В 20-30-е годы Греко-католический митрополичий ординариат во Львове получал множество прошений от духовенства и мирян Волыни просьба о принятии в лоно греко-католической церкви.
Лишь в 1930 году митрополит добился назначения епископа Николая Чарнецкого Апостольским визитатором греко-католиков в восточных провинциях Польши.
В апреле 1931 года владыка Андрей осудил обрядовые ошибки унии и латинские заимствования в Галицкой провинции: коленопреклонение священников во время литургии, разрешение грехов по-латыни, крестное знамение пятью пальцами, не использование копия, не моление перед иконостасом. То что происходило в греко-католических приходах он назвал карикатурой на византийский обряд и препятствием для объединения всей Украинской церкви.
«Когда же против византинизма, его широких рукавов и бороды пойдем борьбой таким же самым византинизмом узких рукавов и бритой бороды,- то едва ли когда его убедим в истинности католического учения» - писал митрополит Андрей.
Весной 1933 года митрополит призвал к организации помощи потерпевшим от голодомора на Украине, участвовал в коллективном обращении украинского епископата к мировой общественности.
17 февраля 1939 он подписал грамоту об основании во Львове Украинского католического института Церковного единства имени митрополита Рутского.
С началом Второй мировой войны и вторжением войск Германии и Советского Союза на территорию Польской республики, митрополит призвал украинцев не участвовать в войне ни с какой стороны.
Свой во Израиле
Удивительно теплые отношения сложились у митрополита с галицкими евреями, которые считали его «праведником среди народов». Во время пастырских поездок его часто кроме украинских приходов приветствовали также еврейские общины вместе с раввинами. Львовские сыны Израиля поздравляли митрополита с юбилеями свитками на иврите. Во время войны по его указанию в монастырях прятали еврейских детей от фашистов. В Соборе Святого Юра нашли убежище два раввина. В своих обращениях к вождям Рейха митрополит требовал прекратить истребление евреев, осудил христиан, участвовавших в этих зверствах. До войны он весьма осторожно поддерживал идею латинского епископата о создании миссии для проповеди среди евреев, ограничивал ее лишь распространением литературы. |
|
В годы войны
С началом в сентябре 1939 года Галиция оказалась в советской зоне оккупации. В первые дни вступления Красной Армии начались расстрелы представителей аристократических фамилий, интеллигенции и духовенства (эксплуататоров, в большевистском понимании), жертвой которых пал младший брат митрополита и другие родственники. Церковное имущество было конфисковано, семинария закрыта, преподавание религии в школе запрещено.
25 ноября папа назвал о. д-ра Иосифа Слипого, имя которого находилось ранее в «черных списках» польского правительства, преемником митрополита.
В феврале 1940 года митрополит распорядился готовить священников в закрытые ранее греко-католические приходы в Киеве, Одессе, Виннице, Харькове и Полтаве, призвав их быть готовыми на любые жертвы.
Весной Московский митрополит Сергий Страгородский назначил епископа Николая Ярушевича Экзархом Западной Украины, который под опекой НКВД приезжал во Львов и Галич произнести антиуниатские воззвания. Однако, никто из галицкого греко-католического духовенства под его омофор не пошел.
|
Митрополит созвал во Львове архиепархиальный собор, перед которым он поставил задачу расширение деятельности греко-католической церкви на Восток.
Через год, в мае - июне 1941 года состоялся следующий архиепархиальный собор, который занимался обновлением византийского обряда в Галиции.
В своем послании «Об обрядах» он писал о том, что хаос в обрядовых делах, возникший вследствие исторических обстоятельств, мешает воссоединению с православными. Он распорядился исключить из обряда все латинские наслоения, сколько бы лет они не существовали. Напоминая, что стихийный протест верующих против обрядовой латинизации был использован царским правительством при ликвидации Унии в XIX веке, он обязал строго придерживаться византийских обычаев. После отступления советских войск, 1 июля 1941 митрополит благословил провозглашение независимости украинского государства, ожидая правительство разумного, которое бы заботилось о всех гражданах Украины, не взирая на национальность, вероисповедание и социальное положение. Вошедшие в город германские войска низложили Украинскую народную республику и присоединили Галицию к немецкому генерал-губернаторству. Хотя митрополит приветствовал Германию как освободителя от советского атеистического режима, унесшего жизни десятков тысяч галичан, очень скоро он убедился, что гитлеровцы по своей природе такие же насильники, что и коммунисты.
Он попытался остановить фашистский террор своими протестами. Гестапо не преследовало его из-за того, что расправа с старцем в инвалидном кресле поссорила бы немецкие власти с украинским повстанческим движением, на которое они опирались в борьбе с польскими партизанами. В январе 1942 митрополит подписал послание украинских национальных деятелей Гитлеру с протестом против германской политики на Востоке. В следующем месяце он в письме рейсфюреру Гиммлеру протестовал против истребления евреев. 29 августа он написал письмо папе Пию XII с осуждением политики Гитлера, 21 ноября в пастырском послании «Не убий» он осудил всякое убийство.
В феврале 1944 года он опубликовал в подпольной газете Фронта возрождения Польши послание «Мир в Господе», где во имя христианской любви, цивилизованности и национального достоинства призвал поляков и украинцев прекратить братоубийственный конфликт.