Идеалистическая концепция возвышенного




трактует эту категорию как «перевес идеи над формой», воплощение высшего идеального начала в конечном материальном объекте. Возвышенное может быть выявлено само по себе, без сравнения с другими объектами.

Материалистическое понимание возвышенного трактует понятие как нечто гораздо большее, чем окружающее, героическое, великое. Возвышенное выявляется только при сопоставлении с другими объектами, которые оказываются «ниже», «мельче».

Необходимо учесть, что материалистическая трактовка возвышенного диктует сугубо субъективное его восприятие: в разные эпохи восприятие обыденного и низменного может отличаться, соответственно варьируется определение возвышенного. Например, в сложное военное время возможно снижение привычного возвышенного до уровня «обыденного» (героизм превращается в повседневность), а возвышенным становится только «супервозвышенное».

 

Низменное - категория эстетики (антипод возвышенного), отражающая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у читателя или зрителя соответствующую эмоционально-эстетическую реакцию (презрение и отвращение). Представление о низменном в природе может вызвать, например, неблагоприятная для жизни человека, нездоровая болотистая местность. Т. о., и критерий низменного в природе имеет своим основанием благо человека. Низменными мы называем тех животных, чей способ существования наиболее отличен от человеческого и поэтому рождает у нас неприятные ассоциации (гиена, шакал, змея, пиявка и т. д.). В классово-антагонистическом обществе главным источником низменного является существование реакционных классов и групп, сам социальный строй, основанный на эксплуатации, различных формах политического гнета, дискриминации и манипулировании сознанием людей. Представители современной империалистической буржуазии не только сами демонстрируют крайнюю степень духовной деградации, но и стремятся возбуждать самые низменные инстинкты в широких массах. В социалистическом обществе к сфере низменного следует отнести проявление в некоторых людях таких варварских, животных черт, как эгоизм, упование на грубую физическую силу, эмоциональную распущенность и т. д., а также пережитки отживших общественных формаций — частнособственнические инстинкты, властолюбие, шовинизм, индивидуализм и др.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся явления находят художественное отображение и оценку в целом ряде жанров искусства (таких, как комедия, сатира, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия и др.). Изображение низменного в подлинном искусстве подчинено принципу художественной правды, эстетической и нравственной мере. Художественное разоблачение низменного содействует преодолению его в реальной жизни.

Идеалистическая трактовка низменного – это искажение высшей идеи в материальном объекте, в поступках людей, попрание основных гу-манистических ценностей.

В материалистическом понимании низменное – это нечто, отражающее худшие стороны человеческой натуры.

Низменное не существует вне человеческого сообщества, в отличие от безобразного. Безобразным может быть животное или природное явление, но низменных поступков животные не совершают, т.к. им недоступна суть сознательного искажения идеала, их действия определяются законами природы и естественными инстинктами.

Трагическое - одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности — противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство.

Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано сначала художественно «бессознательно-художественным образом» (К. Маркс) в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в учениях классиков философско-эстетической мысли (Аристотель, Лессинг, Шиллер, А Шлегель, Гегель, Чернышевский). Вопрос об источнике трагического в жизни всегда был и остается поныне предметом острой идейной борьбы между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и религией — с другой.

Религия противопоставляя, как «истинно совершенное», небесное заведомо ущербному ничтожно земному, изображает человеческие страдания как результат божьего повеления, как якобы заслуженную расплату за грехи, коренящиеся в низменной природе людей. В противоположность этому материалистическая философия и эстетика всегда стремились отыскать подлинные истоки трагического в самой жизни, в ее реальных условиях и противоречиях.

Объективную основу существования трагического составляет конкретно-исторический уровень господства человека над силами природы, общественными отношениями и формами жизнедеятельности личности. Иными словами, существует область действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, не познанными им и не подвластными его воле. Здесь и находится сфера трагического.

Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей общей ценности «на весах истории», на путях общественного прогресса заслуживает иной, лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия и к области трагического отношения не имеет.

В свою очередь, субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей» в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств — сострадания и страха.

Лишь в результате длительного, многовекового развития, в особенности благодаря художественному освоению средствами искусства, такие глубокие, негативные человеческие эмоции, как страдание и страх, смогли превратиться со временем в одно из самых высоких, сложных и одухотворенных эстетических переживаний — трагических чувство.

Трагедия оказывает на душу человека очищающее и возвышающее воздействие за счет переживаемого катарсиса.

Катарсис (др.-греч. κάθαρσις возвышение, очищение, оздоровление) – просветление души человека в результате сильного эмоционального переживания (страха и сострадания, переживаемого благодаря созерцанию перехода героя от счастья и благополучия к несчастью).

Материалистическое понимание трагического упрощает его до «ужасного в человеческой жизни», т.е. любое достаточно страшное по своим последствиям происшествие может быть сочтено трагическим, независимо от поведения участников и наличия катарсиса (например, случай, когда в ходе семейной ссоры оскорбленный муж зарезал беременную жену).

 

Комическое - одна из основных эстетических категорий, отражающая жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, за что они себя выдают. Это несоответствие Н. Г. Чернышевский определил, как выражение «пустоты и ничтожества, прикрывающегося внешностью и имеющего притязание на содержание и реальное значение». Это может быть несоответствие цели и средства, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей и т. д.

В комическом отображаются социальные явления, образ жизни, деятельности, поведения людей и т. д., которые находятся в противоречии с объективным ходом истории, с передовыми общественными идеалами, поэтому они оцениваются отрицательно и достойны осмеяния. Комическое, таким образом, является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий. Оттенки комического крайне многообразны: юмор, ирония, сатира, сарказм. Комическое встречается практически во всех видах искусства, реализуясь в различных жанрах: комедия, сатира, пародия, эпиграмма, фарс, карикатура, шарж. В комическом сконцентрирован многообразный опыт общественного сознания, осваивающего и познающего мир со стороны его негативных проявлений, в особенности мир социальный, в соотношении с общепринятыми нормами и ценностями.

Идеалистическая трактовка: комичен перевес формы над идеей, «пустышка», которая пытается быть «чем-то».

Материалистическая трактовка: комично то, что вызывает смех у людей.

В ходе развития культуры выделяются и обособляются различные виды комического: ирония, юмор, сатира, карнавальный смех, сарказм.

У смеха могут быть различные причины: неожиданное разрешение какой-то ситуации, парадоксальное завершение процесса, противоречие, выявление пороков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: