Введение
Как и всякий гений, поэт, выражая специфику своего народа и своего времени, А.С. Пушкин представляет метафизические запросы, имеющие характер всечеловечности и вневременности. Одним из величайших завоеваний Пушкина, основополагающим его принципом явилось изображение личности человека, его чувственно-эмоционального мира в неразрывной связи с общественной средой, изображение личности человека в процессе его развития, в зависимости от объективных, конкретно-исторических условий жизни. В своих произведениях Пушкин показывает, что достоинство и ограниченность его героев, формы их духовной и нравственной жизни вырастают на определённой эмоциональной почве, в зависимости от общественной среды. Отсюда значимость его в решении современной проблемы экологии души и духа. Принципиальным моментом является на сегодняшний день факт реального осознания многими духовной подоплеки происходящего с миром и человеком, а следовательно, понимания того, что именно в эмоциональной сфере находится и реальная перспектива должного решения проблемы - в первую очередь, в ракурсе высокой духовности. «Его наследие – вдохновенная наука постижения истины» (1, 7), которая, по представлению одного из значимых и весомых пушкинистов современности В.С. Непомнящего, вне чувственно-эмоционального осмысления немыслима: «Авторитет Пушкина в культуре сопоставим с царским. Ему как бы определен статус своего рода помазанника. Выводить этот факт из причин эстетических, идейных, социальных по меньшей мере наивно… главная причина подобного авторитета Пушкина –…в том, что Пушкин глубже, шире, правильнее и гармоничнее всех ощущаетсвященную, божественную природу бытия и человека – в том трагическом, страшном, часто постыдном противоречии с нею, какое являет реальная практика человеческого существования» (2, 14). Отсюда вытекает актуальность нашего исследования, напрямую связанная с современным состоянием российской литературоведческой науки.
|
В настоящей работе представлена попытка прочертить сложный духовный путь А.С.Пушкина, в процессе которого складывался взгляд художника на мир и человека, эмоциональную его составляющую. Целью нашего исследования явилосьизучение эмоции как ведущей составляющей поэтических произведений А.С. Пушкина.
Невозможно охватить все многообразие проблемы мировоззренческих аспектов творчества поэта, писателя, драматурга, критика. Поэтому наше внимание будет направлено на исследование наиболее значимых моментов изображающих эмоциональный мир автора, проявляемых в принципиально важных программных произведениях художника, которые и выступают в качестве объекта исследования.
Предметом является изучение особенностей выражения эмоции в поэзии А.С. Пушкина.
Исходя из цели, выделим следующие задачи:
- дать аналитический обзор имеющимся интерпретациям;
- проанализировать наиболее значимые моменты эмоциональной картины мыслителя и художника, проявляемых в принципиально важных программных произведениях А.С. Пушкина;
- рассмотреть проблему изучения эмоции как ведущей составляющей в поэзии А.С. Пушкина на уроках литературы в школе;
Для реализации поставленных задач нами была использована следующая система методов исследования:
|
- анализ теоретической литературы;
- сопоставительный анализ;
- анализ методической литературы.
Элемент новизны работысвязан с тем, что в ней исследуются:
- специфика эмоциональной составляющей поэзии автора в зависимости от его духовного состояния и исторического контекста;
- особенности пушкинской поэтики относительно отражения эмоциональных установок автора;
- роль А.С. Пушкина в истории духовного осмысления основных мировоззренческих проблем русской классической литературой.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных историков и теоретиков литературы: М.П.Алексеев, Белинский В.Г., Виноградов В.В., В.М.Гуминский, Б.Г.Бобылев, Р.Д.Мадер, Е.М.Таборисская, А.Слонимский, В.Г.Маранцман, и другие.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, имеющие собирательный и сопоставительный характер, могут быть использованы в качестве материала для дальнейшего изучения вышеназванной темы в историко-литературном контексте. Предоставленный методический материал, может быть использован в качестве методических рекомендаций для учителей литературы в школе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 64 наименований.
Глава I. Особенности выражения эмоции как основной составляющей поэзии А.С. Пушкина