Бег между холмами Сафа и Марва является обязательным ритуалом для шиитов, последователей Ахл ал-бейт (ДБМ), и представляет собой один из главных элементов, как хаджа, так и Умры (малого хаджа). Однако на заре Ислама мусульмане испытывали предубеждение к этому ритуалу и не желали его исполнять, поскольку в доисламский период на холме Сафа находился идол Усаф, а на холме Марва – идол Тателе, и язычники, пробегая мимо этих идолов, прикасались к ним. Рассматриваемый аят был ниспослан для того, чтобы освободить мусульман от этого предубеждения. Такая трактовка дается в «Ат-Тибъян фи-тафсир аль-Кур’ан» со ссылкой на Имама Мухаммада Бакира (ДБМ) и Имама Джафара Садыка (ДБМ).[168] Более подробно эта концепция изложена в «Маджма аль-баян» со ссылкой на Имама Садыка (ДБМ). Изложение начинается такими словами: «Мусульмане усматривали в этом ритуале следы языческой ереси, сохранившиеся в нем от доисламской эпохи невежества (джахилии), [и потому с неохотой выполняли его]. Тогда Аллах ниспослал этот аят, чтобы развеять их сомнения». [169]
Дело в том, что до возникновения Ислама, а также в период ниспослания Корана некоторые язычники и идолопоклонники совершали паломничество в Мекку в той форме, в которой это было принято в то время. Обряд паломничества у язычников зародился во времена Пророка Авраама (ДБМ), однако в нем было намешано много суеверий и языческих верований. К числу ритуалов, входивших в этот обряд, относилось стояние в долине Арафат, жертвоприношение, хождение вокруг Каабы и бег между холмами Сафа и Марва. Для совершения всех этих действий требовалось войти в особое психологическое состояние.
Ислам, очистив эти ритуалы от суеверий, сохранил обряд паломничества как форму поклонения Аллаху, оставив в нем все то, что не противоречило духу нового учения.
|
Одним из обрядов, совершавшихся язычниками, был /са’й/ - бег между холмами Сафа и Марва. На их вершинах находились упоминавшиеся уже идолы, и язычники при восхождении на каждый из холмов прикасались к этим истуканам.
Из-за этого мусульмане отказывались идти к холмам Сафа и Марва, считая неверным и недопустимым для себя следовать этому ритуалу.
Рассматриваемый аят был ниспослан в седьмом году хиджры, во время /умрат аль-када/. В аяте провозглашается, что бег между холмами Сафа и Марва является ритуалом поклонения Аллаху и несмотря на то, что некогда какие-то невежды осквернили эти холмы своими идолами, мусульманам не следует отказываться от обязательного ритуала /са’й/.
Комментарий
Действия, совершаемые по незнанию
Этот аят с учетом некоторых психологических моментов, упоминавшихся при изложении обстоятельств ниспослания, вначале сообщает мусульманам, что Сафа и Марва – места поклонения Аллаху:
Воистину, [бег ритуальный между холмами] ас-Сафа и ал-Марва – [суть] обряды [поклонения] Аллаху
После этих вступительных слов следует пояснение:
Тому, кто совершает хадж к Каабе или Умру, дозволено хождение между холмами этими
Недостойное поведение язычников, осквернивших холмы Сафа и Марва своими идолами, никоим образом не умаляет значения этих священных мест.
Завершается аят такими словами:
И кто бы ни сотворил добро по воле собственной, [пусть знает,] что Аллах, Воздающий по заслугам и Всеведущий.
|
Таким образом, Господь щедро вознаграждает и благодарит Своих рабов за покорность и праведные дела. Людские помыслы не составляют для Него секрета, Он знает, кто тянется к идолам, а кто питает к ним отвращение.
Пояснение
Стоит сказать, что названия Сафа и Марва упоминаются в Коране только единожды.
Эти две возвышенности расположены на расстоянии примерно 420 метров друг от друга. В настоящее время они соединены крытой галереей, в которой паломники и совершают ритуальный бег. Высота холма Сафа составляет 15 метров, Марва возвышается на 8 метров.
Этимология слов, используемых для обозначения этих холмов, такова: /сафа/ - это прочный гладкий камень, /марва/ - твердый шершавый камень.
Коранический термин /ша‘а’ир/ представляет собой форму множественного числа от слова /ша‘ира/, означающего ритуальный знак. Таким образом, выражение /ша‘а’ириллах/ означает все, что напоминает человеку об Аллахе и будит в нем священные чувства, что само по себе уже является проявлением добродетельности и преданности Аллаху.
Термин /и‘тамара/ является производным от /‘умра/, исходное значение которого – 'пристройки к зданию, придающие ему завершенный вид'. В религиозной терминологии это слово означает действия, довершающие обряд хаджа. (Когда Умра совершается отдельно от хаджа, она носит название /Умра муфрада/, то есть одиночная Умра). умра, или 'малый хадж', имеет много общего с полным обрядом хаджа, однако во многом и отличается от него.
Сура Аль Бакара (Корова)
Аяты: 159-160
إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِن بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَـئِكَ يَلعَنُهُمُ اللّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ ﴿159﴾ إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَبَيَّنُواْ فَأُوْلَـئِكَ أَتُوبُ عَلَيْهِمْ وَأَنَا التَّوَّابُ الرَّحِيمُ ﴿160﴾
|
159. Воистину, тех, кто утаивает ниспосланные Нами знамения ясные и руководство истинное, после того как разъяснили Мы все это людям в Писании, проклянет Аллах, и проклянут проклинающие,
160. исключая тех [из утаивающих], кто раскаялся, стал добро творить и разъяснять [истину]. Приму Я раскаяние их, ибо Прощающий Я, Милосердный.