О «НЕГАТИВИЗМЕ», ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И ФОРМАХ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ




Я думаю, мы должны честно признать, что для большинства социальных работников слово «аутизм» несет в себе негативную окраску. Однако, детей, страдающих аутизмом, мож-но обвинить в негативизме только в тех случая, когда существуют факты, доказывающие, что ребенок действительно отказывается выполнить просьбу при полном понимании, в чем она состоит. Предположение, что человек осознанно принимает решение отказаться, может стро-иться только на основании наличия высокого уровня социальной включенности, который мы не обнаруживаем людей с тяжелыми нарушениями. Реакция человека, страдающего аутизмом, на предъявленные к нему требования довольно предсказуема и зависит от степени сложности задания, новизны ситуации, личности человека, оказывающего поддержку и других факторов.

Вокруг негативизма существует ряд ошибочных представлений, которые, в первую очередь, вызваны такими причинами, как завышенные ожидания, отсутствие планирования среды, плохая адаптация социального взаимодействия и коммуникации. Именно это мы наблюдаем в традиционной «интегрированной» среде, где нет достаточно хорошего понима-ния особенностей аутизма. Как только ожидания и задания будут адаптированы к уровню раз-вития ребенка, сразу появляется мотивация и послушание. Подобная адаптация является обя-зательным условием для формирования «соответствующего» социального поведения.

В сфере социальной работы уже сложилась определенная традиция работы с людьми, имеющими проблемы в коммуникации. Мы сейчас уже имеем представление о «более высо-ком» и «более низком» видах коммуникации. Речь — самый лучший способ коммуникации, а тем, кто не владеет речью, можно помочь другим «более низким» способом, например, с по-мощью карточек.

Сейчас мы знаем намного лучше, чем раньше, что развитие игры не произойдет, если мы начнем движение с 5-й скорости. Нельзя приступать сразу к символической игре. Суще-ствуют более простые игры, с которых и следует начинать.


Концепции «более высоких» и «более низких» видов социального взаимодействия пока еще не достаточно разработаны, возможно, из-за того, что именно в этой сфере проявляется уникальные особенности аутизма. Как отмечалось выше, другие типы нарушений у детей (нарушение интеллектуальных способностей, слепота, глухота, афазия) не оказывают суще-ственного влияния на их способность к социальному взаимодействию.

Вспомните другую проблему детей с аутизмом — коммуникация. Коммуникацией яв-ляется то, что мы в основном ассоциируем с речью (которая является высшей формой комму-никации). Социальным взаимодействием является то, что у нас сразу же ассоциируется с вы-соким уровнем взаимности, взаимодействия. Мы естественно исходим из того, что способ-ность к взаимности присутствует в каждом человеке, даже у людей, страдающих аутизмом, именно к ней мы взываем во всех ситуациях, где участвует группа людей. Но в действительно-сти, это не так очевидно, как нам кажется. Рассмотрим в качестве примера обычную игру, в которой участвуют два человека. Эта игра не предъявляет к участникам слишком высокие со-циальные требования, необходимо лишь соблюдать несколько правил.

На рисунках 4.2 — 4.6 показано, как при таком социальном взаимодействии можно ви-зуализировать довольно значительную часть информации сделать ее более конкретной. Люди, страдающие аутизмом, имеют возможность увидеть в точности, что они будут делать (бросать шар), где они должны стоять (в круге), как долго будет продолжаться эта игра (на это указыва-ет количество шаров)...

 

 

Рис. 4.2: 1. Два человека играют вместе, ведут счет и определяют победителя. Эта игра требует высокого уровня социального взаимодействия. Для людей, страдающих аутизмом, этот уровень слишком высок.

 

Рис. 4.3: 2. Переходим на один уровень ниже: во время совместной игры нужно ждать своей очереди. Два круга на полу объясняют это правило.


рис. 4.4: 3. В этой игре участникам не приходится ждать своей очереди, но они должны научиться совместно использовать игровой материал.

 

Рис. 4.5: 4. Уровень взаимодействия в данной игре еще ниже: два человека играют параллельно, а не вместе. У каждого имеется свой игровой материал.

 

Рис. 4.6: 5. Данный социальный уровень является достаточно высоким для определенных людей, страдающих аутизмом: в поле зрения игрока находится другой человек, играющий поблизости. Они играют в разные игры, но они находятся рядом друг с другом.

 

 

Данные рисунки наглядно показывают, насколько важно, особенно при развитии соци-альных навыков, планировать деятельность поэтапно шаг за шагом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: