язычники не сдержат своего обещания и вновь не позволят им войти в Священный город. это могло привести к вооруженному столкновению, а Пророк (ДБАР) не хотел воевать в священный месяц. В этот момент и был ниспослан рассматриваемый аят, который позволял мусульманам защищаться с оружием в руках в случае, если противник нападет на них первым.
Комментарий
В этом аяте Коран повелевает воевать с теми, кто развяжет войну против мусульман. Он позволяет мусульманам использовать для защиты мечи и любое другое оружие, чтобы остановить агрессора. Это повеление рассчитано на тот случай, когда запас терпения исчерпан и у мусульман не остается иного выхода, кроме как открыто и решительно выступить на защиту своих прав.