Третий этап: середина XIX века – современное время




Третий этап истории эстетической мысли начался в середине 19 века и продолжается по сей день. Переход к нему был вызван стремительным и разносторонним развитием науки, открывшим перед эстетикой новые перспективы и обнаружившим невозможность ее дальнейшего пребывания в недрах идеалистической философии на правах учения, дедуцируемого из ее ядра.

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций 1-й половины 19-го века особо выделяются: феноменологическая, интуитивистская, а также эстетические теории З. Фрейда, К. Г. Юнга, Х. Ортеги-и-Гассета.

Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины 20-го века выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм – общее условное обозначение направлений искусства 20-го века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

В первой половине 20-го века бурное развитие получают интуитивистские и эстетические концепции, связанные прежде всего с именами А. Бергсона, Б. Кроче, Г. Рида.

Во второй половине XX века в европейской эстетике и искусстве про­должаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные пер­спективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структуралистические, социокультурные эстетические направления, представленные именами Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ле-ви-Стросса, Р. Барта, Т. Адорно и другими.

Наиболее значительная эстетическая школа, сформировав­шаяся в 40-50-е годы во Франции, принадлежала к экзистенциа­листскому направлению и проявила себя особенно ярко в творчест­ве Ж. П. Сартра и А. Камю.

В России же первое десятилетие Советской власти было периодом становления и советской эстетики, основной задачей которой стало теоретичес­кое обоснование создания чисто «пролетарской культуры». Как выяснилось вскоре, задача не только невыполнимая, но и крайне вредная. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводили на практике как к отрицанию значения классического художественно­го наследия, так и к попыткам использования в интересах строитель­ства новой социалистической культуры только новых модернист­ских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры.

Тем не менее, для эстетической науки важнейшим разделом всегда остава­лась область философского осмысления искусства, причем выпол­ненная известными советскими искусствоведами. В обозначенный период с оригинальными эстетическими сочинениями выступили такие известные ученые, как А. А. Федоров-Давыдов, В. Н. Лазарев, В. М. Полевой, Д. В. Сарабьянов, Г. Ю. Стернин и др.

К началу 90-х годов в советской эстетической науке начинает­ся процесс преодоления вульгаризаторства, догматизма в истолко­вании тех или иных эстетических феноменов. Предмет эстетики существенно расширяется. Сама действительность порождает новые эстетические объекты и надо видеть, как открываются эти объекты в реальной жизни.

С другой стороны, сегодня в искусстве нет закры­тых тем, возвращены многие имена, проявляется стилевое многооб­разие, что, в свою очередь, требует теоретического анализа и оценки. В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарас­тании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно утверждение ценностей общечеловеческих и все-временных становится целью утверждения новых подходов эстети­ки России.

Искусство 20-го столетия не перестало играть своей ключевой ро­ли в культурном развитии человечества. Прошлый век показал удивительную способность художественного творчества проявлять­ся во множестве вариантов, оттенков и нюансов. В свою очередь эсте­тическая наука, представляющая из себя в 20 веке удивительный сплав мысли и чувства, сумела по-новому соединить вербальный и художественно-пластический уровни в изучении объекта. После великого модернизма первой половины века, пришел постмодер­низм, понимаемый современниками как планетарная общекультур­ная категория. На пороге нового столетия и тысячелетия искусство и творческая деятельность людей доказали свою готовность к принци­пиально новым эстетическим поискам и решениям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: