Обстоятельства ниспослания. Известный толкователь Ибн Аббас говорит, что этот священный аят был явлен по поводу




Известный толкователь Ибн Аббас говорит, что этот священный аят был явлен по поводу правящей верхушки племени Курайш – богачей, составлявших меньшинство членов этого племени язычников, которые жили в достатке и довольстве. Они насмехались над группой твердых в своей вере мусульман, которые с точки зрения их финансового положения были бедняками. Эти безбожники говорили: если бы Пророк Мухаммад (ДБАР) был на самом деле посланником Божьим и благородным Пророком, то богатые и влиятельные непременно последовали бы за ним. Вот тогда и был ниспослан этот аят как ответ на их тщеславные заявления.

Комментарий

Конкретные обстоятельства ниспослания этого аята не должны заслонять нам его общего смысла, а также мешать нам видеть в нем развитие идеи предыдущего аята, посвященного иудеям.

Тех, кто не уверовал, прельщает жизнь в этом мире…

А потому они настолько возгордились, что стали насмехаться над бедняками–верующими.

…и насмехаются они над теми, кто уверовал

Но при этом надо иметь в виду, что

А ведь богобоязненные возвысятся над ними в Судный день!

Объяснение этому кроется в том, что в будущем мире, где каждый обретет свой реальный духовный ранг, верующие будут вознесены столь высоко, что эти несчастные, видя их на вершине небесного почета и славы, будут чувствовать себя на самом дне земного позора и унижения. И это не удивительно, поскольку этот позор является плодом их собственных деяний.

Аллах дарует удел, не считая, кому пожелает

Сказанное здесь является благой вестью для неимущих правоверных и грозным предупреждением для богачей, исполненных гордыни, но лишенных веры в Истину.

Завершающие слова аята 'Аллах дарует удел, не считая, кому (здесь подразумеваются верующие) пожелает' можно трактовать как то, что Божественные дары ни по качеству, ни по количеству не соизмеряются с нашими добрыми делами. Они ниспосылаются так, как это диктуется Его милостью и щедростью, а как нам известно, милость и щедрость Аллаха безграничны.

****

 

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 213

كَانَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً فَبَعَثَ اللّهُ النَّبِيِّينَ مُبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ وَأَنزَلَ مَعَهُمُ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِيَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ فِيمَا اخْتَلَفُواْ فِيهِ وَمَا اخْتَلَفَ فِيهِ إِلاَّ الَّذِينَ أُوتُوهُ مِن بَعْدِ مَا جَاءتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ فَهَدَى اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ لِمَا اخْتَلَفُواْ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ بِإِذْنِهِ وَاللّهُ يَهْدِي مَن يَشَاء إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ﴿213﴾

213. Люди были одной общиной, и Аллах ниспослал Пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись. А разошлись насчет [религии] только те, которым было даровано Писание, после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу. И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению. Аллах ведет того, кого пожелает, к прямому пути.

Комментарий

Из этого аята явствует, что первоначально жизнь человечества была простой и ясной. Затем, на более поздней стадии, с ростом числа людей и разнообразия вкусов между ними понемногу стали возникать противоречия и разногласия.

Люди были одной общиной…

Как указывается в некоторых из мусульманских преданий, это время относится к эпохе до Ноя (ДБМ), когда люди, обладая малым объемом знаний, вели простую и ограниченную жизнь.

Однако по прошествии времени между людьми стали возникать отдельные разногласия, продиктованные тем, что кое-кто стал стремиться получить больше благ, чем остальные, в особенности, за счет использования труда других людей для целей собственного обогащения. Это привело к социальному расслоению и возникновению классов.

…и Аллах ниспослал Пророков вестниками и увещевателями…

Неизбежной потребностью общественной жизни является наличие твердых и справедливых законов. Закон должен обеспечивать людям возможность решения их проблем. Вот Аллах и поручил Пророкам решать эти проблемы и устранять порождаемые ими разногласия. Он ниспослал им священные Писания, однако некоторые гордецы сознательно не пожелали откликнуться на призыв Пророков и вдобавок к прежним конфликтам породили новый.

…и ниспослал вместе с ними Писание истинное…

Аллах, таким образом, Своей милостью и благосклонностью наставил тех, кто воспринял призыв, на прямой путь. Тех же, кто в силу своей зависти, ревности, принуждения или подавления восстал против истины, Он предоставил самим себе, пока не настигнет их заслуженное возмездие.

…чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись

Пояснение

1. Чем больше людей проживает одновременно в каком-то одном регионе, тем более разнообразные потребности у них возникают. Когда же число людей невелико, то и противоречий между ними меньше.

2. Каждый раз, когда возникает спор, появляется необходимость в судье. Люди написали законы и построили цивилизации, однако не сумели избавить человечество от конфликтов, поскольку и каждый отдельный человек, и группы людей всегда заботятся об удовлетворении своих собственных потребностей. Решение проблем, стоящих перед человечеством, должно осуществляться на путях, указанных святыми Пророками, на основании законов, ниспосланных свыше, которые свободны от погрешностей и предвзятости, ибо сотворены Аллахом и переданы с Его непогрешимыми посланниками.

А разошлись насчет [религии] только те, которым было даровано Писание…

3. Наилучший способ разрешения противоречий – вера в Воскресение. Это вероучение пользуется благими вестями для того, чтобы предотвратить противоречия, а предостережения использует в качестве инструмента для их недопущения.

4. Наихудший вид разногласий – это конфликт, преднамеренно разжигаемый на почве несправедливости и зависти, даже при наличии очевидных доказательств правоты другой стороны.

…после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу

5. Путь к разрешению противоречий лежит, таким образом, в вере в истину и в повиновении закону Пророков.

И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали…

6. Осуждение, звучащее в этом аяте Корана, относится к неразрешимым противоречиям, возникающим в тех случаях, когда человек отказывается признать суждение богоданных Пророков, основанное на Божественном законе, но не касается споров и разногласий, которые, в конечном счете, поддаются справедливому решению. Последние можно уподобить чашам весов, которые колеблются вверх и вниз, пока не установятся друг напротив друга в полном равновесии.

…к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению

7. Иногда споры могут возникнуть и среди верующих, но они находятся под покровительством Аллаха, который направляет их, тогда как неверующие будут вечно блуждать во мраке.

Аллах ведет того, кого пожелает, к прямому пути

8. Избавление от противоречий, безусловно, считается 'прямым путем'.

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 214

أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تَدْخُلُواْ الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُم مَّثَلُ الَّذِينَ خَلَوْاْ مِن قَبْلِكُم مَّسَّتْهُمُ الْبَأْسَاء وَالضَّرَّاء وَزُلْزِلُواْ حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللّهِ أَلا إِنَّ نَصْرَ اللّهِ قَرِيبٌ ﴿214﴾

214. Или вы полагали, что войдете в рай, не испытав подобного тому, что постигло верующих до вас? Поражали их беды и тяготы, и подвергались они потрясениям, так что Посланник и уверовавшие говорили в один голос: «Когда же придет помощь от Аллаха?» О да! Помощь Аллаха близка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: