Система школьного образования в Гнрмании




 

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет. Посещение дневной школы является обязательным в течение 9 лет, а в некоторых землях 10 лет. По истечении этого срока школьники моложе 18 лет, не желающие продолжать образование в дневной школе следующей ступени, обязаны посещать школу профессионального обучения с полной или неполной неделей. Учеба во всех государственных школах бесплатная. Частично бесплатно школьникам выдаются и учебные пособия.

Школьное образование в Германии представлено следующими типами школ:

1. Начальная школа (Grundschule).

2. Ориентировочная ступень (Orientierungsstufe).

3. Основная школа (Hauptschule).

4. Реальная школа (Realschule).

5. Гимназия (Gymnasium).

6. Комплексная (общая) школа (Gesamtschule).

7. Специальная школа (Sonderschule).

Общая для всех первая ступень школьного образования называется «начальная школа» («Grundschule») и является фундаментом системы образования. Срок обучения в ней составляет 4 года, в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Наряду с обучением основам чтения и письма на родном языке в начальной школе дети на уроках под названием «Мир, в котором мы живем» («Sachunterricht») получают знания основ будущих предметов: человек и общество, история, география, биология, физика, химия. То есть здесь широко применяется так называемое «комплексное обучение». Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Уроков в неделю от 20 (в первом классе) до 30 (4-й класс). Обучение в начальной школе совместное.

На смену традиционной шкале от 1 («отлично») до 6 («неудовлетворительно») пришли письменные заключения. В них описываются состояние учебной способности ребенка, конструктивные указания на вид и содержание дальнейшего обучения. Независимо от формы табель должен указывать на достаточную степень усвоения материала до того, как ученик будет переведен в следующий класс. Но все же начиная с 3-го класса по 10-й выставляются оценки по шестибалльной шкале.

В некоторых федеральных землях 5 и 6-й классы образуют так называемую ориентировочную ступень («Оrientierungsstufe»), которая призвана дать основу для решения о переходе ученика в школу второй ступени. Ориентировочная ступень организована как самостоятельное учебное заведение или как часть одной из школ второй ступени.

Основная, или полная народная школа является обязательной для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или гимназию. Последним обязательным классом этой школы является девятый, а в некоторых землях – десятый. Цель основной школы – подготовить ученика к продолжению образования в рамках второй ступени II, на пути профессионального обучения и посещения общеобразовательных курсов. Для всех учеников обязательными являются предметы: немецкий язык, иностранный язык (занимают 33% всего учебного времени), математика, физика, химия, биология (по 4 часа в неделю), география, история, «мир работы» («Arbeitslehre»), религия, музыка, художественное воспитание, политика, физкультура (эти предметы занимают 22% учебного времени. Количество уроков от 30 до 33 в неделю.

Реальная школа принадлежит ко второй ступени I; в обычном варианте она включает в себя классы с 5-го по 10-й. Реальная школа дает расширенное общее образование повышенного уровня и готовит учеников к курсам профессионального обучения в профессиях, предъявляющих повышенные требования к самостоятельному мышлению, чувству ответственности и умению руководить людьми. Ученик имеет возможность выбрать одно из предлагаемых ему направлений учебы в качестве основного, например, естественно-математическое, техническое, лингвистическое, социально-экономическое, социально-медицинское, музыкально-художественное. Все ученики обязаны изучать иностранный язык. В отличие от основной школы, где выбора нет, в реальной школе предлагается на выбор несколько иностранных языков. Количество уроков в неделю от 30 до 34.

Гимназии являются общеобразовательными учебными учреждениями. Обучение в них продолжается, как правило, 9 лет (классы с 5-го по 13-й). Старшие – с 11-го по 13-й – называются «гимназиале оберштуфе» (верхняя ступень гимназии). После успешной сдачи экзаменов выпускник получает аттестат зрелости, дающий право поступления в вуз. Цель гимназии: углубить и расширить общеобразовательные знания и на их основе познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире, создавая предпосылки, необходимые для успешной учебы в вузе, для поступления на соответствующие курсы обучения профессии. Характерной чертой гимназии является дифференцированный набор предметов, предлагаемых учащемуся на выбор. Например, количество иностранных языков и очередность их изучения. В 9-м классе учащемуся дается возможность выбора предметов определенного направления (естественно-математическое, научно-экономическое, музыкальное). В соответствии с этим гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Кроме того, существуют экономические, педагогические сельскохозяйственные, технико-технологические, общественно-научные, музыкальные гимназии и гимназии коммунального хозяйства. В классических гимназиях обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия.

В старших классах гимназии введена система курсов, как основных, то есть обязательных для всех, так и выбираемых индивидуально курсов повышенной трудности. Спектр курсов повышенной трудности, предлагаемых на выбор, строится в трех сферах: литературно-языковой, общественно-научной и естественно-математическо-технической. В сферу основных курсов и курсов повышенной трудности попадают: немецкий язык, иностранные языки, художественное творчество, музыка, философия, история, география, религия, учение об обществе («Gemeinschaftskunde»), математика, экономика («Wirtschaftslehre»), физика, химия, биология. В спектр курсов, предлагаемых ученикам на выбор, могут быть включены педагогика, психология, социология («Sozialkunde»), геология, астрономия, статистика, технология, обработка данных с помощью ЭВМ («Datenverarbeitung»). Каждый ученик обязан заниматься на двух курсах повышенной трудности, из которых один должен быть либо иностранный язык, либо математика, либо какая-нибудь из естественных наук.

Экзамены на аттестат зрелости проводятся по 4 предметам. Экзамен может проводиться как в письменной, так и в устной форме.

Комплексная школа включает в себя классы с 5-го по 10-й (7–10-е); она принадлежит ко второй ступени I. Цель общей школы – объединить под одной крышей все школы второй ступени I с их предметами, курсами, требованиями к выпускным аттестатам. Она готовит выпускников к переходу в учебные заведения и курсы профессионального обучения второй ступени II. Кроме того, во многих общих школах существуют курсы обучения, успешное окончание которых дает право на поступление в вуз.

В комплексной школе существует распределение по группам, названное специалистами «дифференциация в соответствии с успехами по предмету». Дифференциация преследует следующие цели: к каждому ученику предъявляются требования в соответствии с его способностями, и каждому предлагается индивидуальный подход. Дифференциация начинается с 6-го класса, сначала только на уроках английского языка и математики. Хорошо успевающие ученики, например, по английскому языку, выделяются вместе с товарищами из соседнего класса в специально созданную группу «Б». Остальные работают в созданной по такому же принципу группе «А». Таким образом, из двух шестых классов с тридцатью учениками создаются три учебные группы по двадцать учащихся. Дифференциация распространяется и на другие предметы, включая немецкий и французский языки, химию, биологию.

 

Список литературы:

1. Беспалова Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ. //Образование и общество. 2006. № 5.

2. Даурова Х.М., Апиш Ф.Н. Система дошкольного и среднего образования современной Германии. Майкоп, 2004.

3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

4. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998.

5. Ильина А.Н. Система школьного образования ФРГ. //Биология в школе. 2004. № 6.

6. Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения. //Отечественные записки. 2002. № 2.

7. Сорокова М.Г. США, Германия: общие подходы к воспитанию и образованию. //Дошкольное воспитание. 2000. № 1.

8. Филиппов В.М. Модернизация российского образования. //Педагогика. 2004. № 3.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: