История появления и развития в 20 веке в мире.




ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

 

Институт: Полиграфических технологий и оборудования

Направление подготовки: Технология полиграфического и упаковочного производства

Форма обучения: очная

Квалификация: бакалавр

Кафедра: Технологии полиграфического производства

Дисциплина: Экология

 

ТЕМА РЕФЕРАТА

Общество потребления

 

 

Выполнил:

Студент группы 1-ТИДП-6 Федоров Г.В.

Приняла:

доцент кафедры ТПП, к.х.н. А. М. Михаилиди _______________________

 

 

Санкт-Петербург 2019

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3

Понятие...........................................................................................................................................3

Влияние...........................................................................................................................................4

История появления понятия и его развития в 20 веке в мире...........................................5

«Что затрагивает?»........................................................................................................................6

«Почему это существует?»...........................................................................................................6

Пути перехода к разумному потреблению..............................................................................7

Финансовый ликбез.......................................................................................................................7

Совместное потребление - мощное культурно-экономическое движение, обмен вещами и услугами..........................................................................................................................................8

Фудшеринг - сообщество спасения еды от уничтожения..........................................................8

Влияние «общества потребеления» на состояние окружающей среды.............................8

Заключение.................................................................................................................................11

 

 

Введение.

 

Эта тема актуальна тем, что, если бы удалось поднять материальное потребление всего человечества до уровня ведущих стран Запада, это обернулось бы ресурсной и экологической катастрофой. Поэтому категорически обязательным условием заметного повышения уровня жизни в глобальном масштабе является значительное снижение уровня потребления в развитых капиталистических государствах. ХХ век подтвердил обоснованность таких опасений. Существенную роль в углублении духовного кризиса сыграл резкий экономический подъём в странах Запада в послевоенные годы. Он с предельной очевидностью выявил, что рост материального благосостояния людей сам по себе не может оздоровить капиталистическое общество.

Этот подъём привёл к заметному увеличению разрыва между уровнями материального потребления основной массы людей и их духовного развития, что вызвало всеохватывающее распространение потребительской идеологии, которая полностью подавляет духовное начало во внутреннем мире человека. Западные учёные констатировали «кризис человека».

Говоря словами Герберта Маркузе, произошло формирование «одномерного человека», внутренний мир которого замкнут на материальных благах: «Люди осознают себя в приобретённых товарах, их душа находится в автомобилях, стереофонических комбайнах, домах, кухонном оборудовании».

Понятие.

 

Понятие «общество потребления» связано с социально-экономическим и культурным феноменом, окончательно стабилизировавшимся в развитых странах во второй половине XX века. Впервые основные черты данного словосочетания были написаны в работе немецкого социолога и психолога Э.Фромма в работе «Бегство от свободы»1. Но популярность самого понятия связана с работой Жана Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры», появившейся в 1970 году.2

Общество - 3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели.3

Потребитель - 1. Лицо или организация (общество), потребляющие продукты чьего-нибудь производства.4

Потреблять - Использовать для удовлетворения потребностей, расходовать на свои нужды.5

Влияние.

 

Общество потребления стало следствием развития массового производства. Развитие науки и техники способствовало росту объемов производства товаров и услуг. Однако идея прогресса трансформировалась в сознании современного общества в убеждение, что все новое лучше старого. Производство стало ориентироваться на уменьшение жизненного цикла товаров, что породило экономику предложения, а также общество потребления. Сегодня в массовом сознании господствует культ тотального потребительства. Именно он обусловливает поведение человека в обществе. В потребительском обществе также трансформировалось и понятие свободы. Многие стали ассоциировать свободу с увеличением уровня потребления материальных благ, гедонизмом, социальным паразитизмом, отсутствием ответственности перед менее удачливыми согражданами. Озабоченность современного человека все возрастающим потреблением материальных благ сделала его неспособным к моральному самоограничению и нетерпимым к позициям других сограждан.6

В настоящее время процесс потребления вещей и услуг имеет очень высокие темпы и объемы. Вещи становятся немодными, не успевая износиться.

Можно отметить два элемента, предшествующие процессу потребления, - элемент неосознанности и элемент пассивности. Товар человеку очень часто навязывается. Иногда человек даже не успевает осознать, нужна ли ему эта вещь. Реклама постоянно торопит его быстрее купить и быстрее потребить. Более того, реклама тут же говорит, где можно приобрести данную вещь, т. е. человек не тратит время и силы на поиск.

СМИ задают высокий темп процессу потребления, начиная с момента рекламирования вещи и заканчивая ее потреблением. Человек еще не использовал недавно купленный предмет, а его уже торопят купить следующий. Из-за высокого темпа потребления и рекламы уже более совершенной вещи у людей уменьшается радость от потребления: от приобретения вещи, от процесса ее использования. Они стремятся поскорее использовать вещь и заменить ее новой. Еще потребляя старую, они уже нацелены на новую. Главное - быть модным, не отстать от других.

Может ли способствовать снижению уровня потребления в богатых государствах вхождение человечества в «цифровой мир»? Более чем сомнительно. Практика уже немалого числа лет свидетельствует, что интернет в капиталистическом обществе используется в диаметрально противоположном направлении - для наращивания материального потребления. С одной стороны, он открывает новый простор для рекламы, с другой - даёт немыслимые прежде возможности для приобретения товаров; человек, не выходя из дома, может приобрести товар даже в другой стране. Да и Шмидт, и Коэн, восторженно описывая «цифровой рай» для состоятельных людей, рисуют картину запредельного уровня потребления.

 

История появления и развития в 20 веке в мире.

 

Общество потребления возникло в США. Можно отметить изменения в потреблении товаров и услуг в развитых странах. Исследуя потребление в развитых странах, Гэдбрейт отмечает, что неравенство не исчезает, оно продолжает существовать, перемещаясь из материальной сферы в другие. Предметы обычного потребления более не являются свидетельством социального положения. Но именно потребление «выступает как социальное основание становление новой структуры, гибридизируя глобальные и локальные особенности и производя новые системы социального неравенства и стратификации». Относительное уравнивание в обладании предметами первой необходимости сопровождается «скольжением ценностей» и переносом неравенства на другой уровень. Социальные различия переносятся в сферу ответственности, культуры, власти. У богатых стало почти законом недопотребление. «Ситуация стала более тонкой. Появляется стиль потребления»2

«Что затрагивает?»

 

Это понятие может применяться как в отношении потребления товаров и услуг, так и более широко. В настоящее время выделяют два подхода в понимании потребления: экономический и социологический. Первый подход - экономический. С его позиций потребление рассматривается как процесс приобретения благ или услуг в целях удовлетворения потребностей.

С позиций социологии потребление рассматривается более широко - как потребление знаков, посредством которых передается та или иная информация. «Изучение потребления в развитых странах современного Запада привело исследователей к выводу, что оно становится для широких масс, населения, прежде всего, систематическим актом манипуляции знаками».7

«Почему это существует?»

 

В условиях массового общества, когда происходит обезличивание людей посредством одинаковых вещей, человеку свойственно стремление выделиться. Он пытается сделать это за счет знаков: одежды, обуви, потребления тех или иных товаров, услуг.7 По мнению Ж. Бодрийяра, знаковое потребление распространяется на все сферы человеческой деятельности, от потребления материальных предметов до культуры досуга и т. д.2 С этой точки зрения в поле потребления актора входят любые явления: и первой, и второй природы.

Тогда можно утверждать, что ориентация на духовные ценности повлияет и на возникновение в обществе идей, концепций, учений и т. д. Как известно, иерархия ценностей определяет господство в обществе тех или иных идей, культурных ценностей. Появление идей, концепций, предметов «второй природы» определяется объективными условиями. В первую очередь это условия среды, геополитическая ситуация, исторические условия. Как известно, они определяют ценностную иерархию в обществе. Культура (нормы и ценности в особенности) - это инструмент организации человеческих отношений в данных объективных условиях. Это второй фактор, определяющий возникновение в обществе идей, концепций, верований и т. д. Таким образом, создание в обществе новых предметов, идей, воззрений происходит в условиях среды, с одной стороны, и культуры (хотя культуру тоже можно рассматривать как среду) - с другой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: