Из письма А. Байтурсынова В. И. Ленину




Мая 1920 г.

Прошло 10 месяцев со дня образования Киргизского ревкома. Подводя итоги десятимесячной работы ревкома, вынуждены сказать, что за это время не была проведена никакая работа. Непроизводительность работы ревкома можно объяснить многими причинами, но самые основные причины две:

1) Отсутствие определенной, ясной позиции руководителя Киргизского края – представителя Центра, в связи с этим не было и определенного плана. Это можно объяснить также отсутствием в самом Центре определенной позиции об особенностях социального положения Киргизского края, о причинах киргизской проблемы, кроме как «Правовой декларации народов России» и указаний программы ВКП(б).

2) Не было взаимодоверия между Центром и народными представителями.

Во время царизма никто так не испытал все тяготы национальной эксплуатации и рабства, как киргизские подданные. Эксплуатация нации порождает национальное чувство. Хоть и не всегда эксплуатируемая нация выражает ненависть, гнев, злобу против эксплуатирующей нации, но всегда существует чувство недоверия. Пока киргизы не убедятся в изменении отношений, взглядов со стороны русских к ним, они не смогут выражать другие чувства, кроме недоверия. Русский пролетариат должен убедить и доказать, что они — не царские чиновники, под эксплуатацией и рабством которых находились веками киргизы, не те господа, которые пришли вместо них, а их освободители и защитники и должны это показать на практике. А местные коммунисты думают, что киргизы ничего не понимают, и проводят противоречивую политику, не оказывают братскую помощь трудовому киргизскому народу в установлении Советской власти и претворении в жизнь идей Советской власти.

Русские не смогут войти в доверие нерусской национальности, которые веками знали только политику царского правительства, назвавшись просто интернационалистами-коммунистами.

... Изворотливая политика, основанная на обмане киргизского народа, не добьется никаких успехов. Наш народ долго и молча терпел вековую эксплуатацию царизма, но чаща терпения может когда-то переполниться.

Русский пролетариат должен выбрать одно из двух по отношению к киргизам: везде назначать вместо царских губернаторов и генерал-губернаторов диктаторов, навязывающих свое превосходство и требовать беспрекословного подчинения или войти в доверие трудового киргизского народа. Первый путь определенно понятен: он был пройден в достаточной степени царским правительством. А второй путь намного сложней и требует определенных объяснений. К тому же при выборе первого пути советское строительство может прийти в упадок. А по второму пути будет заложен крепкий фундамент строительства социализма.

Проблема в этом: есть часть интеллигенции, которой больше всех доверяют киргизы, они могут ошибаться, заблуждаться, но никогда не предадут свой народ.

Русский пролетариат войти в доверие киргизского народа может через эту интеллигенцию. Но для этого сами интеллигенты должны доверять Советской власти.

Вся трудность решения киргизских проблем в этом: киргизы не могут доверять своим эксплуататорам, а Советская власть — своим бывшим противникам.

Чтобы убедить киргизов в обратном, коммунисты, не взирая на национальность, должны обращаться с ними не как к эксплуатируемым, доказать и показать на деле, что они их освободители. Для этого, во-первых, на окраинах нет или очень мало честных, правдивых интернационалистов. Многие, считающие себя интернационалистами, на самом деле националисты, империалисты; во-вторых, в данной ситуации для этого нет возможности; в связи с кризисом, упадком производства в республике, Центру приходится брать больше у народа, что вызывает непонимание киргизов. Они думают, что Советская власть также грабит, как царское правительство. Тогда, с практической точки зрения, не должно быть никакого доверия.

На самом деле искоренить недоверие киргизского народа к Советской власти можно, если к власти придут настоящие коммунисты-интернационалисты, освободители и защитники киргизского народа от эксплуатации. Также причиной недоверия Советской власти к интеллигенции было то, что во время революции они не последовали за большевиками, но не были против освободителя своего народа, народ был готов к революции, думал добиться освобождения мирным путем, но он ошибся в выборе пути освобождения. Киргизские интеллигенты, искренне желающие освобождения своего народа, выбрали путь Интернационала.

Даже если эти интеллигенты не коммунисты, а просто честные, справедливые люди, Советская власть может полностью им доверять, ибо они, защищая интересы любимого народа, будут вынуждены признать Советскую власть.

Мы уверены, что Советская власть не будет оскорблять, унижать миллионы людей. Царская политика была националистической и империалистической, ибо русским было позволено все, тогда как подданным ничего не разрешалось. К русским, совершившим преступление по отношению к подданным, никакие меры не принимались, и, наоборот, подданные, совершившие аналогичные преступления, строго наказывались. Я думаю, что русский народ должен признаться в том, что допускал вседозволенность по отношению к народам, входившим в состав Российской империи. Все это у них воспитывалось веками. После этого признания народная масса должна понять, что они не смогут сразу отказаться от своих прав, ибо психологию массы можно изменить перевоспитанием в течение многих лет. В настоящее время каждый встречный называет себя коммунистом. Всматриваясь в них, невольно думаешь, как хорошо — все вдруг вокруг стали коммунистами. Но чудеса бывают только в сказке, а в жизни на самом деле такого не бывает, поэтому во многом коммунизмом прикрываются как маской. Таким образом, в России коммунистов много, но настоящих идейных коммунистов мало, а к тому же на окраинах их или мало, или вовсе нет.

Учитывая все сказанное, предлагаю: 1) В руководстве Киргизского края должны быть настоящие идейные коммунисты и честные идейные работники из числа киргизской интеллигенции, полностью вошедшие в доверие киргизского народа, выдержавшие столь сложные испытания, но ни в коем случае не назначать тех, кто считает себя просто коммунистом. Настоящие идейные коммунисты, идейные работники — выходцы из киргизов, хоть и не коммунисты, быстро найдут общий язык и будут иметь общую точку зрения на дело; 2) в районах, где проживает смешанное население, во всех правительственных органах 2/3 части должны составлять представители киргизской нации; 3) хозяйственно-экономические предприятия киргизского хозяйства по каким-то причинам не должны быть разделены и подчинены другим губерниям или областям, их управление должно быть в руках киргизов; 4) вся культурно-политическая работа киргизских коммунистов и революционных интеллигентов должна основываться на советской, социалистической, хозяйственной политике; 5) объединить Киргизию, создать военный округ в Оренбурге; 6) в состав гарнизонов города в обязательном порядке должны входить киргизы; 7) границы Киргизского края не должны подвергаться никаким изменениям.

Член Киргизского Военного революционного комитета и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А. Байтурсынов.

Басмачество - (от тюркского «басма» - налёт + суффикс -чи) – военно-политическое и религиозное партизанское движение местного населения Средней Азии в первой половине XX века, возникшее после революции 1917 года в России. Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания –

на территориях Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков.

Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи.Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада – священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

В советское время понятия басма́ч и басма́чество имело оттенок крайнего осуждения. После распада СССР отношение к басмачам в независимых республиках Средней Азии постепенно пересматривается. В настоящее время некоторыми это движение также называется «освободительным движением народов Центральной Азии».

По официальной версии, басмачество как организованная сила было ликвидировано по всей Средней Азии в 1931-1932 гг., хотя отдельные бои и столкновения продолжались вплоть до 1942 года.

Ахмет Заки Валидов – военно-политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения (1917-1920 гг.), историк, востоковед-тюрколог. Был членом Временного центрального бюро российских мусульман. В феврале 1919 года Валиди стал организатором перехода башкирских войск на сторону Красной армии. В июне 1920 года выехал в Баку, а затем отправился в Среднюю Азию. В сентябре 1920 года направил В. И. Ленину, И. В. Сталину, Л. Д. Троцкому и А. И. Рыкову письмо с обличением великодержавной политики большевиков. А.-З.Валиди в годы пребывания в Туркестане был признаным руководителем басмаческого движения Туркестана. В 1923 году Валиди эмигрировал за границу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: