Ради чего и с кем воевать?




Рассматриваемый аят содержит три пункта, в которых отчетливо прослеживается логика отношения Ислама к войне.

1. Первые слова аята проясняют цель ведения войн мусульманами. Сказано:

Сражайтесь во имя Аллаха…

Следовательно, исламские войны (джихад) ведутся во имя Аллаха, повелевающего распространять и утверждать истину, справедливость, единобожие, бороться с беззаконием, моральным разложением и ересью.

Ислам осуждает войны, которые ведутся ради отмщения, удовлетворения амбиций, покорения других стран, захвата чужих земель и военной добычи. Итак, брать в руки оружие и воевать можно только во имя Аллаха.

2. Следующий вопрос: против кого можно вести священную войну? По этому поводу в аяте сказано:

…с теми, кто сражается против вас…

Отсюда совершенно ясно следует, что мусульмане не должны вступать в войну, кроме тех случаев, когда на них совершено вооруженное нападение. В этом установлении есть несколько исключений, о которых будет сказано более подробно при рассмотрении вопроса о Священной войне.

Между прочим, из данного аята можно сделать вывод о том, что нельзя вести боевые действия против мирного населения (особенно против женщин и детей), не участвующего в войне.

Руководствуясь этим принципом, великий деятель Ислама Али ибн Аби талиб (ДБМ) приказывал своим солдатам: «Не воюйте с ними, пока они не нападут на вас, поскольку, милостью Аллаха, правда на вашей стороне, и ваше миролюбие будет еще одним доказательством вашей правоты». [243]

3. Ограничения на военные действия определяются следующими словами аята:

…но не преступайте [границ дозволенного]

Суть этого положения состоит в том, что Ислам разрешает вести войну только во имя Аллаха, запрещая всякого рода незаконные агрессивные действия.

Воистину, Аллах не любит преступающих [границы]

Вот почему Ислам, несмотря на многочисленные военные конфликты нашей эпохи, рекомендует мусульманам соблюдать в ходе боевых действий этические принципы: не убивать тех, кто сдался и сложил оружие, кто утратил способность сражаться или вообще не может воевать, как в случае со стариками, женщинами и детьми, к которым нельзя применять насилие. Нельзя уничтожать сады и отдельные деревья. Мусульмане не должны отравлять или заражать болезнетворными бактериями воду, которую использует для питья его противник.

Повелитель правоверных Имам Али (ДБМ) сказал: «Если, по воле Аллаха, противник разгромлен, не убивайте тех, кто бежит, беспомощен или ранен. Не причиняйте вреда женщинам, даже если они оскорбляют и поносят вас и ваших командиров…» [244]

Приведенные выше комментарии показывают беспочвенность многочисленных обвинений, которые противники Ислама выдвигают против мусульман по поводу джихада. Четкие и ясные формулировки Корана о целях и правилах ведения Священной войны служат ответом на лживые утверждения врагов.

В комментариях к последующим аятам, посвященным джихаду, будут даны дополнительные разъяснения по этому вопросу, будь на то воля Аллаха.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аяты: 191-192

وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُم مِّنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ وَلاَ تُقَاتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ كَذَلِكَ جَزَاء الْكَافِرِينَ ﴿191﴾ فَإِنِ انتَهَوْاْ فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴿192﴾

191. Убивайте [многобожников], где бы ни встретили вы их, изгоняйте их из тех мест, откуда изгнали они вас, ибо нечестие хуже, чем смерть. Но не сражайтесь с ними у мечети Запретной, если только не начнут они сражение там. Если же станут они сражаться, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!

192. Если же откажутся они [от неверия в Бога Единого], то ведь Прощающий Он, Милосердный.

Комментарий

Этот аят призывает мусульман сражаться с идолопоклонниками Мекки, изгнавшими их из родного города, и в свою очередь прогнать их прочь оттуда, где они на протяжении многих лет преследовали мусульман. Такое нечестивое обращение с их стороны было хуже убийства. Ведь убийство отнимает у человека земную жизнь, но взамен он обретает блаженство жизни небесной, а жестокие гонения и преследования лишают человека радостей земной жизни, не позволяя ему обрести свет и покой Иного мира.

И все же аят предписывает мусульманам не сражаться у стен Священной мечети, чтобы не нарушить и не осквернить окружающего ее ореола неприкосновенности и святости. Но если язычники, попирая святыни, нападут на мусульман, то последние должны ответить тем же и наказать их.

Пояснение

1. В некоторых случаях бывает оправданным решительное и жесткое применение тех же средств, к которым прибегает противник.

2. Конечно, территория Мекки и Кааба святы для мусульман, но еще более священна для них кровь собратьев. Здесь уже речь идет о выборе того, что более важно.

3. Мусульмане не должны первыми прибегать к разрушению святынь точно так же, как не должны первыми начинать сражение.

4. Понимание причин повеления, позволяет принять его с радостью и смирением. В Коране изложены мотивы ниспослания повеления, предписывающего мусульманам сражаться. В нем сказано, что они (т.е. идолопоклонники), не убоявшись Аллаха, долгие годы подвергали вас преследованиям и пыткам, а грех нечестия намного тяжелее греха убийства. И если Коран повелевает изгнать идолопоклонников, то причина такого повеления в том, что они сами на многие годы изгнали мусульман из родных домов.

Убивайте [многобожников], где бы ни встретили вы их, изгоняйте их из тех мест, откуда изгнали они вас, ибо нечестие хуже, чем смерть. Но не сражайтесь с ними у мечети Запретной, если только не начнут они сражение там. Если же станут они сражаться, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!

****

В следующем аяте этого фрагмента говорится о том, что Аллах примет их покаяние, если они откажутся от безбожия и язычества. В этом случае они станут братьями мусульман. Они даже будут освобождены от налогов и от наказания, которому подвергаются преступники.

Если же откажутся они [от неверия в Бога Единого], то ведь Прощающий Он, Милосердный

Милосердие и снисходительность, которые Ислам предписывает проявлять даже по отношению к своим заклятым врагам на поле боя, не имеют аналогов ни в одной другой религии. Мусульманам дано совершенно четкое указание: вкладывать мечи в ножны, если враг отказывается сражаться. Ислам разрешает воевать только в том случае, когда нужно устранить несправедливость. Если же противник признал свою неправоту или даже просто прекратил воевать, то не следует таить против него месть и злобу.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 193

وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلّهِ فَإِنِ انتَهَواْ فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّالِمِينَ ﴿193﴾

193. Бейтесь с ними, пока не сгинет нечестие и не утвердится Вера в Аллаха. Если же отрекутся они [от идолослужения], то пусть развеется вражда за исключением [вражды] к тем, кто в нечестии упорствует.

Комментарий

В этом аяте изложена цель, стоящая перед мусульманами в Священной войне (джихаде). В нем говорится о том, что не следует вести Священную войну ради достижения тех целей, которые преследуются в обычных войнах: захват и покорение чужих земель, военная добыча, приобретение новых рынков сбыта и источников продовольствия, установление господства одного народа над другим или одного общественного класса над остальными.

Цель Священной войны одна и только одна: заслужить расположение Аллаха путем установления социальной справедливости, поддержки тех, кто пострадал от обмана и нечестия, уничтожения безбожия и идолопоклонства и, наконец, самое важное – воплощения в жизнь повелений Аллаха.

Из сказанного со всей очевидностью вытекает, что сражаться следует во имя искоренения несправедливости и нечестия и установления единобожия во всем мире.

Бейтесь с ними, пока не сгинет нечестие и не утвердится Вера в Аллаха

В заключительной части аята сказано, что если они откажутся от неверия, пороков и идолопоклонства, мусульмане не должны мстить им за прошлое, а противодействие и отпор нужны лишь по отношению к угнетателям и применяются только в случае необходимости.

Священные войны (джихад) можно условно разделить на три категории:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: