Глава 3: Перспективы развития системы налогообложения импортных операций в РФ.




 

На сегодняшний день перспективы налогообложения импорта товаров определяются главным образом динамикой импортных таможенных пошлин в силу того, что другие инструменты налогообложения импорта (налог на добавленную стоимость и акцизы), хотя и выполняют регулирующую функцию, все же остаются более статичными, поскольку скорее призваны создать равные условия и для импортных, и для отечественных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, нежели оперативно реагировать на изменение ситуации во внешнеэкономической деятельности. Что касается таможенных пошлин, то они являются более гибким инструментом, так как по своему экономическому назначению призваны выполнять роль регулятора внешней торговли.

Итак, каковы сегодня размеры ставок импортных таможенных пошлин, что можно сказать о динамике ставок, каковы перспективы налогообложения импорта - ответам на эти вопросы будет посвящена данная глава курсовой работы.

На сегодняшний день размер ставок пошлин может колебаться от нуля (беспошлинно) до ста процентов. Они не могут превышать сто процентов, так как Постановление Верховного Совета РФ “О введении в действие Закона РФ “О таможенном тарифе” от 7 июля 1993 года № 5343-1 установило предельные ставки импортных таможенных пошлин в размере 100% от таможенной стоимости товара, применяемых к товарам, происходящим из стран, в торговле с которыми Россия имеет режим наиболее благоприятствуемой нации.

Что касается динамики таможенных пошлин, то она была также предусмотрена этим постановлением. Правительству РФ поручалось предусмотреть поэтапное снижение уровней ставок импортных таможенных пошлин (в соответствии с общемировой тенденцией) с учетом внутренней экономической ситуации, потребности отраслей народного хозяйства и международных обязательств России.

К сожалению, динамика уровня таможенных пошлин совершенно не соответствует пожеланиям прежнего Верховного Совета РФ. Ставки импортных таможенных пошлин не только не уменьшились, но и значительно возросли. Если сравнить таможенный тариф 1994 года с таможенным тарифом 1998 года, то сразу бросается в глаза существенное сокращение групп, позиций и субпозиций, не облагаемых таможенными пошлинами, или облагаемых таможенными пошлинами по самым низким ставкам - 1 и 2 процента.

В тариф 1995 года были включены таможенные пошлины на ряд товаров, которые ранее ими не облагались - на кофе и чай в размере 10%, в тарифе 1996 года на 5% была повышена пошлина на белый сахар. В тарифе 1998 года по сравнению с тарифом 1996 года на 10% повышены таможенные пошлины на трикотажную одежду машинного или ручного вязания и на 5% - на текстильную одежду.

Таможенный тариф 1994 года предусматривал ставки импортных пошлин на товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей временной схемой преференций РФ, уменьшенные в два раза по сравнению с базовыми. В последующих тарифах эта ставка уменьшена только на 25% по сравнению с базовой.

В таможенном тарифе 1998 года произошло снижение ставок таможенных пошлин в отдельных группах, логику которого понять довольно трудно. Пошлины на оружие и боеприпасы, их части и принадлежности снижены со 100% до 30%. Кроме того, снизились с 50% до 30% таможенные пошлины на жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты, что тоже достаточно сложно объяснить, принимая во внимание экономическую ситуацию в России.

По уровню ставок и динамике таможенных пошлин товары можно разделить на три группы:

1) 1-я группа товаров, ввоз которых осуществляется, как обычно, без обложения импортными таможенными пошлинами. К ним относятся такие товары, как племенной скот, семенной картофель и семена растений, хлопковое волокно и отходы хлопка, печатная продукция и свинец рафинированный, инвалидные коляски, части и оборудование к ним, некоторые другие товары;

2) 2-я группа - товары производственного назначения с относительно низким (5-20%) и постоянным уровнем таможенных пошлин;

3) 3-я группа - товары народного потребления с высокими (15-30%) и постоянно увеличивающимися таможенными пошлинами. Большая часть этих товаров облагается комбинированными таможенными пошлинами с исчислением и в процентах от таможенной стоимости, и в ЭКЮ за единицу товара или веса (объема), при этом после исчисления взимается та сумма пошлин, которая будет выше. В результате, сумма таможенной пошлины часто превышает 30% от таможенной стоимости ввозимого товара.

