Середина XVIII века – XIX век.




Второй период развития эстетики был открыт работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 и длился около ста лет. Суть его состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятельным и необходимым разделом философской науки.

Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последова­тели и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику, как органическую часть философского знания, без которой это последнее не может быть полным, всеохватывающим, энциклопедическим.

Немецкая классическая эстетика конца XVIII - начала XIX в. - исключительно важный этап в развитии мировой эстетической мысли. Он представлен Кантом, Фихте, Шеллингом, Шиллером, Гете и, наконец, Гегелем. В творчестве этих мыслителей и писателей, с одной стороны, были развиты некоторые положения немецких просветителей; более того, Кант, Шиллер, Гете в определенный период сами выступали как просветите­ли. С другой стороны, классики немецкой эстетической мысли выявили слабые стороны деятелей Просвещения и сформулировали новые идеи, но самое главное, выработали новые методологические принципы в подходе к анализу эстетической культуры.

Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Домарксистская идеалистическая диалектика достигла своего кульминационного пункта как раз у представителей немецкого классического идеализма, хотя отдельные диалектические догадки мы находим уже у Лессинга, Гердера, еще раньше у Лейбница.

Диалектические методологические принципы отчетливо выражены в творчестве Канта «докритического» периода, в его космогонической гипотезе. В «критический» период Кант развил учение об антиномиях. При анализе эстетического вкуса кенигсбергский мыслитель пользуется принципом антиномизма эстетического суждения. И хотя кантовские антиномии носят иллюзорный характер, они тем не менее смело выявляют противоречивость разума.

Фихте в своем «Наукоучении» идет еще дальше - он пробует вывести категории путем обнаружения внутренних противоречий в логическом процессе. Шеллинг пытается применить диалектические принципы не только при раскрытии явлений природы, но и при анализе истории и эстетической культуры.

Вершиной в развитии домарксистской диалектики явилась идеалистическая диалектика Гегеля, который «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». Метод идеалистической диалектики Гегель применил к изучению мирового художественного процесса, начиная от художественной культуры древнего Востока и кончая современной ему эпохой.

Классики немецкой философии видели связь искусства, эстетических концепций с великими проблемами эпохи. Они хорошо понимали, что эстетические проблемы — это проблемы общественной жизни, пробле­мы человека. Эстетика немецких мыслителей носила ярко выраженный гуманистический характер, хотя их гуманизм отличался исторической ограниченностью. Немецкая классическая эстетика оказала сильное влияние на развитие эстетических теорий Франции, Англии, Италии, а также России.

Этот этап истории эстетики оказался значительно более коротким, чем первый, но он был чрезвычайно содержательным, поскольку именно теперь эстетика завоевала прочное место в системе научного знания.

Правда, конкретная разработка философско-эстетических тео­рий была тут весьма разноречивой - это было связано и с осо­бенностями тех философских учений, на которых базировались те или иные эстетические построения; и с тем переломом, ко­торый произошел в это время в истории художественной культуры, ушедшей от просветительского классицизма к проторомантическим и романтическим программам; и с назревавшим в идеологической сфере кризисом идеалов Просвещения и появлением нового типа буржуазной идеологии.

Суть второго периода развития эстетики, открытого работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 в., состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятелъным и необходимым разделом философской науки. Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последова­тели и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: