Вопрос 16. Работа с жизненным сценарием в практике психосоциальной помощи.




Теоретические представления о жизненном сценарии.   В условиях переходного состояния современного российского общества и ситуации социальной и экономической нестабильности наиболее остро стоит проблема самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, личной, общественной. Самоопределение предполагает конструирование определенной модели своей жизни, включающей в себя ценности, представления о себе и окружающих, цели и способы их достижения. В качестве такой модели, формирующейся в процессе самоопределения, может выступать жизненный сценарий личности.   Первоначально теория сценария была разработана Э. Берном и К. Стайнером в середине 60-х годов 20 века. Жизненный сценарий Э. Берн определяет как текущий жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе, независимо от того, борется он с ней или утверждает, что поступает по собственной воле. Представители трансактного анализа делают акцент на неосознаваемости сценария, понимая его как «запрограммированную» с детства и управляющую жизнью человека структуру.   Психотерапия и психология: жизненный сценарий и его реализация   Представители теории «скриптов» в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем («скриптов»), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – «кодировки» часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.   Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.   Наряду с понятием «жизненный сценарий» в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как «жизненный путь», «жизненная стратегия», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временная перспектива», «жизненная перспектива», «жизненная роль», «жизненная позиция» и др. (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.   Психотерапия и изучение понятия жизненного пути   Конкретным жизненным воплощением сценария является жизненный путь личности. Рассматривая проблему жизненного пути, представитель гуманистической психологии Ш. Бюлер провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. Ш. Бюлер писала о задаче целостного изучения человеческой жизни, что по ее мнению, предполагает обращение к трем основным аспектам: объективным условиям жизни и событий жизненного пути личности; внутренней эволюции, становлению и изменению ценностей и установок человека; деятельности и творчеству личности и их продуктам. Индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике Ш. Бюлер назвала жизненным путем личности.   С.Л. Рубинштейн, исследуя жизненный путь, писал: «…Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. Всякий человек имеет свою историю, в ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека».   Жизненный путь личности, с точки зрения нарративного подхода, рассматривается как процесс упорядочивания опыта, символизации субъективных переживаний, в результате чего создается связный рассказ (нарратив). Жизненный путь рассматривается исключительно сквозь призму субъекта, который порождает свою жизненную историю и сам является ее «автором» и «редактором».   Таким образом, жизненный сценарий в большинстве работ по психологии и психотерапии представлен как категория, определяющая направленность поведения личности, определенную ориентацию личности на перспективу. Жизненный сценарий – это форма и система представлений личности о своем жизненном пути, задающая определенную направленность жизни и примерную последовательность событий, а жизненный путь – конкретное воплощение в жизнь сценария, последовательность и совокупность событий, способ проживания жизненного сценария.   Каждый индивид обладает собственной, уникальной системой представлений о жизненном пути, однако среди бесчисленного многообразия сценариев можно выделить и некоторые схожие признаки. В психологических теориях рассматривается несколько видов жизненных сценариев. Психотерапия также может использовать их как базовые «скрипты». Э. Берн выделяет типы «скриптов»: счастливчики, трудяги и неудачники. Последователи Э.Берна, И.Стюарт и В. Джойнс все сценарии делят на три группы: выигрышные; проигрышные или роковые; безвыигрышные или банальные. По мнению авторов, сценарий является результатом взаимодействия четырех факторов: наследственности, внешних событий, сценария, самостоятельных решений.   Н. Фрай для обозначения понятия, сходного жизненному сценарию, использует термин «нарратив» (повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни). Автор выделяет четыре жанра нарратива. Комедияподобна весне, сменяющей суровую зиму: за вызовами и страданиями следует социальная гармония и счастливое окончание истории. Роман напоминает спокойное изобильное лето, в котором добро торжествует над злом, а главный герой – над вызовами и страданиями благодаря идеализму, любви и личным достоинствам. Трагедия сравнивается с осенью, когда увядание жизни предвещает наступление смерти-зимы: личные пороки и недостатки приводят к утрате счастья и положения в обществе, поражению или уничтожению главного героя. Ирония (сатира) похожа на зиму, дающую всем понять, что человек не властен над смертью: главный герой терпит поражение перед непреодолимыми препятствиями и безнадежностью ситуации, не сумев реализовать свои ожидания и мечты. Конструкции нарратива могут сменять друг друга с возрастом: в детстве жизнь видится комедией, в подростковом возрасте – романом, в зрелости – трагедией или сатирой.   Л. Элсбри выделил пять основных сюжетов нарративов. 1) Основание или освящение дома: постройка дома, создание стабильной жизненной структуры, пускание корней, рождение детей, т.е. поддержание человеческого сообщества и внесение порядка в хаос. 2) Соперничество: борьба с внутренним тираном, сталкивающим человека с требованиями, которые предъявляют ему родители и другие окружающие. 3) Путешествие: это один из распространенных способов описания жизни («жизненный путь», применяемый когда говорят о «переходах» между стадиями, отмечают «поворотные точки» и для описания прошлого опыта используют слово «багаж». 4) Перенесение страданий: страха, ограничений, сожалений и ошибок как знака верности своим жизненным выборам и платы за изменения. 5) Совершенствование: самореализация, самоактуализация, становление эффективной личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: