В законе четко определены источники доходов местных бюджетов, в него зачисляются местные налоги и сборы, а также доходы от налогов и других финансовых источников, предусмотренные законодательством России о налогообложении.
Расходы бюджета района осуществляются за счет их доходов, а также дотаций и субвенций, полученных из бюджета города. Местная администрация может увеличивать, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения, органов правопорядка и т.п. Они вправе устанавливать дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. Свободные средства местная администрация может вкладывать в акции, ценные бумаги и т.д. Финансовые ресурсы местной администрации могут быть на договорной основе объединены со средствами предприятий, учреждений, организаций и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры.
Финансовые ресурсы местного самоуправления включают в себя и внебюджетные фонды, в которых аккумулируются дополнительные доходы, полученные за счет осуществления организованных местной администрации мероприятий по решению экономических и социальных проблем. К ним относятся:
добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций;
штрафы, взимаемые за получение предприятиями и организациями необоснованной прибыли (доходов), за завышение цен (тарифов) на продукцию (работа, услуги);
штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие нанесенный ущерб. Сумма этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий;
штрафы за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия;
штрафы за административные правонарушения, совершенные на территории местной администрации;
доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества.
Проблемы материальной базы являются "вечной" для местных органов, хотя время диктует свои повороты в подходах к ее решению. В частности, в прежние времена шла острая борьба за передачу в ведение местных советов от ведомственных предприятий жилищного фонда, детских садов, объектов коммунально-бытовой инфраструктуры. Сегодня испытывающие финансовые трудности предприятия готовы сами "сбросить" всю социальную инфраструктуру органам местного самоуправления. Однако те отказываются от нее, поскольку не имеют средств на эксплуатацию, ремонт, выплату зарплаты и т.д.
Появление категории "муниципальной собственности" незамедлительно высветило проблемы не просто пополнения ее за счет объектов государственной собственности федерального уровня и собственности субъектов РФ, но рационального использования полученного.
Но одновременно с расширением своего имущества органы местного самоуправления столкнулись с новой проблемой - его надо приватизировать. К сожалению, концептуально при этом не была решена очень важная задача: орган местного самоуправления должен иметь свое хозяйство или нет? И если он его имеет, то, например, что лучше - иметь свое предприятие по уборке территорий или приватизировать имеющиеся подразделения и затем работать с ними по договору? Что лучше - продавать помещения магазинов или сдавать их в долгосрочную аренду?
Одновременно стала актуальной еще одна задача, пока неразрешенная - можно ли органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью? Практика других стран говорит о том, что органы местного самоуправления свои земли, свои здания и другое имущество могут пускать в оборот - созданием ТОО, акционерных обществ. Часть доходов идет для пополнения местной казны. При этом неукоснительно соблюдаются интерес всех участников, в том числе с защитой их прав собственников. У нас же первые попытки пойти таким путем дали примеры коррупции: одним предпринимателям удавалось заполучить помещения, создать совместные предприятия, подкармливать местный бюджет, другие же не смогли этого сделать. Началась закулисная конкуренция. И нет законных механизмов защиты прав, равенства всех желающих.
В условиях углубляющейся экономической реформы, нарастания рыночных отношений, усиливающейся инфляции органы местного самоуправления не могут сколько-нибудь эффективно исполнять местный бюджет без помощи коммерческих банков. Чем эффективнее используются бюджетные средства, тем лучше работают власти на местах. При неумелом использовании бюджетных средств трудно добиться хорошей работы бюджетных организаций.
При любом использовании бюджетных средств их необходимо защитить от инфляции. Как известно бюджет формируется в начале года, а исполняется на протяжении всего финансового года, поэтапно, в соответствии с планом, который определяется особенностями финансируемой деятельности. Высказываются мнения, что эту роль не могут выполнить коммерческие банки, необходимо создать новый тип коммерческого банка - муниципальный банк.
По мнению сторонников этой теории, основателями муниципальных банков должны выступать муниципалитеты, которые, привлекая местный капитал, создают банк для обслуживания местного хозяйства.
Поскольку муниципальные банки должны предоставлять и долгосрочные ссуды, поскольку они нуждаются в привлечении средств из центральных источников. Для этого предлагается создать Центральный коммунальный банк, который должен возглавить всю систему муниципальных банков. Задачей этого банка должно быть осуществление посредничества в выходе муниципальных банков на финансовые рынки, посредничество в рефинансировании операций муниципальных банков. Центральный коммунальный банк должен концентрировать и перераспределять временно свободные средства городов и муниципальных банков с целью оживления хозяйственной жизни на местах.