Однако существуют пределы, которые не позволят бесконечно использовать этот источник поступления денег в бюджет. Самый главный предел - это низкий платежеспособный спрос населения, которое просто перестанет покупать импортные товары по высоким ценам (в частности, цены на кофе выросли в два раза после введения десяти процентной пошлины). Существует элементарная экономическая закономерность: увеличение таможенных пошлин - рост цен на импортные товары - снижение поступлений от импортных пошлин в бюджет, которые дают более 25% его доходной части вместе с другими поступлениями от ГТК. И наоборот, снижение пошлин увеличивает поступления в бюджет.

Другим пределом являются низкие таможенные пошлины в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), переговоры о вступлении в которую ведет Российская Федерация. Страны, входящие в ВТО, облагают низкими таможенными пошлинами товары, ввозимые на их территорию другими странами - участницами этой организации. Поэтому Правительству РФ следует сделать выбор: либо снижать импортные таможенные пошлины, либо прекращать переговоры о вступлении в ВТО.

Динамика таможенных пошлин по отдельным товарам и товарным группам за 1995 - 1998 годы показывает:

* значительно выросли пошлины на пищевые продукты, причем вне зависимости от того, производятся ли в нашей стране данные продукты питания или не производятся в силу особенностей природно-климатических условий;

* резко контрастируют высокие ставки таможенных пошлин на товары длительного пользования для населения: 20% - на стиральные и посудомоечные машины, 25% - на швейные бытовые машины, 30% - на холодильники и морозильники;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день таможенный тариф преследует главным образом фискальные цели. Все товары личного или семейного потребления облагаются высокими и все возрастающими таможенными пошлинами, а все товары производственного назначения - низкими.

Эта тенденция вполне бы соответствовала общемировой практике, когда для защиты национальной экономики самыми высокими пошлинами облагаются готовые изделия, более низкими - полуфабрикаты и комплектующие и самыми низкими - сырье и топливо и те продовольственные товары, которые не производятся в данной стране из-за природно-климатических условий, если бы не общеэкономическая кризисная ситуация в стране. Сейчас, когда рынок насыщен и перенасыщен во многом благодаря неуправляемому импорту товаров, в том числе длительного пользования, а платежеспособный спрос населения так низок, что не продается не только отечественная, но импортная продукция и величина таможенных пошлин не имеет особенно большого значения для большинства населения, если они не касаются непосредственно импортных продуктов питания, введение повышенных импортных таможенных пошлин было бы вполне оправдано, если бы за годы реформирования отечественная промышленность перестроилась и стала бы производить конкурентоспособную продукцию. Однако на сегодняшний день этого не произошло. Практически ничем не ограниченный ввоз иностранных бытовых товаров длительного пользования буквально загнал в угол наши отечественные предприятия, производящие аналогичную продукцию и без того более низкого качества, чем это требуется на мировом рынке. Это произошло во многом благодаря фирменной марке известных европейских, американских и японских фирм и относительно низким издержкам производства (сборка большей частью в странах Юго-Восточной Азии и в Китае с дешевой рабочей силой).

От государства в сложившихся условиях требуется принятие кардинальных мер: если оно действительно хочет изменить ситуацию, в которой импорт грозит подорвать отечественную промышленность, так как ее продукция не находит сбыта, то следует использовать меры нетарифного вмешательства (например, количественные ограничения на ввоз определенных товаров, аналоги которых производятся в Российской Федерации). Это необходимо, так как увеличение ставок пошлин в этих условиях не даст ничего, кроме роста цен. При этом импортные товары останутся конкурентоспособными: повышение ставки пошлины будет компенсироваться снижением издержек, может быть, и за счет более низкого качества продукции. Кроме того, если в Ôåäåðàëüíîì çàêîíå îò 13 îêòÿáðÿ 1995 ã. N 157-ÔÇ "Î ãîñóäàðñòâåííîì ðåãóëèðîâàíèè âíåøíåòîðãîâîé äåÿòåëüíîñòè” ãîâîðèòñÿ î òîì, ÷òî èìïîðòíûå òàìîæåííûå ïîøëèíû óñòàíàâëèâàþòñÿ â öåëÿõ ðåãóëèðîâàíèÿ îïåðàöèé ïî èìïîðòó, â òîì ÷èñëå äëÿ çàùèòû âíóòðåííåãî ðûíêà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ñòèìóëèðîâàíèÿ ïðîãðåññèâíûõ ñòðóêòóðíûõ èçìåíåíèé â ýêîíîìèêå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, òî áûëî áû öåëåñîîáðàçíûì èñïîëüçîâàòü ïîñòóïëåíèÿ îò òàìîæåííûõ ïîøëèí èìåííî íà òó öåëü, êîòîðàÿ ïðîâîçãëàøàåòñÿ â Çàêîíå: ñòèìóëèðîâàíèå ïðîãðåññèâíûõ ñòðóêòóðíûõ èçìåíåíèé â ýêîíîìèêå. Ýòî âîçìîæíî ñäåëàòü ïóòåì öåëåíàïðàâëåííîãî ðàñõîäîâàíèÿ ñðåäñòâ, ïîñòóïàåìûõ çà ñ÷åò ââîçà òîâàðîâ è àêêìóëèðóåìûõ â ãîñóäàðñòâåííîì áþäæåòå.

Òàêèì îáðàçîì, â çàêëþ÷åíèå äàííîé ãëàâû õîòåëîñü áû îòìåòèòü, ÷òî ñèòóàöèÿ ñ èìïîðòîì òîâàðîâ, ñëîæèâøàÿñÿ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, òðåáóåò îò ãîñóäàðñòâà áåçîòëàãàòåëüíîãî âìåøàòåëüñòâà. Áîëüøóþ ðîëü â ýòîì äîëæíà ñûãðàòü ïðîäóìàííàÿ íàëîãîâàÿ ïîëèòèêà, êîòîðàÿ áû ñîçäàëà áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ îòå÷åñòâåííîãî òîâàðîïðîèçâîäèòåëÿ.


Заключение.

 

 çàêëþ÷åíèè õîòåëîñü áû åùå ðàç ñôîðìóëèðîâàòü îñíîâíûå âûâîäû, ñäåëàííûå â ðàáîòå.

Èòàê, íà ñåãîäíÿøíèé äåíü в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. От государства в данной ситуации требуется создание таких условий функционирования, которые бы способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны. Немаловажную роль здесь должна сыграть грамотно построенная система налогообложения импорта товаров.

Основным инструментом налогообложения импорта товаров в Российской Федерации является таможенная пошлина, которая, по сути, представляет собой косвенный налог, взимаемый государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Основное значение, возложенное государством на этот налог, - регулирование ввоза товаров, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и ñòèìóëèðîâàíèå ïðîãðåññèâíûõ ñòðóêòóðíûõ èçìåíåíèé â ýêîíîìèêå. В Российской Федерации таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями, изменяемыми и отменяемыми в соответствии с Законом “О таможенном тарифе”. В данном законе сформулированы основные принципы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации. Закон прелполагает дифференциацию ставок импортных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров, степени обработки изделий. Кроме того, разрешается введение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты национальных экономических интересов.

Характерной чертой российской системы налогообложения импорта товаров является существование “внешних” налогов, начисляемых и взимаемых при ввозе товаров. К таким налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость. Данные косвенные налоги, наряду с фискальной, призваны выполнять и протекционистские задачи, например ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, должны устанавливаться с учетом обеспечения защиты отечественных производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров. То же самое можно сказать и о налоге на добавленную стоимость.

На сегодняшний день перспективы налогообложения импорта товаров определяются главным образом динамикой импортных таможенных пошлин, поскольку они являются более гибким инструментом, нежели налог на добавленную стоимость и акцизы, и по своему экономическому назначению призваны выполнять роль регулятора внешней торговли.

Динамика уровня таможенных пошлин свидетельствует о том, что их ставки не только не уменьшились, но и значительно возросли. Можно сказать, на сегодняшний день таможенный тариф преследует главным образом фискальные цели. Однако существуют пределы, которые не позволят бесконечно использовать этот источник поступления денег в бюджет. Самый главный предел - это низкий платежеспособный спрос населения, которое просто перестанет покупать импортные товары по высоким ценам. Кроме того, ситуация сложилась таким образом, что практически ничем не ограниченный ввоз иностранных товаров в течение нескольких лет буквально поставил на колени наши отечественные предприятия. В этих условиях увеличение ставок пошлин не даст ничего, кроме роста цен, так как из-за низких издержек производства импортные товары все равно останутся более конкурентоспособными, нежели отечественные.

От государства на сегодняшний день требуется принятие кардинальных мер: если оно действительно хочет изменить ситуацию, в которой импорт грозит подорвать отечественную промышленность, то следует использовать меры нетарифного вмешательства (например, количественные ограничения на ввоз определенных товаров, аналоги которых производятся в Российской Федерации). Êðîìå òîãî, âîçìîæíûì âàðèàíòîì áûëî áû öåëåíàïðàâëåííîå ðàñõîäîâàíèÿ ñðåäñòâ, ïîñòóïàåìûõ çà ñ÷åò ââîçà òîâàðîâ, íà öåëè ñòèìóëèðîâàíèÿ ïðîãðåññèâíûõ ñòðóêòóðíûõ èçìåíåíèé â ýêîíîìèêå.

Список использованной литературы:

 

1. Таможенный кодекс РФ;

2. Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” №2128-1 от 27. 12.91 года;

3. Ôåäåðàëüíûé çàêîí ã. "Î ãîñóäàðñòâåííîì ðåãóëèðîâàíèè âíåøíåòîðãîâîé äåÿòåëüíîñòè” ¹ 157-ÔÇ îò 13 îêòÿáðÿ 1995;

4. Закон РФ “О таможенном тарифе”, №5003-1 от 21. 05. 93;

5. Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” № 1992-1 от 06. 12. 91 года;

6. Федеральный закон “О внесении изменений в Закон РФ “Об акцизах” №23-ФЗот 7 марта 1996 года ñ èçìåíåíèÿìè îò 10 ÿíâàðÿ 1997 ã., 14 ôåâðàëÿ 1998 ã;

7. Инструкция ГНС “О порядке исчисления и уплаты НДС” №39 от 11. 10. 95 года;

8. Совместная Èíñòðóêöèÿ ÃÒÊ ÐÔ è Ãîñíàëîãñëóæáû ÐÔ "Î ïîðÿäêå ïðèìåíåíèÿ íàëîãà íà äîáàâëåííóþ ñòîèìîñòü è àêöèçîâ â îòíîøåíèè òîâàðîâ, ââîçèìûõ íà òåððèòîðèþ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è âûâîçèìûõ ñ òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè" NN 01-20/741, 16, îò 30 ÿíâàðÿ 1993 ã;

9. Приказ ГТК РФ “О применении НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации” № 478 от 06. 08. 97 года;

10. Постановление Правительства РФ “О введении на территории РФ марок акцизного сбора” №319 от 14. 04. 94 года (с последующими изменениями и дополнениями);

11. Постановление Правительства РФ “Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в Федеральный бюджет”. №479 от 1 апреля 1996 года;

12. Указ Президента РФ “О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации” №64 от 18 января 1996 года;

13. Постановление Верховного Совета РФ “О введении в действие Закона РФ “О таможенном тарифе” № 5343-1от 7 июля 1993 года;

14. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о Комиссии РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике и ее состава” №890 от 17 июля 1997 года;

15. “Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне”, под ред. Карпова В., М: 1998;

16. Диденко Н. “Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации”, Спб, 1998;

17. Жуков В. “Ужесточение обложения НДС импортных операций”, “Международный бизнес России”, №2-3, 1997;

18. Козырин А. “Акцизы в системе таможенных платежей”, “Финансы”, №1, 1998;

19. Козырин А. “Правовое регулирование таможенных платежей”, “Бухгалтерский учет”, №2, 3, 1998;

20. Никонов А. “НДС и акцизы во внешнеэкономической деятельности”, “Налоги”, выпуск 1, 1996;

21. Никонов А. “Порядок исчисления и уплаты акцизов во внешнеэкономической деятельности”, “Налоги”, выпуск 1, 1999;

22. Стрельник В. “Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в Российской Федерации”, “Внешнеэкономический бюллетень”, №12 1998, №1 1999;


Приложение 1.

 

 

Товар, производимый в странах, не входящих в СНГ и ввозимый из них  
Товар, производимый в странах, не входящих в СНГ, и ввозимый с территории стран-участниц СНГ  
Товар, производимый в странах, не входящих в СНГ, и ввозимый с территории государств - участников Таможенного союза маркируется марками акцизного сбора
Товар, производимый и ввозимый из стран, входящих в СНГ  
Товар, производимый в странах, входящих в СНГ, и ввозимый из других стран маркируется специальными марками

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: