Введение.
Менеджмент – это работа с людьми по определению, уяснению и достижению
целей, стоящих перед организацией.
Управление – целенаправленное воздействие на коллективы для организации и
координации их деятельности с целью эффективного выполнения
стоящих перед ними задачи.
Основные области применения термина «менеджмент»:
1. Менеджмент - как область знаний, учебная дисциплина
2. Менеджмент – группа людей в организации, выполняющая управленческие функции.
3. Менеджмент- как вид профессиональной деятельности.
Цели организации – это конечное состояние желаемый результат, который стремится добится люба организация.
Цели управления:
Экономические – получение расчетной прибыли (гл. цель)
Научно-технические – а) рост производительности труда за счет внедрения новых технологий
б) обеспечение заданного научно – технического уровня товаров и услуг.
Производственно-коммерческие – это производство товаров в заданном объеме.
Социальные цели – удовлетворение социальных потребностей работников.
Социальные цели могут быть:
1. С т.з. работников – это НУ труда, техническая вооруженность; здоровый микроклимат; правовая защита; оплата труда; стимулирование труда, самореализация работников.
2. С т.з. администрации -а) использование персонала в соответствии с квалификацией;
б) создание здорового микроклимата; в) НУ труда, воздействие на мотивы поведения
Задачи – это подцели, достижение которых желательно к определенному времени и заранее установленным способом.
Виды менеджмента от деятельности:
1. Административный, занимается постановкой стратегических, тактических целей и задач, а затем планированием, организацией деятельности, работой с кадрами, контролем.
|
2. Оперативный, занимается надзором, мотивацией и взаимоотношениями с
работниками, чтобы привести их к желаемым результатам.
Управление предполагает наличие - «Объекта» и «субъекта» управления.
1. «Объекта» управления – это лицо, группа лиц либо организация в целом, на которую направлено управляющее действие (кем руководят).
2. «Субъекта» управления – орган, либо лицо, которое осуществляет управляющие
Действия (кто руководит).
Примечание: одна и та же организация м.б. как субъектом так и объектом управления.
Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого, является координация деятельности, как отдельных участников, так и коллективов в целом.
Особенности управленческого труда:
1) Умственный труд работников управления;
2) Косвенное участие (через других лиц) в создании материальных благ;
3) Предмет труда – «информация»;
4) Средства труда – орг.техника, канцтовары;
5) Результат труда - управленческое решение.
Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила
поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
1. Принцип «единоначалия » - люди лучше реагируют, когда ими руководит один начальник
2. Пр. «мотивации » - (процесс стимулирования) разработка программ по системе оплаты труда, премированию, льготам; переподготовка и обучение кадров.
3. Пр. «лидерства » - люди склонны идти за тем, в ком они видят средство удовлетворения своих нужд.
4. Пр. «научности » - использование достижений науки в системе управления.
|
5. Пр. «ответственности » - необходимо иметь инструкции, положения и систему ответственности для организации работ.
6. Пр. «подборы и расстановки кадров » - в соответствии с квалификацией.
7. Пр. «экономичности » - «прибыль» - это не только доход, но и разумный расход людских и материальных ресурсов.
8. Пр. «обратной связи » - обмен информацией, получение информации о результатах работы; сравнение «факта» с «заданием».
9. Пр. «лояльности к работающим » -
Основные уровни управления
ГДЛ – главное должностное лицо (руководитель организации)
Высший УУ - вице-президенты, зам. ГДЛ по специализациям; главные (технолог, механик, бухгалтер и т.п.)
Средний УУ - нач. отделов по специализациям, руководители служб, прорабы.
Низший УУ - мастера бригады, звеньевые, старшие рабочие, нач. цехов, нач. участков
Менеджеры низшего уровня – непосредственно работают с подчиненными по решению поставленных задач, контролируют, анализируют результаты деятельности, представляют отчеты.
1. Менеджеры СУУ – это связующее звено между ВУУ и НУУ. Прорабатывают цели и задачи ВУУ, придают им конкретное содержание. На их основе составляются планы подразделений, детальные планы для исполнения, которые неоднократно обсуждаются, корректируются и утверждаются. Обеспечивают выполнение задач, отчитываются о достигнутом.
Менеджеры ВУУ – определяют политику, программы организации; устанавливают
стандарты; составляют бюджет; разрабатывают процесс управления.