Глава 1: Фискальная и регулирующая функции налогов при импорте товаров в Российскую Федерацию.




Введение.

 

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения. Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, - международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Импорт необходим любой стране для получения продуктов, не производимых в стране, продуктов, эффективность производства которых ниже, чем в других странах, или при существовании повышенного спроса внутри страны на определенные товары.

На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов. Предприятие, желающее “раздвинуть” рамки своей хозяйственной деятельности за территорию Российской Федерации, сталкивается с такими вопросами, как правила экспорта-импорта товаров и услуг, порядок валютных операций при экспорте-импорте, процедуры выхода на мировой рынок. Немаловажную роль здесь играют и вопросы, связанные с порядком налогообложения внешнеэкономической деятельности. От государства в данной ситуации требуется создание таких условий функционирования, которые бы способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Цель курсовой работы - проанализировать действующую систему налогообложения импорта товаров в Российской Федерации с точки зрения реализации регулирующей и фискальной функций основных налоговых инструментов и посмотреть, какие на сегодняшний день есть перспективы для ее дальнейшего развития. Данная цель раскрывается в курсовой работе, включающей в себя три основных главы.

В первой главе основное внимание уделяется теоретическим аспектам налогового регулирования импорта, во второй - основным видам налогов при импорте товаров (импортные таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость), а также порядку их исчисления и взимания, и, наконец, в третьей главе будут рассмотрены перспективы развития налогообложения импорта товаров в складывающихся экономических условиях.


Глава 1: Фискальная и регулирующая функции налогов при импорте товаров в Российскую Федерацию.

 

Сущность налога как экономической категории проявляется в действии через его функции. Функции показывают, как реализуется общественное назначение налогов в качестве инструмента стоимостного перераспределения совокупного общественного продукта. В разных литературных источниках можно встретить различное количество выделяемых функций, названия которых зачастую не совпадают, но смысл сводится к следующему: налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

Фискальная является исторически первой и основной функцией налогов. Она связана с формированием доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов. Регулирующая функция появилась позднее, но от этого она не становится менее важной, так как связана с государственным регулированием экономики.

Экономическая сущность налогов находит воплощение в конкретных их видах, каждый из которых, обладая специфическими особенностями и назначением, тем не менее в своей основе имеет то общее, существенное, что отличает налоги от других финансовых категорий, а значит, каждый налог реализует фискальную и регулирующую функцию. Налоги и платежи налогового характера, взимаемые при импорте товаров, не являются исключением. Далее автор подробнее остановится на проявлении фискальной и регулирующей функции данных налогов.

Основным инструментом налогообложения импорта товаров в Российской Федерации являются таможенные пошлины. В законе “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 года №5003-1 импортная таможенная пошлина рассматривается как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза. Хотя с формальной точки зрения таможенная пошлина не рассматривается как налог, она, по сути, является косвенным налогом, взимаемым государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Фискальное значение этого налога, как и любого другого, состоит в наполнении доходной части государственного бюджета, однако основная роль, возложенная государством на таможенные пошлины, - регулирование ввоза товаров, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и ñòèìóëèðîâàíèå ïðîãðåññèâíûõ ñòðóêòóðíûõ èçìåíåíèé â ýêîíîìèêå. Как и любой другой косвенный налог, таможенная пошлина включается в цену товара, увеличивает ее и, в конечном счете, “ложится на плечи” покупателю, который приобретает импортный товар. Таким образом, таможенная пошлина, увеличивая цену товара, тем самым снижет его привлекательность, а значит и конкурентоспособность, на рынке. Этим и достигается защита внутреннего рынка и интересов национальных товаропроизводителей.

В Российской Федерации таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями. Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с Законом “О таможенном тарифе”. Таможенный тариф РФ - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Основными целями таможенного тарифа являются:

* рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

* поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

* создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

* защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

* обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории. При этом хотелось бы отметить, что существует отдельно импортный таможенный тариф с импортными таможенными пошлинами и отдельно экспортный таможенный тариф с экспортными таможенными пошлинами. Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1996 года №479 “Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в Федеральный бюджет” экспортные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти и газового конденсата, а с 1 июля 1996 года и на эти товары, были отменены. Таким образом, в Российской Федерации на сегодняшний день остался только импортный таможенный тариф, а значит и только таможенно-тарифное регулирование импорта.

Регулирующая функция ввозных таможенных пошлин проявляется в дифференциации их ставок в зависимости от страны происхождения товара. В отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ. Режим наиболее благоприятствуемой нации состоит в том, что страны предоставляют друг другу в области торговых отношений такие же преимущества и льготы, какие они предоставляют третьим странам. В настоящее время Российская Федерация имеет режим наиболее благоприятствуемой нации почти со 130 странами мира и двумя сообществами: Европейским Союзом и Европейским Сообществом по атомной энергии. В Европе - это тридцать пять стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет. Если режима наиболее благоприятствуемой нации нет, или страна происхождения не установлена, то базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в два раза.

Одной из форм таможенно - тарифного регулирования является предоставление тарифных льгот и преференций. Под тарифной льготой или преференцией понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами.

Российская Федерация в отношениях с другими странами может устанавливать преференции по таможенному тарифу в виде вышеперечисленных льгот на товары:

1. происходящие из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз. Сейчас такую зону свободной торговли образуют двенадцать стран, входящих в СНГ, а именно: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Товары этих стран полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран;

2. происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, которая соответствует международной системе преференций, введенной ООН. В рамках этой системы преференций существует две группы стран. В первую группу входят развивающиеся страны, к товарам которых применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых. В перечень включены 104 такие страны. Во вторую группу стран входят наименее развитые из развивающихся стран, товары которых полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на таможенную территорию (около 50 стран).

Таможенный тариф предусматривает список товаров, на которые не распространяется преференциальный режим при их ввозе на территорию РФ из наименее развитых и развивающихся стран. В перечень этих товаров входят такие, как соки, пиво, вино, спирт этиловый, бензин, одежда, обувь, ювелирные изделия, легковые автомобили, часы, их запчасти и другие. В то же время есть ряд товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин вне зависимости от страны происхождения товара.

Регулирующая функция ввозных таможенных пошлин проявляется и в размере ставок импортных таможенных пошлин, которые, как правило, в международной практике повышаются в зависимости от степени обработки изделий с тем, чтобы оградить внутренний рынок от потока импортных изделий и создать наиболее благоприятный режим конкуренции и реализации отечественным товарам. Именно поэтому для защиты национальной промышленности самыми высокими пошлинами облагаются готовые изделия, более низкими - полуфабрикаты и комплектующие и самыми низкими - сырье и топливо и те продовольственные товары, которые не производятся в данной стране из-за природно-климатических условий (например, кофе, какао, бананы, цитрусовые и т. д.). Кроме того, на некоторые товары могут быть установлены пошлины, изменяющиеся в зависимости от времени года (сезонные ставки), с целью временного ограничения либо стимулирования ввоза данных товаров.

Помимо дифференциации таможенных пошлин в зависимости от степени обработки изделий, в мировой внешнеторговой практике применяется целый набор эффективных регулирующих тарифных мер, вводимых национальными правительствами для защиты национальной промышленности. В частности, такими мерами являются введение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты национальных экономических интересов. Закон РФ “О таможенном тарифе” также предусматривает использование таких пошлин.

Специальные пошлины применяются в качестве защитных мер, если иностранные товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ иностранных товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Закон “О таможенном тарифе” предусматривает, что применению специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Для решения этих вопросов Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1997 года №890 “Об утверждении Положения о Комиссии РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и ее состава” была создана такая Комиссия и утверждено Положение о ней.

Комиссия является органом, осуществляющим подготовку предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории, а также предложений о введении в соответствии с действующим законодательством на территории РФ мер по защите внутреннего рынка и ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные меры других государств. Кроме подготовки предложений о необходимости введения на территории РФ защитных мер, в основные задачи Комиссии также входит и анализ влияния введенных защитных мер на состояние соответствующих товарных рынков, в том числе конкуренции на них.

Таким образом, таможенные пошлины являются основным инструментом налогообложения импорта товаров на территории Российской Федерации, призванным осуществлять регулирование ввоза с целью защиты внутреннего рынка от иностранных производителей.

Спецификой российской системы налогообложения импорта товаров является существование “внешних” налогов, начисляемых и взимаемых при ввозе товаров. К таким налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость. Рассмотрим проявление фискальной и регулирующей функций данных налогов.

В отношении акцизов, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êîñâåííûå íàëîãè, âêëþ÷àåìûå â öåíó òîâàðà (ïðîäóêöèè), намечается тенденция к увеличению их фискального значения, а значит, и их доли в общем объеме таможенных платежей. Причин этому можно назвать несколько.

Во-первых, это курс на скорейшее вступление в ГАТТ/ВТО. Опыт западных государств свидетельствует о значительном возрастании роли акцизов вследствие присоединения к Генеральному соглашению, предусматривающему регулирование ставок импортной таможенной пошлины на основе достигнутых многосторонних договоренностей в рамках ГАТТ. В этих условиях, государство, не имея возможности установить импортную таможенную пошлину выше определенного уровня, для защиты национальной экономики вынуждено искать другие инструменты регулирования импорта. Таким инструментом зачастую становятся акцизы, которые в данном случае выполняют регулирующую функцию. Доля акцизов в регулировании импорта увеличивается, и, как следствие, увеличивается и их фискальное значение.

Во-вторых, ожидаемое изменение “фискального рейтинга” акцизов связано с целым комплексом мер, направленных на повышение собираемости этого вида косвенных налогов, на борьбу с контрабандой подакцизных товаров и их незаконным перемещением через российскую таможенную границу.

К сожалению, на сегодняшний день правоохранительная статистика свидетельствует об устойчивой тенденции к росту стоимостных товаров, импортируемых в Россию с нарушениями таможенных правил. Причиной этому являются не только очень высокие ставки импортных акцизов. Таможенное законодательство включает акциз наряду с ввозной пошлиной в состав налогооблагаемой базы для расчета НДС с подакцизных товаров. В результате этого происходит значительное увеличение общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей. С одной стороны, такой порядок способствует выполнению и даже порой перевыполнению фискальных заданий, стоящих перед таможенными органами, а с другой - делает внешнеторговую операцию с подакцизным товаром невыгодной для коммерсанта, а сам товар из-за высокой продажной цены - неконкурентоспособным. Как следствие, увеличивается число правонарушений, беспрецедентных по размерем уклонения от уплаты импортных налогов. В результате возрастает и ущерб, наносимый государству отдельно взятыми правонарушителями.

Наряду с фискальной, акциз как вид косвенного налога призван выполнять и протекционистские задачи, то есть ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, должны устанавливаться с учетом обеспечения защиты отечественных производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров. Пример использования акцизов в протекционистских целях можно найти в Указе Президента РФ от 18 января 1996 года №64 “О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации”. После отмены на Украине акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их ввозе в Россию сложилась такая ситуация, когда украинский товар, поступая на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизом. Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизом по действующим ставкам импортных акцизов. Здесь хотелось бы отметить, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с импортируемой продукции по ставкам превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства.

Таким образом, наряду с фискальной, акцизы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации призваны выполнять и регулирующую функцию. К сожалению, на сегодняшний день основное значение имеет все-таки фискальная функция данного налога.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. В нашей стране НДС по ввозимым товарам, помимо фискальной функции, призван выполнять и регулирующую функцию, которая состоит в том, чтобы создать равные условия для отечественных и импортных товаров - условия “здоровой” конкуренции. Кроме того, регулирующее значение налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, реализуется посредством предоставления льгот по уплате НДС по тем или иным категориям товаров. В качестве примера можно привести льготу по ввозимому хлопку- волокну, которая была установлена Федеральным законом от 22 мая 1996 года №45-ФЗ. Ни для кого не секрет, что хлопок-волокно является одним из основных видов сырья для отечественной легкой промышленности. Тяжелый экономический кризис, спад производства, который особенно коснулся данной отрасли после распада Советского Союза, большей частью обусловлен утратой источников сырья для производства продукции. Поэтому для стабилизации ситуации налог на добавленную стоимость по импортируемому хлопку-волокну не должен уплачиваться независимо от того, является ли страна его происхождения членом СНГ или нет.

Таким образом, подводя итоги данной главы, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что на сегодняшний день основным инструментом регулирования импорта товаров в Российской Федерации остаются таможенные пошлины, хотя в последнее время и роль других налоговых инструментов - акцизов и налога на добавленную стоимость - возрастает.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: