Профессиональная помощь от непрофессиональной отличается, в первую очередь, наличием специального образования, которое в случае медицины, психологии, педагогики (да и в других случаях тоже) будет системным, то есть будет рассматривать человека и процесс, в котором он находится, в некоей системной целостности. Это немаловажно. Если вы поранили руку, то вы можете помазать рану зеленкой, заклеить пластырем, и все будет в порядке. Но если вдруг ваша рука стала опухать или краснеть, начался озноб, поднялась температура, то совершенно очевидно, что ваша незначительная проблема стала системной. Ваш организм надо спасать в целом, чем и предстоит заняться врачу. Если же вы продолжите самолечение, то рискуете получить еще большие проблемы, возможно, даже потерять жизнь.
В психотерапии точно также. На ваш непрофессиональный взгляд проблема может показаться незначительной, и вы можете дать совет, не согласующийся с ситуацией и личностными особенностями того человека, которому вы хотите помочь. И тогда в лучшем случае вы не нанесете вреда. А если дело касается детей или людей, от вас зависящих, то ваши непрофессиональные действия могут быть причиной усугубления психологической травмы.
Виды психологических технологий в социальной работе: частные (сквозные) – технологии которые являются более частными, не имеющими непосредственной цели оказания психологической помощи: психологическая экспертиза, психологическая профилактика, псих.интервью, психодиагностика. Общие технологии (цель – оказание психологической помощи): псих.консультирование, психотеррапия, псих.коррекция.
Вопросы 15. Арт-методы в психосоциальной практике: виды, показания к применению, способы работы.
|
Арт-террапия – лечение искусством. Термин был впервые использован Адрианом Хилом в 40-е годы 20 века. Цель: узнать свои чувства, научиться их правильно выражать.
А-Т – метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы, творчество, такие как: рисование, лепка, музыка, фото, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и тд.
Формы А-Т: - пассивная (клиент потребляет художественные произведения, созданные другими людьми), активная (клиент сам сознает продукты творчества).
- Структурированная терапия (психологом ставится четко заданная тема, инструменты, материал для творчества и тд.); - Неструктурированная (клиент сам решает на какую тему будет рисунок или история, выбирает материалы)
Варианты использования метода А-Т:
1. Использование уже существующих произведений искусства;
2. Побуждение клиента к творчеству;
3. Использование уже существующих произведений и самостоятельное творчество;
4. Творчество самого психолога, направленное на установление контакта.
Виды А-Т: библиотерапия, маскотерапия, сказкотерапия, драмтеррапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотеррапия и тд.
Функции А-Т: 1. Диалог, 2. Экспрессивная (выплеск, выражение эмоций), 3.моделирующая (ассоциация о будущем), 4. прогностическая, 5. диагностическая.
Показания к применению А-Т: - дети, - люди умственно отсталые, - пожилые, - люди с ограниченными возможностями.
Ситуации в которых уместно применение: 1. Когда нужно выявить эмоциональное состояние, если опрос и пр. не помогают, если клиенту больно вспоминать, стыдно, страшно и тд. 2. Когда говорить нет возможности, плохо говорит, не может, не умеет и тд.
|
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация.[2] Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.[3]
Задачи арт-терапии