Основой успеха предприятия в условиях рыночной экономики является высокий уровень организации производства, стержнем которого служит четкое сознание и реализация каждым работником своей ответственности и своей роли в достижении предприятием качественных конечных результатов.
Построение системы качества позволяет в значительной степени улучшить такие составляющие гуд-вилла как имидж и репутацию предприятия. В то же время сама сертифицированная система качества компании является одной из составляющих гуд-вилла, соответственно, получение сертификата напрямую влияет на повышение рыночной стоимости компании. По оценкам международного регистратора "Det Norske Veritas", сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 повышает рыночную стоимость предприятия в среднем на 10%[11, С.15].
Руководство по качеству, разрабатываемое в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2001, должно включать в себя:
политику в области качества ООО НЛК «Ривер-Сиа» (предлагаемый вариант приведен в прил. 1);
описание системы менеджмента качества в области качества в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 9001-2001;
организационную структуру предприятия;
структуру документации системы менеджмента качества;
схему взаимодействия процессов.
Деятельность любого подразделения ООО НЛК «Ривер-Сиа», посредством используемых ресурсов, преобразует входы в выходы, т. е. представляет собой процесс.
Вся деятельность предприятия представляет собой взаимосвязанную цепочку этих процессов. Для того чтобы управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами, (в табл. 3) предлагается их идентификация их исходя из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001; требований законодательных актов; целей и задач предприятия на текущий период; организационной структуры предприятия.
|
Таблица 3.
Таблица идентификации процессов, их владельцев и руководителей
Код процесса | Наименование процесса | Владелец процесса | Руководитель процесса |
У 1 | Планирование | директор | главный бухгалтер |
У 2 | Управление документацией | ||
У 2.1 | Управление документами СМК | директор | директор |
У 2.2 | Управление законодательными документами | директор | директор |
У 2.3 | Управление нормативными документами | директор | директор |
У 2.4 | Управление документами по ТБ | директор | инженер по безопасной эксплуатации флота |
У 2.5 | Управление технологическими документами: технологические инструкции; технологические схемы; Правила организации и ведения технологического процесса | директор | директор |
У 2.6 | Управление организационно-распорядительной документацией: должностная инструкция; приказы, распоряжения, служебные записки, внешняя и внутренняя переписка | директор | гл. бухгалтер |
У 3 | Внутренний аудит | гл. бухгалтер | гл. бухгалтер |
У 4 | Управление услугами несоответствующего качества | директор | главный менеджер |
У 5 | Управление корректирующими и предупреждающими действиями | директор | главный менеджер |
У 6 | Метрологическое обеспечение производства | директор | главный менеджер |
У 7 | Управление финансовыми ресурсами | директор | гл. бухгалтер |
У 8 | Управление человеческими ресурсами | директор | директор |
У 9 | Управление производственной средой | директор | главный менеджер |
У 10 | Управление охраной труда | директор | инженер по безопасной эксплуатации флота |
У 11 | Управление противопожарной безопасностью | директор | инженер по безопасной эксплуатации флота |
У 12 | Анализ СМК | директор | главный менеджер |
Б 1 | Управление продажами | ||
Б 1.1 | Маркетинговые исследования и рекламная деятельность | директор | директор |
Б 1.3 | Продажи и сбыт | директор | директор |
Б 2 | Управление разработкой новых видов услуг | директор | директор |
Б 3 | Управление закупками | директор | менеджер |
О 1 | Управление инфраструктурой | директор | менеджер |
О 1.1 | Обслуживание зданий | директор | директор |
О 1.2 | Обслуживание технологического оборудования | директор | инженер по безопасной эксплуатации флота |
О 1.3 | Информационное обслуживание | директор | гл. бухгалтер |
|
Определение состава процессов системы менеджмента качества предприятия осуществляет директор.
За каждым процессом (подпроцессом) закреплен владелец и руководитель.
Владелец процесса - должностное лицо предприятия, несущее ответственность за результативность и эффективность процесса, а также выделения ресурсов, необходимых для планирования и ведения процесса.
Руководитель процесса - должностное лицо, несущее ответственность за текущий менеджмент процесса с целью достижения запланированных результатов. Руководитель процесса обеспечивает его рабочее функционирование. Руководитель процесса подчинен владельцу процесса. Ответственность и полномочия владельцев процессов должны быть определены в «Положении о владельце процесса системы менеджмента качества». Владельцев и руководителей процессов назначает директор приказом по предприятию.
|
Процессы системы менеджмента качества делятся на:
управленческие (процессы менеджмента) - У - процессы, результатами которых является повышение результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества;
базовые - Б - процессы, связанные с обеспечением функционирования жизненного цикла услуги, результатом которых является выпуск услуг и удовлетворение требований потребителя;
обеспечивающие (вспомогательные) - О - процессы, результатами, которых является обеспечение надежного функционирования всех процессов системы менеджмента качества[12, С.79].
В карте процесса должны быть определены цели процесса входы и выходы, требования к ним, поставщики и потребители процесса, ресурсы посредством которых входы превращаются в выходы, контрольные точки, методы контроля, критерии результативности и эффективности процесса.
Предлагаемая система менеджмента качества периодически должна анализироваться и оцениваться высшим руководством предприятия для того, чтобы убедиться, что система удовлетворяет требованиям и эффективна.
Качество и удовлетворенность потребителя являются важнейшими вопросами, которым уделяется возрастающее внимание во всем мире. Общемировой тенденцией становится ориентация на конкретные запросы потребителей товаров у услуг. Т.о. достижение высокого уровня качества становится основной стратегией современного предпринимательства, главным ориентиром управления фирмой[7, С.43].
В соответствии с международной и отечественной нормативно-технической документацией принято понимать:
качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя;
качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя;
свойство услуги (обслуживания) - объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении);
показатель качества услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество;
уровень качества услуги (обслуживания) - относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей;
система качества услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг;
управление качеством услуг - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству услуг.
Настоящий стандарт устанавливает порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг в соответствии с целями управления качеством, номенклатуру, классификацию методов контроля и оценки показателей качества услуг[4,С.147]. Положения настоящего стандарта распространяются на услуги, представляемые предприятиями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.
На основании настоящего стандарта могут разрабатываться нормативные документы по выбору номенклатуры показателей качества услуг однородных групп и конкретных видов[4, С.156].
Стандарт может быть использован при проведении добровольной сертификации услуг.
Номенклатура показателей качества - перечень качественных или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества услуг.
К показателям качества предприятия сферы услуг, характеризующим его основные возможности по предоставлению услуги, относят в частности:
материально-техническую базу предприятия;
санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания потребителей;
этику общения и возможность получения дополнительных услуг;
среднее время ожидания или обслуживания клиента, среднее число обслуженных потребителей в единицу времени, а также наличие в правилах обслуживания определенных приоритетных категорий потребителей (дети, инвалиды, престарелые и др.).
Совокупность показателей качества услуг вносят в следующие документы:
) стандарты вида "Номенклатура показателей качества" для конкретной группы (вида) однородных услуг;
) стандарты на услуги, процесс обслуживания (предоставления услуги), предприятия сферы услуг;
) стандарты вида "Требования к обслуживающему персоналу" для различных видов услуг;
) документы системы управления качеством;
) правила, методики и рекомендации по оценке соответствия услуг, процесса обслуживания (предоставления услуги), предприятия и аттестации персонала[11, С.96].
Методы контроля и оценки показателей качества услуг классифицируют по следующим признакам:
цели применения;
физико-статистические признаки и процедуры;
методы формирования результатов.
По целям применения методы контроля и оценки качества услуг подразделяют на три группы:
) определение соответствия качества услуг требованиям нормативной документации и/или потребителя - при формировании стандартов на услуги (процесс предоставления услуги, предприятие, персонал), оценке соответствия услуг и систем качества;
) установление факторов (условий), способствующих достижению требуемого уровня качества услуг - при управлении качеством;
) сравнительная оценка (ранжирование) качества выполнения одинаковых услуг различными предприятиями.
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества грузовых перевозок всеми видами транспорта общего пользования и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством грузовых перевозок и задачами совершенствования транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативной документации каждого вида транспорта на грузовые перевозки, утвержденной в установленном порядке.
На основании настоящего стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на грузовые перевозки, осуществляемые отдельными видами транспорта в международных, дальних и местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки грузов конкретных видов или укрупненных их групп, однородных по свойствам транспортабельности. Настоящий стандарт не распространяется на номенклатуру показателей качества перевозок опасных грузов[11, С.218].
На основе номенклатуры показателей качества устанавливают перечень наименований характеристик потребительских свойств грузовых перевозок, составляющих их качество, количественные показатели и методы (методики) их оценки[12, С.314].
Выбор номенклатуры показателей качества обосновывают:
характеристиками и особенностями перевозимого груза;
видом транспорта и сообщения;
используемым подвижным составом;
особенностями экспедирования груза;
требованиями, предъявляемыми к перевозочному процессу;
задачами управления качеством транспортных услуг;
составом и структурой свойств, характеризующих качество;
основными требованиями к показателям качества.
Показатели качества ООО НЛК «Ривер-Сиа» должны отвечать следующим основным требованиям:
. способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок ВВП (внутренними водными путями) потребностям потребителей;
. характеризовать все свойства грузовой перевозки ВВП, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;
. быть стабильными;
. способствовать повышению качества грузовых перевозок ВВП;
. исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок ВВП;
. учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг[12, С.326].
Анализ показателей качества услуг ООО НЛК «Ривер-Сиа»
Качество услуг перевозок ВВП можно рассматривать различными показателями, в частности такие показатели как количество договоров заключенных с предприятием, а так же количество заказчиков; показатели своевременности выполнения перевозки; показатели сохранности перевозимых грузов; экономические показатели; Показатели экспортно-импортных грузоперевозок; Показатели регулярности прибытия груза;Показатели номенклатуры грузов внутренними водными путями и др.
В течение одного навигационного периода в таблице приводиться данные о развитии качества услуг ООО НЛК «Ривер-Сиа».
Таблица 4.
Динамика показателей удовлетворенности качеством услуг ООО НЛК «Ривер-Сиа»
июнь | июль | август | сентябрь | всего | |
Кол-во договоров заключенных с ООО НЛК «Ривер-Сиа» | |||||
Кол-во заказчиков | |||||
Объем прибыли (в руб.) | 5,5 млн.руб | 12,6 млн.руб | 15,8 млн.руб | 11,2 млн.руб | 45,1 млн.руб |
Из таблицы 3 видно, что количество договоров заключенных с ООО НЛК «Ривер-Сиа» увеличивается в середине сезона, появляется спрос на предоставляемые услуги, растет количество заказчиков и объем прибыли.
Так объем прибыли в сеньтябре 2009 г. Увеличелся по сравнению с июнем этого же года более чем в 2 раза,что свидетельствует о высокой эффективности деятельности предприятия и расширении сферы своего влияния на данный сегмент рынка.
Показатели своевременности выполнения перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели:
перевозки груза к назначенному сроку;
регулярности прибытия груза;
срочности перевозки груза.
Показатели экспортно-импортных грузоперевозок рассмотрены в таб.5.
Таблица 5.
Показатели экспортно-импортных грузоперевозок ООО НЛК «Ривер-Сиа» в тыс. тонн
Всего в тыс.тонн | июнь | июль | август | сентябрь | всего |
Экспорт | |||||
Импорт | - | - | - | - | - |
Грузы, не связанные с морским грузооборотом | - |
В ООО НЛК «Ривер-Сиа» перевозка импортных грузов на данный момент не производилась, услуги по экспортной перевозке выполнялись по прямому контракту ООО «Северсталь». Рост экспортных грузов в середине сезона наблюдается на рис. 4.
Рис. 4 Динамика экспортно-импортных грузоперевозок ООО НЛК «Ривер-Сиа» в тыс. тонн.
Показатели сохранности перевозки в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на показатели перевозки грузов[8, С.16]:
без потерь;
без повреждений;
без пропажи;
без загрязнения.
Показатели перевозки груза ВВП к назначенному сроку характеризуют свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее установленному (заданному) сроку. К показателям перевозки груза к назначенному сроку, относят:
среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока;
среднее превышение назначенного срока;
максимальное превышение назначенного срока;
максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
число прибытий грузов к назначенному сроку.
Показатели регулярности прибытия груза ВВП характеризуют свойства перевозки, обусловленные частотой поступлений груза за установленный (заданный) отрезок времени. К показателям регулярности прибытия груза относят:
среднее число прибытий груза за единицу времени;
минимальное число прибытий груза за единицу времени;
среднее время между поступлениями груза;
максимальное время между поступлениями груза;
минимальное время между поступлениями груза;
число отклонений от установленной регулярности поступления груза;
число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью.
Показатели номенклатуры грузов внутренними водными путями ООО НЛК «Ривер-Сиа» за 2009 год указаны в табл. 6.
Таблица 6.
Номенклатура грузов ВВП в ООО НЛК «Ривер-Сиа» за 2009 год.
Номенклатура груза | |
В тыс.тонн | |
Металлы | 88,5 |
Зерновые | 11,4 |
Строительные грузы | 42,2 |
ИТОГО (тыс. тон) | 142,1 |
Так как, услуги по экспортной грузоперевозке выполнялись по прямому контракту ООО «Северсталь», поэтому перевозки металлов - 88500 тонн стоят на первом месте в номенклатуре грузов ООО НЛК «Ривер-Сиа» (рис. 5).
Рис. 5. Грузы перевозимые ООО НЛК «Ривер-Сиа» в тыс.тонн за 2009 год.
Показатели срочности перевозки груза характеризуют свойства перевозки, обусловливаемые временем нахождения груза в процессе перевозки или скоростью перемещения груза. К показателям срочности перевозки относят:
нормативное (договорное) время перевозки груза;
среднее время перевозки груза;
максимально допустимое время перевозки груза;
максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза;
процент прибытий груза в сверхнормативное время;
среднее отклонение от нормативного времени;
средняя скорость перевозки груза;
суточный пробег транспортного средства;
число прибытий груза за нормативное время.
При оценке уровня качества грузовых перевозок ВВП необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие элементные или общие затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза.
Экономическими показателями эффективности грузовых перевозок ВВП являются:
удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта;
удельные полные расходы на доставку груза;
затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;
процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).
Эксплуатационные показатели водных судов ООО НЛК «Ривер-Сиа»:
• водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;
• грузоподъемность - перевозочная способность данного судна;
• дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;
• грузовместимость - способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов).
Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.
С переходом предприятий внутреннего водного транспорта на рыночные отношения меняется состав их коммерческой и грузовой работы. За последнее десятилетие наметилась тенденция роста объемов грузовой работы на фоне резкого снижения объемов транспортной работы в 1990-х годах, при этом судоходные компании имеют значительные неиспользуемые резервы провозной способности флота. Произошло существенное увеличение количества предприятий внутреннего водного транспорта, имеющих лицензии на перевозочную деятельность, тем самым обострилась конкуренция на данном рынке. Грузоотправители и грузополучатели предъявляют все более высокие требования к организации и качеству доставки грузов, что требует от предприятий внутреннего водного транспорта адекватного реагирования. При этом актуализируется такая задача коммерческой эксплуатации, как привлечение грузов, при решении которой улучшаются показатели деятельности транспортных предприятий.
Задачи коммерческой эксплуатации по определению потребностей грузовладельцев в перевозках решались путем технико-экономических изысканий и определения наилучших схем организации грузопотоков, экономически тяготеющих к внутренним водным путям регионов.
В настоящее время на внутреннем водном транспорте (ВВТ) необходимо применение методов привлечения грузов качественно нового уровня, так как рыночные отношения и соответствующие им условия работы накладывают свои особенности их применения. Информационная открытость предприятий в современных условиях значительно ниже, чем при планово-распределительной экономике, что требует изменения методов грузовой и коммерческой работы с грузовладельцами. Привлечение грузов на ВВТ должно осуществляться через выполнение требований потребителей транспортных услуг, расширение района деятельности, обновление флота, сертификацию продукции и услуг на соответствие международным стандартам, информирование грузовладельцев о новых видах услуг. Предприятиям водного транспорта в условиях рынка необходимо расширять спектр своей деятельности: заниматься перевозочной, перегрузочной, транспортно-экспедиционной и агентской деятельностью, осуществлять комплекс вспомогательных транспортных, посреднических и сервисных услуг по поручениям грузовладельцев. При организации смешанных водно-автомобильных перевозок для обеспечения доставки «от двери до двери», возникает необходимость выбирать автотранспортные организации (для развоза и завоза грузов из портов). При этом следует отметить, что произошло резкое увеличение количества автоперевозчиков, что затрудняет решение этой важной задачи.
При разработке подходов к привлечению грузов на внутренний водный транспорт необходимо учитывать накопленный зарубежный и отечественный опыт транспортных и транспортно-экспедиторских предприятий, брокерских и агентских фирм и адаптировать его к современным условиям. В методическом плане решение задачи коммерческой эксплуатации по привлечению грузов на внутренний водный транспорт в современных условиях требует применения новых подходов. В связи с коротким навигационным периодом (географические и климатические условия) нашей нами поставлена задача разработать и внедрить проект по улучшению системы качества ООО НЛК «Ривер-Сиа», т.е., выйти на рынок морских перевозок, т.к. навигационный период там продолжается круглый год.
Рынок транспортных услуг динамичен: меняется состояние транспортной инфраструктуры; реорганизуются и образуются новые транспортные компании, изменяется их доля на рынке; разрабатываются новые виды услуг, отвечающие требованиям потребителей транспортных услуг; модернизируются, вводятся и выводятся из эксплуатации транспортные и технические средства; разрабатываются новые схемы доставки грузов; изменяются взаимоотношения со смежными видами транспорта. Внешняя среда быстро меняется и не всегда в лучшую сторону, в связи с этим требуется проведение исследований рынка транспортных услуг на постоянной основе.
Состояние транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта несбалансированно, отмечаются тенденции к ее ухудшению. Так, по данным Администрации Приволжского Федерального округа, отечественная инфраструктура грузодвижения отстает от уровня развитых стран на 20-30 лет. Уменьшились гарантированные глубины участков внутренних водных путей, а торговый флот практически выработал свой ресурс, при этом складское хозяйство и причалы используются лишь на 30-40%. С целью повышения качества транспортной инфраструктуры разработана Федеральная Целевая Программа (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», которая предусматривает инвестиции для субъектов Приволжского Федерального округа (ПФО). С реализацией общероссийских и межгосударственных соглашений на транспортные трансконтинентальные грузоперевозки к 2009 г. через центр России может проходить 2 млрд. тонн в год, а годовая нагрузка на водно-транспортную систему Поволжья может составить не менее 200 млн. тонн. Улучшение состояния инфраструктуры позволит притягивать грузопотоки. Надо отметить, что намечающееся развитие терминальной инфраструктуры и создание транспортно-логистических центров требует от предприятий водного транспорта зарекомендовать себя как «наиболее авторитетные» компании, чтобы получить преимущества в реализации «коридорных» способов доставки грузов. Это обуславливает необходимость полного соответствия услуг транспортных предприятий требованиям грузовладельцев.
Рынок транспортных услуг характеризуется высокой конкуренцией как на внутреннем водном транспорте, так и между видами транспорта. Это вызвано увеличением количества участников транспортного процесса и резким снижением объемов транспортной работы по сравнению с периодом централизованного планирования. Лицензию на коммерческую деятельность на водном транспорте имеют 2000 субъектов, в том числе 1700 - на перевозочную деятельность. Около 40% от общего числа лицензиатов являются малыми предприятиями и предпринимателями без образования юридического лица. Появляются новые требования грузовладельцев к способам организации доставки грузов и срокам их выполнения, качеству перевозок, уровню сервиса, что требует постоянного их учета службами коммерческой эксплуатации в своей работе.
На данном этапе ООО НЛК «Ривер-Сиа» выполняет следующие основные функции: поиск и привлечение потенциальных пользователей услуг и формирование грузовых потоков; коммерческое обслуживание клиентов и оформление необходимых транспортных документов; контроль качества перевозок и перегрузочных работ; оформление коммерческих актов; учет хранения и отправления грузов /63/.
Проведя анализ условий осуществления коммерческой эксплуатации, можно сделать следующие выводы:
возрастает конкуренция не только между видами транспорта, но и внутри отрасли, так как количество участников транспортного процесса постоянно увеличивается, что требует от них дополнительных усилий по привлечению клиентуры;
информационная открытость предприятий низкая;
изменяются требования грузовладельцев к способам организации доставки грузов и срокам их выполнения, качеству перевозок, уровню сервиса, что требует постоянного их учета службами коммерческой эксплуатации в своей работе;
появляется потребность в изменении структуры, задачах и функциях служб коммерческой эксплуатации предприятий внутреннего водного транспорта, с учетом усиления работы по привлечению грузов для перевозки;
существует потребность в квалифицированных специалистах по специальности 24.01.00 «Организация перевозок и управление на транспорте»;
происходит старение флота (средний возраст судов составляет 23 года) и связанное с этим снижение надежности его работы. Для осуществления более рентабельных перевозок судоходные компании переоборудуют суда, так как обновление флота происходит медленными темпами из-за отсутствия инвестиций. Наметилась тенденция строительства своего флота крупными промышленными предприятиями. Это обстоятельство необходимо учитывать при осуществлении коммерческой эксплуатации;
транспортная инфраструктура не удовлетворяет всем требованиям предприятий внутреннего водного транспорта. Государство прилагает усилия в обеспечении сбалансированного ее развития, позволяющего увеличивать грузопотоки.
Таким образом, тема исследования актуальна, т.к. рыночные условия хозяйствования требуют развития методов привлечения грузов на внутренний водный транспорт.
3. Основные направления развития системы управления качеством грузоперевозок
Отечественный и зарубежный опыт управлением грузоперевозками внутренних водных путей
Основной целью функционирования транспортного комплекса является обеспечение всех производственных структур и населения страны транспортными услугами в необходимом объеме и качестве.
Развитие транспортного комплекса в Российской Федерации существенно отстает от достигнутого мирового уровня как по количественным, так и по качественным показателям. Так, объем перевозок в Российской Федерации в начале 1990-х годов был в два раза меньше, чем в США, при этом транспортные издержки в нашей стране достигали 11,5% от национального дохода, а в США " менее 7%. Неоправданные потери времени клиента в Российской Федерации в четыре раза выше, чем в среднем в развитых странах мира, простой перевозочных средств под загрузкой-разгрузкой достигал 40% от общего времени их эксплуатации. Учеными Академии транспорта Российской Федерации обеспеченность в транспортных услугах у нас оценивалась менее 70% от потребностей. К началу третьего тысячелетия положение с качеством транспортного обслуживания в Российской Федерации еще более ухудшилось.
Объем международных грузоперевозок водным транспортом по внутренним водным магистралям как отечественными, так и зарубежными перевозчиками снизился на 10%. Водный транспорт перевозит всего 4% от всего объема перевозимых грузов.
Следует отметить и полный развал кооперации с отечественными поставщиками комплектующего оборудования, механизмов, аппаратуры, отвечающих международным требованиям и способных выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями, в то же время для нормального функционирования отечественной экономической системы, исходя из реализации задачи обеспечения необходимых грузоперевозок, сегодня потребности в средствах водного транспорта достаточно велики:
морские транспортные суда - около 500 единиц суммарным дедвейтом 7,3 млн. т.
речные и смешанного плавания суда - около 300 единиц суммарной грузоподъемностью 0,9 млн. т.
Отечественные судостроительные заводы загружены на 40%. Кроме указанных выше объективных причин, не позволяет организовать нормальную деятельность по воссозданию водного транспорта отсутствие четкой поддержки правительственных структур, без которой, учитывая специфику судостроения, не обходятся в большинстве стран. В отечественной практике действующая налоговая политика, закон о добавочной стоимости и таможенные пошлины на зарубежное комплектующее оборудование приводят к увеличению стоимости постройки судов на отечественных предприятиях на 15 - 20% по сравнению с зарубежными.
Руководители российской экономики сегодня часто ссылаются и приводят аналогии с деятельностью Петра 1 по развитию России, ее промышленности и экономики, устанавливают ему памятники, но Петр 1, как организатор строительства Российского флота, вряд ли понял бы российское правительство, если бы узнал, что в 1995 -1996 гг. доля российского судостроения в мировом морском транспортном судостроении составила всего около 0,3% по дедвейту. Это убедительнее всех громких заверений о возрождении Российского флота, которые не подкреплены реальными мерами.
Сравним, как эти проблемы решаются в США, откуда сегодня пытаются копировать и переносить в наши условия множество решений. Начиная с 1993 г., правительство США предоставляет правительственные кредитные гарантии судовладельцам на строительство, ремонт и модернизацию судов на верфях США, причем гарантия кредита составляет до 87,5% стоимости судна на 25 лет.
В бюджете США на 1996 г. выделены средства, обеспечивающие гарантии кредита на строительство судов для американских судовладельцев в размере 9 млрд. долл. и около 3 млрд. долл. для постройки судов на экспорт.
Отсутствие должного внимания со стороны руководящих органов к проблемам водного транспорта и отечественного судостроения подтверждается и тем, что на выставке "Нева-97" не было стенда или сообщения о правительственных планах в рассматриваемом направлении. Ограничились только приветствием начальника Департамента Министерства экономики РФ г-на А. Книвеля, совершенно не известного основной массе специалистов. Наиболее полный и грамотный анализ коренного вопроса рассматриваемой проблемы - обеспечение необходимых инвестиций для развития отечественного водного транспорта -был дан в докладе "Финансирование строительства судов в России" директора-распорядителя компании "Industrial Development Corporation of Scandinavin A/S" г-на В.М. Петерсена из Дании, который предложил и практически реализует совместно с российской компанией "Petro-Russ Shipping" приемлемую для иностранных банков схему финансирования судов в России. По его оценке, можно говорить о потребности для России в 150 - 200 новых судов в год, что равноценно инвестициям в размере 2,5 -3,5 млрд. долл. США и потребует чрезвычайных шагов как в законодательном, так и финансовом плане.
Предлагаемые меры включают залог существующих судов в иностранных банках под 60% их стоимости, создание в России ипотечного банка, основанного российскими и международными банками, в котором субсидии для возрождения флота будут важной частью финансового капитала, а также организацию совместных судоходных предприятий. В результате, по оценке г-на Петерсена, Россия имеет хорошие шансы войти в число крупнейших судостроителей мира в течение 10 лет,
Неотъемлемой частью морского транспорта являются транспортно-технологические портовые комплексы, которым на выставке "Нева-97" было уделено должное внимание. Состояние и перспективы их развития вызывают озабоченность и беспокойство. В России имеется 40 морских портов, но только 12 из них могут нормально перегружать экспортно-импортные грузы, причем уже сегодня дефицит портовых мощностей достигает 80 млн. т.