Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество было основным занятием для 90% населения. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми. Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси).
Во-первых, на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Последняя опиралась на служилую знать правителя (князя), совпадающую в основном с государственным аппаратом. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати и т.д.
Во-вторых, постепенно происходит складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая вотчинная).
Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно: «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава»; «Закон Русский»; Дополнения к «Правде Ярослава»; «Правда Ярославичей; Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространная Правда».
С IX по XI в. происходил процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились основой ремесленного производства и торговли. Внутренняя торговля на Руси, особенно в IX -X вв. носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (мех куницы). Главной счетной металлической единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Чеканка своей монеты на Руси началась в X -XI вв., наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.
|
Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, представляли им значительные льготы и привилегии.
Купцами и ростовщиками велись большие кредитные операции. Многие взаимные расчеты, пока не набегала гривна, записывались.
Христианизация Руси. Обращение в христианство – одно из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации (Г.Н.Сердюков).
В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. Каждый союз племен имел своего «главного бога».
|
Процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. В 980 г. Князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, полонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской. Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал: определенную зависимость церкви от государства; допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами. Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.
Выбор Византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским. Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.
ГЛОССАРИЙ К ТЕМЕ:
Государство, Норманнская теория, род, племя, классы, князь, вотчина, дружина, полюдье, «Русская правда», христианство, православие, феодализм, раннефеодальная монархия, Боярская дума, вече, народное ополчение.