Церковное примирение в Украине




16 октября 1941 года профессор Иван Яроцкий в письме из Киева предложил митрополиту разорвать с Римом и возглавить Украинскую Православную Церковь. В те же дни владыка Андрей поздравил известного украинского ученого Иллариона Огиенко с епископской хиротонией и изложил свои взгляды на тему объединения церквей в Украине. В ответ владыка Илларион, который ранее будучи мирянином причащался и у православных и у греко-католиков, призвал Галицкую митрополию очиститься от латинского и московского(?) влияния.

30 декабря в послании православным архиереям в Украине митрополит писал:»Для достижения наших национальных идеалов нам нужно единство». Он призвал молиться, совершать богослужения за умножение любви между христианами и примирение.

В марте 1942 года митрополит призвал примириться украинцев разных вероисповеданий на основе христианского мировоззрения, подчеркнув, что не призывает православных юрисдикционно присоединиться к унии.

Автокефальный епископ Краковский и Лемковский Палладий заверил, что православная церковь готова устранить все препятствия, чтобы вернуться вместе с униатами к состоянию до Брестской унии.

Обращаясь к украинской православной интеллигенции, митрополит снял свою кандидатуру на Всеукраинский престол. «Киевский митрополит должен быть выбран из православных или автокефальных Архиереев или священников. Когда бы он был в единении со Вселенской церковью, мы все греко-католики подчинялись бы ему и я первый радостно подчинился бы его верховной власти» - писал он.

Группа интеллигенции ответила что, несмотря на то, что они разделяют стремление митрополита к примирению, их пугает то, что представителем Вселенской церкви на Востоке всегда был польский костел, подвигов которого несть числа. Они напомнили историю Брестской унии, творцам которой тоже обещали сохранить обряды, и из этого вышло то что теперь Украинская православная церковь имеет гораздо меньше московства, чем униатская латинства.

В июне об открытости к диалогу заявил митрополит Житомирский Алексий (Громадский), имевший репутацию москвофила. В своем письме он рассказал про беседу с Константинопольским патриархом Василием III в 1927 году о созыве Вселенского собора.

«А может ли, - спросил я его, - состояться тот Собор без Епископа Римского?»Да, - ответил мне патриарх я понимаю вас и перед Собором, если доживу до него, поеду в Рим, упаду на колена перед Папой и скажу ему: «Брат, оставь свои заблуждения и приходи, чтобы занять на Соборе свое место». «А если и Папа заговорит про какие-нибудь заблуждения, что тогда?» - спросил я. Ответа не было, но стало ясным, что Епископ Римский никогда не будет править на том Вселенском соборе, да и Собора того, может, не состоится на земле».

Во время войны широко распространилось мнение, что для достижения национального единства украинцев, греко-католики (их меньшинство) должны порвать с Римом и принять православие. 8 декабря в Пастырском послании «Пропаганда отступничества» митрополит писал, что свободно изменить вероисповедание можно лишь по побуждению совести, а не для какой-нибудь временной политической или национальной выгоды. Даже если несколько десятков греко-католиков и перейдут в православие, для православной церкви это не будет победой, ибо она приобретет религиозно равнодушных людей. Православный, переходящий в общение с Католической церковью, не отрекается от православия (веры Семи вселенских соборов), от тех истин, в которые верил. Католик, переходя в православие должен отречься от учения, которое ранее считал истинным. Переход первого - акт веры, переход второго - акт неверия.

«Униат, как говорят россияне, переходя в православие, дополнил бы дело Екатерины II, Николая I, Александра II, и шел бы дорогой, указанной униатам Маркеллом Попелем и Иосифом Семашко! Кто же хочет вести наш народ этой дорогой?» - риторически вопрошал митрополит.

16 декабря 1943 года православный священник Николай Дольницкий с Волыни в письме просил владыку Андрея выслать антиминс, и сообщил об убийстве партизанами митрополита Алексия Громадского.

С наступлением советских войск все украинские православные епископы покинули свои кафедры и бежали в Европу. Митрополит остался. 27 августа 1944 года Львов заняли советские войска. Митрополит обратился к Украинской повстанческой армии прекратить вооруженную борьбу.

1 ноября Андрей, митрополит Галицкий умер. Похороны состоялись в воскресенье 5 ноября, гроб был положен в крипте Собора Св. Юра. Был венок и от Советской власти.

Литература

"Примирение" - выпуск 4 - февраль 1999

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: