Древняя Греция VI в. до н. э. - середина XVIII столетия.




Этот этап характеризуется разработ­кой основных эстетических проблем в недрах различных обла­стей знания - подлинного (научного) и мнимого (теологическо­го). Эстетика предстает тут именно как теоретическое рассужде­ние о сущности красоты и о законах искусства, однако этот ана­лиз еще не вычленился в виде самостоятельной научной дисцип­лины.

Первый этап истории эстетической мысли распадается на несколько периодов, каждый из которых отлича­ется от других не столько по формам существования эстетики, сколько прежде всего по ее идейно-теоретическому содержанию.

Хорошо известно, что в античной культуре отдельные науки вообще еще не отделились друг от друга, что теоретическое зна­ние имело здесь синкретический характер, именуясь довольно точно «философией» (что означает буквально «любовь к мудро­сти»).

В этой-то единой и нерасчлененной науке встречается анализ различных эстетических проблем; существенно, однако, и то, что, с одной стороны, эти проблемы еще не были отделены от вопросов общефилософского характера, онтологи­ческих и гносеологических (в результате учение пифагорейцев, например, можно с равным правом квалифицировать и как фи­лософское, и как эстетическое), а с другой стороны, обсуждав­шиеся эстетические проблемы не были еще связаны друг с другом и потому не образовывали какого-либо раздела философ­ской мысли (так, у Аристотеля встречается рассмотрение эсте­тических проблем в «Поэтике» и в «Политике», в «Физике» и в «Метафизике», в «Риторике» и в «Этике»). Неудивительно, что в это время не существует и самого понятия «эстетика», ибо не выделилась еще отрасль знания, которая потребовала бы своего наименования - подобно физике, политике, этике.

В средние века эстетическая мысль вместе с философией оказалась подчиненной богословию. Эстетика разрабатывается теперь отцами церкви и крупнейшими теологами - от Блажен­ного Августина до Фомы Аквинского, о проблемах теории искус­ства говорится в постановлениях соборов и в проповедях цер­ковников.

Когда же в эпоху Возрождения эстетика вместе с фи­лософией эмансипируется от богословия, она одновременно по­кинет на долгое время и свое материнское лоно - философию, вернее, философия потеряет на время живой интерес к эстетиче­ской проблематике, сосредоточившись главным образом на раз­работке натурфилософских и нравственно-политических вопро­сов. В силу этого эстетике пришлось «перекочевать» на другую почву – в область конкретного искусствознания.

По ряду причин именно в это время широкое развитие получает, комплекс искусствовед­ческих дисциплин - теорий живописи, архитектуры, драматиче­ского искусства. Появляются зачатки художественной критики и истории искусства. Например, «Жизнеописания художников» Дж. Вазари. В этих трактатах и разрабатывались основные эстетические проблемы, поскольку теоретическое осмысление каждого вида искусства требовало общей постановки вопроса о красоте, об отношении искусства к природе и обществу, о срав­нительных возможностях различных видов искусств.

17 век сохранил сложившееся в эпоху Возрождения поло­жение эстетической мысли: философия по-прежнему слабо инте­ресовалась эстетическими проблемами; у классиков философ­ской мысли этого времени - Бэкона, Декарта, Лейбница, Спи­нозы можно найти лишь неко­торые положения или только беглые замечания на эстетические темы, искусствоведение же развивалось в русле, проложенном Возрождением, выходя, как правило, за пределы теоретического анализа отдельного вида искусства в сферу общехудожествен­ных и собственно эстетических проблем. В результате основными эстетическими документами эпохи оказываются, например, во Франции - «Поэтическое искусство» Буало, «О знании хороших книг» Сореля, предисловия Корнеля и Расина к их драмам» письма Пуссена и речи академиков.

Такое положение вещей стало меняться лишь в первой поло­вине XVIII в. В это время складывались предпосылки того ре­шительного поворота, который произошел в развитии эстетики в середине столетия. Речь идет о двух процессах, шедших как бы навстречу друг другу.

Один из них, развернувшийся наиболее последовательно в Германии, выразился в возрождении интереса философской мысли к эстетическим проблемам. Вначале эти последние никак еще неё группировались воедино и не выделялись в особый раздел теоретического знания, а рассматривались совокупно с во­просами этическими или гносеологическими (например, у Шефтсбери, Хатчесона, Хоума); но уже в середине века Юм выделил проблему вкуса как самостоятельную тему философского ана­лиза, а Берк отделил исследование прекрасного и возвышенного от изучения нравственно-религиозных категории и соединилего с теорией вкуса; несколько раньше эту же задачу стали ре­шать в Швейцарии - де Круза, а во Франции - Андрэ; наконец, немецкий философ Баумгартен доказал необходимость существования эстетики рядом с этикой и логикой как необходимого раздела философии, который он и назвал эстетикой.

Другой процесс, ярче всего проявившийся во Франции, а за­тем в других странах заключался в том, что искусствоведческая мысль стала все чаще выходить за пределы изолированного анализа того или другого вида искусства.

Тем самым искусствоведческое русло развития эстетической мысли сомкнулось с философским руслом ее развития, способствуя самоопределению эстетики как особой отрас­ли философского знания. Таким образом, первый этап истории эстетической мысли распадается на несколько периодов, каждый из которых отлича­ется от других не столько по формам существования эстетики, сколько прежде всего по ее идейно-теоретическому содержанию.

Этими периодами являются античность, средневековье, Возрождение и 17 – 1-я половина 18 века. Своеобразие каждого из них определяется тем материалом, который эстетика получа­ла для обработки извне, из всех областей культуры, идеологическим материалом, который поставлялся эстетике складывавшимися в данное время религиозными, политическими, нравствен­ными ценностями; методологическим материалом, который поступал в эстетику из философских учений этой поры, художественным материалом, который эстетика находила в совре­менном состоянии литературы и искусства. В свою очередь каж­дый из выделяемых периодов имел свою внутреннюю исто­рию - время становления данного типа эстетического сознания, время его наиболее полного и отчетливого формулирования и время кризиса, распада и подготовки нового периода, шедшего на смену предыдущему.

Второй этап:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: