Вопрос 11. Кризисные состояния и их последствия




Технологии психосоциальной работы в кризисных ситуациях и их последствия.

Вопрос 11. Кризисные состояния и их последствия

Для сущности природы личностных кризисов характерны следующие черты.

1. Кризис – это, прежде, всего нарушение внутреннего равновесия (психического, душевного, эмоционального) или гомеостаза человека, возникшее в результате средовых воздействий.

2. Любой кризис является поворотным пунктом в развитии личности. В зависимости от того, по какому пути (конструктивному или деструктивному) станет дальше развиваться индивид, сложится и вся его дальнейшая жизнь.

3. Кризис не возникает сам по себе, он является следствием субъективного идеаторного и чувственного восприятия различного рода социальных, природных и экономических воздействий или ситуаций, нарушающих привычные жизненные стереотипы и создающих препятствие, вызывающих переживания или действия, когда человек не в состоянии самостоятельно их разрешить.

 

Следует подчеркнуть, что в процессе жизни любой человек сталкивается с переживанием кризиса. Минимум это возрастные кризисы, кризисы межличностных отношений или семейные драмы. Среди событий, которые могут привести к кризису, исследователи выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, создание семьи, резкие изменения социального статуса и т. д. Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению основных потребностей...» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить при помощи имеющихся в его опыте способов адаптации.

Таким образом, можно говорить о неизбежности переживания кризисов любым человеком как необходимом моменте жизни, процесса индивидуализации, социально-психологического процесса развития и становления личности и группы. По сути, кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Как отмечает В. В. Козлов, кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Он определяет кризис как естественное (возрастной и экзистенциальный кризис) или искусственное (антропогенное, техногенное, социогенное) препятствие на жизненном пути, преодоление которого невозможно личностью или группой привычными ресурсами.

Чтобы соотнести содержание кризиса и стресса, приведем этапы развития стресса, описанные Г. И. Косицким.

1. Вначале – стадия мобилизации, сопровождается повышением внимания, активности. Это нормальная, рабочая стадия. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости − первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2. Вторая стадия стресса, или «фаза стенической отрицательной эмоции», носящей стеничный, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. Ресурсы организма расходуются неэкономно. Повторные нагрузки приводят к истощению;

3. Фаза «астенической отрицательной эмоции». Наступает черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упаднический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации;

4. Последняя стадия – невроз, срыв. Человек деморализуется, смиряется с поражением. Наступают негативные последствия, которые стресс оставляет в организме: депрессия, начальные стадии психосоматического заболевания.

 

Последние три стадии, собственно, и представляют зону кризисного состояния личности.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются: на стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т. п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от двух месяцев до одного года (посттравматическое стрессовое расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма); переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы); переход на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы).

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, кризис − необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма; кризис – это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. Кризис всегда является дезинтеграцией, но предлагает два ее варианта – позитивная, когда личность повышает уровень своей целостности, или негативная, когда становится болью для себя и для общества. От того какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.

Все личностные кризисы для лучшего понимания и детализации условно можно разделить на две основные категории. Внутренние кризисы – возрастные, жизненные и экзистенциальные (т. е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности). Внешние кризисы − в качестве стрессора в них выступают внешние травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным следствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью.

Согласно МКБ-10 эти кризисные ситуации вызывают следующие реакции личности: острые реакции на стресс, где стрессогенный фактор − это некое событие в жизни, несущее прямую угрозу жизни человека (война, нападение, катастрофа, изнасилование и т. д.). Острые реакции на стресс включают кризисные состояния, острую кризисную реакцию, боевую усталость; шоковая травма – психический шок, отсроченная болезненная реакция на шоковую травму проявляется и через несколько лет в виде неадаптивного поведения или психосоматического заболевания; посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – отставленная или затяжная реакция переживания травматического стресса.

Кризисное состояние – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции (на внутрипсихическом уровне) и дезадаптации (на социально-психологическом уровне) личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, т.е. привычного образа Я, Я-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам, социально-психологической дезадаптации. В структуре кризисного состояния можно выделить четыре основных компонента: информационную неопределенность, неизбежно порождающую тревогу; эмоциональное напряжение, включающее в свою структуру тревогу, депрессию и враждебность; потенциальную возможность развития и роста; экзистенциальные аспекты переживания.

Выделяют следующие стадии кризисного состояния (Амбрумова А.Г., 1985): «психический шок», «дезорганизация», «демобилизация», «адаптация», «восстановление». Но не всегда кризисное состояние завершается социально-психологической адаптацией и восстановлением, исход зависит от множества факторов как самой личности, так и действующей на нее стрессовой ситуации или стрессора. Необходимо отдельно остановиться на проблеме систематизации и классификации стрессовых (травматических) ситуаций (или стрессоров), поскольку до сих пор нет единого мнения по этому вопросу.

Тарабрина Н.В. (2002) дает определение и типизацию травматических ситуаций: травматические ситуации — это такие экстремальные критические события, которые обладают мощным негативным воздействием, ситуации угрозы, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладанию с последствиями воздействия. И выделяет: 1) краткосрочное, неожиданное травматическое событие (сексуальное насилие, естественные катастрофы, ДТП, снайперская стрельба); 2) постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора - серийная травматизация или пролонгированное травматическое событие (повторяющееся физическое или сексуальное насилие, боевые действия). Иной подход к рассмотрению стрессовых ситуаций предлагают современные отечественные исследователи в области экстремальной и кризисной психологии В.Г. Ромек с соавторами (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2004). Данные авторы все стрессовые ситуации описывают понятием «кризис» и «кризисные состояния» как состояния человека в момент кризиса. Они выделяют следующие виды кризисов: травматические кризисы (ситуации угрозы здоровью или жизни); кризисы становления, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости; кризисы развития и кризисы жизни (половое созревание, материнство и отцовство, болезнь и др.). И именно травматические кризисы, по их мнению, способны приводить к развитию травматического и посттравматического стрессового расстройств.

Кризисная психотерапия – психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии. Основные цели кризисного вмешательства: снятие симптомов, восстановление докризисного уровня функционирования, осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса, выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса.

В структуре реакций при переживании кризиса выделяют три компонента: аффективный (переживания эмоциональной изоляции, безвыходности ситуации, реакции тревоги, депрессии, тоски, обиды, апатия), когнитивный (представление о собственной ненужности, несостоятельности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, невозможности разрешения кризиса) и поведенческий (суицидальное поведение, активные попытки разрешения кризисного состояния неадаптивными вариантами копинг-поведения).

Психологическая помощь в кризисных ситуациях отличается от обычной консультации психолога. Она направлена на то, чтобы дать человеку возможность выразить свое состояние, не замыкаться в себе и помочь пережить и преодолеть этот кризис. Основной задачей такой психологической помощи является выход из травмирующей ситуации без потерь для здоровья.

Причинами возникновения кризисной ситуации могут быть семейные конфликты, увольнение с работы, разного рода насилие (физическое, психическое или сексуальное); а также произошедшая катастрофа, террористическая атака или стихийное бедствие.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях направлена на то, чтобы помочь человеку выразить свои болезненные переживания, которые насыщены самыми разнообразными эмоциями, такими как страх, безысходность, чувство вины, беспомощность, безнадежность, одиночество и т.д.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях имеет свои особенности. Связаны они с тем, что специалист, работающий с кризисом, должен обладать достаточной профессиональной подготовкой и собственной стрессоустойчивостью, поскольку без специальных навыков постоянная работа с горем и болью других людей ведет к профессиональному выгоранию.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях включает в себя:

· помощь человеку в проговаривании случившегося;

· помощь в выражении чувств по поводу случившегося;

· работу с принятием ситуации;

· поддержку человека в процессе проживания кризисной ситуации.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: