Муниципальные предприятия.




В Российском законодательстве выделено в качестве самос­тоятельных два вида предприятий: государственное и муници­пальное. (Статья 6-7 Закона РСФСР о предприятиях и предпри­нимательской деятельности). Строго говоря это деление не совсем логично. Если употреблять понятие "муниципальное предприятие" как разновидность предприятий, создаваемых местными муниципальными органами государственного управле­ния, то обоснованным было бы назвать предприятия, организуе­мые федеральными властями - федеральными предприятиями. При этом и те и другие предприятия находятся в государственной собственности.

Итак, каким образом может быть создано государственное или муниципальное предприятие? Общий порядок определен в статье 33 Закона о предприятиях и предпринимательской дея­тельности. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муници­пального предприятия, в случаях и порядке, предусмотренным законодательством России.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений (единиц) с сокращением за данными структурными подразделениями (едини­цами) существующих обязательств перед предприятием.

Предприятие также может быть учреждено в результате при­нудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством России. Споры по вопросам выделения и разде­ления предприятий решаются в судебном или арбитражном поряд­ке.

По любому из предложенных вариантов государственное или муниципальное предприятие может быть создано только органом уполномоченным управлять государственным или муниципальным предприятием, организацией, объединением. Инициатива может принадлежать трудовому коллективу структурного подразделения или структурной единице, но без согласия фактического учре­дителя малое государственное или муниципальное предприятие не может быть создано. Руководителей крупных производств можно понять: вложено столько сил и средств в развитие хо­зяйства и теперь отдавать все это по частям на сторону - ка­кой смысл?

Но все же муниципальное предприятие является непременным атрибутом жизни местных коллективов во всех промышленно раз­витых странах Запада. Собственность, принадлежащая низшим и средним региональным звеньям местного управления играют су­щественную роль в экономике и социальной сфере отдельных ре­гионов. Предприятия, принадлежащие местным органам управле­ния и самоуправления обслуживают, прежде всего, жителей конкретной области, обеспечивая их необходимыми товарами и услугами.

Среди муниципальных предприятий выделяются достаточно от­четливо две основные группы:

1. предприятия прямого управления, жестко контролируемые местными органами власти;

2. предприятия с делегированным управлением, часть контроля над которыми передана местными властями другим юриди­ческим или физическим лицам.

Вторая группа предприятий по признакам управления и функ­ционирования близка к предприятиям частного сектора. Предп­риятия этой группы ориентируются на рыночные критерии, стре­мятся повысить свою эффективность и прибыль, имеют опреде­ленную степень автономии, но относятся к местным органам уп­равления. Именно такие предприятия в последние годы получают все большее распространение, а их роль как производителей муниципальных услуг возрастает.

Муниципальное предприятие прямого управления является на­иболее старой и традиционной формой управления муниципальных услуг. Их значение остается важным в целом ряде администра­тивных услуг (пожарная, похоронная служба, эксплуатация до­рог и т.д.). В сфере промышленной и торговой инфраструктуры (газа-, водо- и электроснабжение, отопление, транспорт, рын­ки и т.д.) предприятия прямого управления встречаются значи­тельно реже.

Муниципальные предприятия прямого управления практически не имеют административной и финансовой автономии, не являет­ся юридическим лицом, не могут самостоятельно решать вопросы найма, увольнения рабочих. Обычно они не имеют своего бюдже­та, их текущие расходы фиксируются в бюджете местных органов власти. В отдельных случаях такие предприятия, выполняющие услуги промышленного или торгового характера, составляют свою финансовую систему или бюджет, который утверждается в ка­честве приложения к бюджету местных органов власти.

Как правило, предприятия прямого управления не имеют собственной организации управления, а его персонал формиру­ется из служащих муниципальной администрации. Муниципальные предприятия прямого управления широко представлены во Фран­ции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании и других странах. Напротив их роль весьма ограничена в Германии, где они встречаются только в сфере эксплуатации городских путей сообщения и дорожного хозяйства.

В последнее время отмечена тенденция к изменению принци­пов контроля над муниципальным предприятием прямого управле­ния. Местные власти предоставили этим предприятиям относи­тельную автономию в административном и финансовом плане. Та­кие предприятия получают статус юридического лица, но сохра­няется административный контроль над ними. Возникает пере­ходная форма управления муниципальным предприятием прямого к делегированному. Предприятия прямого управления со стату­сом юридического лица имеют автономный бюджет (его убытки финансируются из местного бюджета), собственная организация управления, члены которого утверждены местной администраци­ей, а деятельность контролируется. Кроме того, руководство такого предприятия самостоятельно решает вопросы найма и увольнения служащих, в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Муниципальное предприятие прямого управления со статусом юридического лица в последние годы быстро распространяется во Франции, Португалии, Италии, Испании, в таких сферах, как водо-, газо- и электроснабжение, уборка бытового мусора, отопление, дорожные работы и т.д.

В последние годы все более частыми становятся случаи, когда муниципальные предприятия приватизируются, отдаются в концессию или преобразуются в смешанные компании. Таким путем идет процесс преобразования муниципальных предприятий пря­мого управления в предприятия с делегированным управлением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: