Система работы по изучению творчества А.С. Пушкина на уроках литературы в школе




УРОК 1. «Пушкин — это наше все» (Ап. Григорьев). Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути.

Приступая к изучению темы, учитель, во-первых, должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы основной школы. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:

Основные периоды жизни и творчества Пушкина Характерные черты периода Наиболее значительные произведения, созданные в этот период  
Лицейский период (1813—1816 гг.)      
Петербургский период (1817—1820 гг.)      
  Период Южной ссылки (1820—1824 гг.)    
             

 

Период ссылки в Михайловское (1824—1826 гг.)    

 

Творчество II половины 20-х годов (1826—1830 гг.)      
Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)    
Творчество 30-х годов (1831—1836 гг.)    

Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны четко усвоить идейно-эстетические позиции Пушкина в каждый период его творчества, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики. Учащиеся уже обращались к поэзии Пушкина в классах основной школы, подробно знакомились с его лирическими произведениями в 9 классе. В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению лирики Пушкина — обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, проблемно-содержательный анализ романа «Евгений Онегин».

На первых уроках по изучению произведений Пушкина стоит вспомнить основные этапы его биографии и творческого пути, заполнить хронологическую таблицу его жизни и творчества, записав в классе или дома характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода.

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

Вопросы для обсуждения

1. Какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии?

2. Какие картины, характерные для русской жизни XVII века, изображены в трагедии?

3. Какие социальные силы противопоставлены в пьесе?

4. Почему автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и в центре пьесы — нравственные мучения царя?

5. Какую роль играет в трагедии образ «мнения народного»? Как народ относится к царской власти?

6. Как автор понимает роль народа в истории?

7. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?

8. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии? В период после поражения декабристского восстания (1826—1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 30-е годы — вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

УРОК 2. «Печаль моя полна тобою…» Любовная лирика Пушкина

На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина, стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике, а на уроке внеклассного чтения по лирике провести практикум по стихам Пушкина, объединенным темой дороги. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

Первый урок по изучению лирики Пушкина можно посвятить теме любви — высшего проявления духовной жизни человека. Десятиклассники уже знакомились с любовной лирикой поэта в основной школе, знают ее адресатов, поэтому главным в 10 классе должно стать не изучение историко-биографических реалий, ставших поводами для написания любовных стихов, не конкретные факты биографии Пушкина, а выявление их обобщенного смысла, наблюдения над текстовыми особенностями создания лирического образа-переживания.

Главное место на этом уроке следует отвести учебным исследованиям художественной формы стихотворений о любви, поиску таких их особенностей, которые помогают пониманию глубинных смыслов, то есть обучению интерпретации лирического текста.

Это возможно, когда знания об этих стихотворениях приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы.

Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?

2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?

5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

После анализа стихотворения «Сожженное письмо» можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения «Храни меня, мой талисман…» и «Там, где море тихо плещет…».

При изучении стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательское» русло.

Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»

1. Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?

2. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?

3. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?

4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?

5. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?

6. Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?

7. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?

8. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

9. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»

1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?

2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

3. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

4. Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?

Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, истолкование, оценка».

УРОК 3. «Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить анализу композиционно-стилистических особенностей стихотворений «Пророк», «Поэту».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

1. Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

5. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

6. Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?

7. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?

8. Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?

9. Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…», 1830) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам — «свой высший суд». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма — результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»

1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?

3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Дома учащиеся могут сделать сопоставительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом труде: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.

УРОК 4. «Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. В 30-е годы он уже не хочет умирать:

О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу, Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою...

Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

Таким образом, Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Вопросы и задания для анализа стихотворения

1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?

2. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

3. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

5. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?

6. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны…» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…»

1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

4. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?

5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?

6. Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.)

7. Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?

8. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил — А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

1. Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?

2. Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

3. Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.

4. Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?

5. Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

6. Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?

7. В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»?

8. Каков смысл открытого финала текста? Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

Наблюдения над поэтической структурой стихотворения, организуемые учителем, помогают прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

УРОК 5. «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога!» Н. В. Гоголь. Урок внеклассного чтения. Тема дороги в лирике Пушкина.

Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума, для чего провести учебное исследование в творческих группах учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщают классу о результатах своих наблюдений.

Задание 1

Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимняя дорога»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?

3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.

4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?

5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?

6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?

Задание 2

Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится…»

1. Каково настроение текста?

2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими?

3. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?

4. Какими звуками, красками наполнен текст?

5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом.

6. О чем думает и что чувствует лирический герой?

7. Какой смысл придает тексту открытый финал?

Задание 3

Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?

2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?

3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движения, дороги?

4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?

5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?

6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

Задание 4

Прочитайте стихотворение Пушкина «Телега жизни»

1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?

2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?

3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?

4. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?

5. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на языковом и композиционном уровнях. Каков их поэтический смысл?

6. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?

Вывод урока. Тема дороги в лирике Пушкина — это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.

Итогом изучения лирики Пушкина станет домашнее сочинение.

 

 


Заключение

Проблема изучения эмоциональной составляющей поэзии А.С. Пушкинапоказала необходимость акцента на исследовании особенностей художественной картины мира и человека, его эмоций в творчестве гениального художника слова и мыслителя, которая определяется логикой развития методологии гуманитарного знания вообще и литературоведения в частности.

Общим итогом проведенного анализа лирики Пушкина с позиций мировоззренческого подхода выступает вывод: лирическое творчество поэта как непосредственное отражение всех перипетий его мировоззренческого движения, сложного сочетания рационально-эмоциональных и иррациональных, исторических, мифологических и религиозно-философских составляющих системы взглядов автора на мир, являясь в этом смысле универсальным художественным материалом.

Концепция мира и человека в творчестве А.С.Пушкина рассматривается как жанрово-родовая форма, к которойавтор серьезно обращается лишь во второй половине 1820-х годов, т.е. позже всех остальных родов и жанров.

Наиболее значимые моменты мировоззренческой картины художника и мыслителя, проявляемые в приницпиально важных программных произведениях А.С.Пушкина различной жанрово-родовой принадлежности, говорят о безусловной взаимосвязи представлений автора и жанрово-родовой системы его творчества: лирические и лиро-эпические произведения, сопровождая весь процесс мировоззренческого движения автора, отражают все сложные перипетии и тонкости его, выступая в этом смысле в качестве универсальных.

Пушкинское понимание творчества с точки зрения эмоциональной ее составляющей может способствовать формированию представлений юношества о высоте и сложности пути творческой личности, о ее ответственности перед собою и теми, к кому обращены плоды трудов и свершений.

Среди стихотворений Пушкина, включенных в программу по литературе, есть стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором тема творчества, поэтического призвания, неоспоримой ценности поэтического слова составляет главное содержание. Анализ этого произведения подведет ученика к постижению вещей, чрезвычайно серьезных и сложных, если учитель сумеет сделать понятными для него шедевр пушкинской лирики, постарается раскрыть серьезность и масштабность самого явления «творчество», даст почувствовать то эмоциональное напряжение, которое вкладывает в представление о творчестве великий поэт, обратит внимание учащихся на то, что в лирике А.С.Пушкина тысячи чувственно-эмоциональных нитей связывают поэзию и жизнь.

При изучении пушкинской лирики в школе учитель должен шире представлять различные аспекты творчества Пушкина. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», посвященном этой теме, у Пушкина поражает обилие и многообразие связей между объективным миром реальности и творцом, который предстает как естественная, органическая часть действительности, общества, эпохи и в то же время выходит из подчинения тривиальным закономерностям и обретает свободу, которой, кроме поэта, не обладает никто. Пушкин последовательно отстаивает внутреннюю самоценность и самодостаточность поэзии и независимость творца от утилитарных требований «века» и столь же последовательно утверждает включенность поэта в движение бытия, его связи и с основными, вечными законами жизни, и с конкретными проявлениями исторического времени.

 

Библиография

1. Абрамович С. Л. Пушкин в 1836 году. – Л., 1989. – 311с.

2. Алексеев М. П. Пушкин и мировая литература. – Л., 1987. – 613с.

3. Алексеев М. П. Пушкин: сравнительно-историческое исследование. – Л., 1987. – 613с.

4. Алексеев М.П. Стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Проблемы его изучения. // Пушкин и мировая литература. – Л., 1987.

5. Аношкина В. Н., Петров С. М. История русской литературы в 19 веке. 1800 – 1830-е годы. – М., 1989.

6. Архангельский А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник”. – М., 1990. – 93с.

7. Ахматова А. А. О Пушкине: статьи и заметки. – М., 1989.

8. Бабаев Э. Г. Из истории русского романа 19 века. – М., 1984.

9. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. – М., 1988. – 204с.

10. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730 – 1980. Компендиум. – М.: Интерпракс, 1994.

11. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. – М., 1953.

12. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. – Изд. АН СССР. – М., 1954.

13. Белый А. “Из Моцарта нам что-нибудь…” // Литературная учеба. 1990. №3. С. 151-157.

14. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина /1826 – 1830/. – М., 1967.

15. Бобылев Б.Г. «Не требуя венца…»: О стихотворении А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». // Литература в школе, 2000, № 6.

16. Бонди С. М. О Пушкине: статьи и исследования. – М., 1978.

17. Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985.

18. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина: Очерки. – М., 1974.

19. Булгаков С. Н. Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

20. ВашкевичВ. С. “Руслан и Людмила” – ключ к истории русской мысли.// Молодая гвардия. 1994. №9. С. 179 – 195.

21. Ветловская В. Н. Проблемы истории в художественном мире Пушкина // Русская литература. 1982. №1. С. 6 – 36.

22. Виноградов В.В. Язык Пушкина. – М., 1941.

23. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений: Книга для учителя. – М., 1989.

24. Гей Н. К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989.

25. Гессен А. Н. “Все волновало нежный ум…” – М., 1983, - 343с.

26. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. – М.; Л., 1962.

27. Городин М. А. Величие “ничтожного героя” // Вопросы литературы, 1984, №1, с. 149 – 167.

28. Гроссман Л. П. Пушкин. - М., 1958. – 526с.

29. Гуминский В.М. Жизнь пушкинского «Памятника» во времени. // Литература в школе, 2000, № 6.

30. Дейч Г. М. Все ли мы знаем о Пушкине? – М., 1989. – 268с.

31. Иванов В. А. Пушкин и его время. – М., 1977. – 445с.

32. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. – Л., 1976. – 339с.

33. Карпов А. А. “Борис Годунов” А. С. Пушкина.// Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – с. 91 – 108.

34. Коровина В. Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей. – М., 1978. – 303с.

35. Кудряшев Н.И. Центральная тема курса: Творчество А.С.Пушкина. // Из опыта преподавания литературы (1Х класс) / Сост. Д.Л.Устюжанин. – М., 1975.

36. Лежнёв Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. – М., 1966. – 263с.

37. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. / Сост. С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М., 1988

38. Лобикова Н. М. “Тесный круг друзей моих…” – М., 1980. – 125с.

39. Лотман Ю. М. А. С. Пушкин. – Л., 1981.

40. Лотман Ю. М. Идейная структура “Капитанской дочки” // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова – Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.

41. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя. – М., 1988.

42. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы /1830 – 1833/. – Л., 1974. – 374с.

43. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы./1833 – 1836/. – Л., 1982.

44. Мясоедова Н. Е. Из историко-литературного комментария к лирике Пушкина.// Русская литература. 1995. №4. С. 27 – 91.

45. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина // Литература в школе, 1995, №1. С. 2 – 14.

46. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.

47. Петрухина Н. Н. Проза Пушкина /пути эволюции/. – Л., 1987.

48. Померанц Г. Медный всадник // Октябрь – 1994. №8. С. 134 – 162.

49. Прийма Ф. Я. Проблема общенационального и общечеловеческого в творчестве Пушкина // Русская литература. 1972, №2, с. 207 – 220.

50. Пумпянский А.В. Об оде Пушкина «Памятник». // Вопросы литературы, 1977, № 8.

51. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997./далее в тексте указан том и страница/.

52. Пушкин в школе: Сб. / Сост. В.Я.Коровина. – М., 1978.

53. Розанов В. В. Мысли о литературе. – М., 1989.

54. Сурат И.О. О «Памятнике». // Новый мир. – 1991. - № 10. – С. 193.

55. Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике. // Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Книга для учителя. / Под ред. М.Л.Семановой. – М., 1987.

56. Тойбин Н. М. Особенности историзма Пушкина // Вопросы литературы, 1978, №3, с. 257 – 261.

57. Тойбин Н. М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820-х и 1830-х годов. – Воронеж, 1980. – 123с.

58. Тойбин Н. М. Формула Пушкина “Феодализма у нас не было, и тем хуже”. – В кн.: Искусство слова. – М., 1973. – с. 112 – 121.

59. Томашевский Б. В. Пушкин. кн. 2. – М. -Л., 1961. – 575с.

60. Томашевский Б. В. Пушкин. Работы разных лет. – М., 1990.

61. Фомичев С. А. Драматургия А. С. Пушкина // История русской драматургии /XVII – первая половина XIX века/ - Л., 1982.

62. Франк С. Л. Пушкин как политический мыслитель.// Русское зарубежье: Сборник. – М., 1993. – с. 65 – 86.

63. Шайтанов В. Н. Географические трудности русской истории /Чаадаев и Пушкин в споре о всемирности/ // Вопросы литературы. 1995. №6. С. 160 – 203.

64. Якубович Д.П. Античность в творчестве А.С.Пушкина. // В сб. Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. – М., 1941.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: