Современные православные периодические издания помогут нам и нашим ученикам, которых заинтересует круг таких вопросов, быть в курсе основных событий в сфере православного книгоиздания и, шире, православной культуры.
Одним из главных инструментов диалога молодежи, интеллигенции, духовенства в контексте православной культуры является литература, слово. Стоит обратить внимание на периодические издания, имеющие уклон к православной этике, ориентированные на молодёжь. На сегодняшний день существует достаточное количество подобного рода изданий. В данной статье содержатся краткие очерки о нескольких периодических изданиях, которые можно объединить названием «православные журналы». Информацию из такого рода изданий можно рекомендовать для ознакомления в учебных заведениях в качестве факультатива или использовать, синтезируя с материалом ряда гуманитарных дисциплин.
Для данного обзора было выбрано несколько православных журналов: «Виноград», «Наследник», «Нескучный сад», «Фома», «Русский дом», «Татьянин День», «Славянка», «Православное книжное обозрение». Издания имеют свои интернет-порталы, так что ознакомиться с их материалами можно в режиме онлайн.
Начать обзор стоит с журналов «Виноград» и «Наследник», так как из списка вышеназванных изданий именно у этих двух главной темой является проблема детей, молодёжи, семьи и воспитания. А, как известно, семья – первая ступень в формировании молодого поколения.
«Виноград» примечателен тем, что на страницах этого журнала уделяется немалое внимание проблемам подросткового воспитания и решения этих проблем в православном ключе с обращением к традиционной духовности и культурному опыту прежних эпох. Таким образом, на страницах издания осуществляется диалог современности и традиции. Большой акцент в журнале делается на проблеме материнства и мужского воспитания.
|
Православный молодёжный журнал «Наследник» обращен к молодой аудитории. На страницах этого издания можно встретить множество интересных статей, репортажей, очерков, интервью, по своему содержанию интересных прежде всего молодежи.
Стоит также отдельно сказать о версии журнала в Интернете. Разнообразный контент и удобный интерфейс весьма привлекательны с точки зрения среднего интернет-пользователя.
«Виноград» и «Наследник» великолепно подходят как для индивидуального ознакомления, так и в качестве дополнительной литературы в помощь учителям школ и преподавателям средних профессиональных учебных заведений, т.е. людям, напрямую занимающимся проблемами детей и подростков.
Также материал журнала «Виноград» можно рекомендовать студентам и аспирантам педагогических вузов.
«Нескучный сад» позиционируется как журнал о православной жизни; весьма информативен и объёмен. На страницах журнала можно ознакомиться с традициями Православия, с Православием в контексте истории и современности, большое внимание уделяется вопросам соотнесения науки и веры, веры и современной культуры, религии и политики, диалога Церкви и общества, диалога Православия с другими мировыми культурными традициями.
Журнал «Фома» можно охарактеризовать как культурно-просветительское, аналитическое, религиозное издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся», что изначально говорит о демократичном характере издания. В журнале активно осуществляется анализ современных общественных и культурных процессов.
|
«Русский дом» – журнал, из названия которого сразу понятна патриотическая направленность данного издания. На страницах «Русского дома» представлено очень много интересного материала: обсуждаются проблемы, ищутся ответы на многие вопросы, связанные с положением России в мире, проблемами русской культуры, современным положением православной веры, приводится много интересных фактов из истории нашей страны, раскрывается многообразие православных традиций и канонов.
Три вышеперечисленных издания рассчитаны на разнородную, но, прежде всего, думающую аудиторию. Данные журналы можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы или как материал для факультативных занятий школьникам старших классов, а также студентам гуманитарных колледжей и вузов.
Интернет-издание «Татьянин День» весьма информативно и примечательно интересным новостным порталом, имеет характерный уклон в историю православной культуры. Здесь можно ознакомиться с весьма разноообразным материалом, элементами православной этики в контексте исторического, культурного и общественного процесса.
Данный православный интернет-портал может быть весьма полезен с религиоведческой точки зрения. Информацию этого интернет-издания можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с такими дисциплинами, как философия, теология, религиоведение, обществознание, история и рядом других гуманитарных учебных дисциплин вузов.
|
Православный женский журнал «Славянка» отличается от всех вышеперечисленных изданий тем, что обращен непосредственно к прекрасной половине человечества. Как и во всех подобных изданиях, в «Славянке» затрагиваются вопросы женской красоты и здоровья, семейного очага, воспитания детей. Страницы насыщены обзорами, интересными статьями, интервью, очень удачно подобран фотоматериал. Отличает это издания от других женских журналов то, что «Славянка» обращается к читательницам через призму православных традиций, исконно русского видения образа женщины.
Издательский Совет Русской Православной Церкви выпускает журнал «Православное книжное обозрение». Журнал рассказывает обо всех самых важных событиях в церковном книгоиздании и книгораспространении: об официальных мероприятиях, выставках, встречах, презентациях, выходе новых книг. В «Православном книжном обозрении печатаются обзоры, аннотации, рецензии, интервью, статьи о книжной культуре разных времен и мн.др.
В заключение обзора стоит напомнить что Православие – это не просто форма вероисповедания, Православие – это целая культурно-этическая позиция, почва русского мироощущения, фундамент народа и страны; русский язык носит характер объединяющего языка, связывающего воедино великую колоритную нацию, это язык, с помощью которого осуществляется преемственность поколениями культурных ценностей и традиций.
Важно повышать интерес к отечественной культуре, православным традициям. От того в каком информационном поле формируется мировоззрение молодого поколения и зависит будущий нравственный облик нашего народа и страны.
Приложение
Буквы и орнамент для раскрашивания
(может использоваться как раздаточный материал)
(В основу раскраски легли образцы буквиц, орнаментов, заставок из книги «Трехсотлетие московского печатного дела 1564–1864» [М., 1864].)
Дорогой друг, ты уже знаешь буквы и умеешь читать. А знаешь ли ты, что такое буквицы?
Буквица – первая прописная буква книги или главы в книге. Но буква не простая, а украшенная.
Такие буквицы были в старинных рукописных и печатных книгах. Сейчас книжки печатают, а давным-давно печатать их не умели.
Тогда книги писали от руки, украшали рисунками, буквицами. На каждую книгу уходило много времени, много труда.
Поэтому стоили книги очень дорого. Только самые богатые люди могли иметь дома книги.
Первым в нашей стране напечатал книгу диакон Иван Федоров. Поэтому его называют первопечатником. Было это почти 4 с половиной века назад.
Книга называлась «Апостол». Это часть Библии – главной христианской книги.
Печатные книги тоже украшали буквицами, орнаментом, заставками.
[1] Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
(Данилов А. А., Косулина Л. Г.,: История России. С древнейших времен до конца XVI века).
[2] При создании урока использованы отрывки летописи в переводе Д.С.Лихачёва. На наш взгляд, древнерусское выражение «и откуду русская земля стала есть», более точно можно было бы перевести как «и почему (откуда) земля стала называться русской», но отрывки летописи, дающие основание для такого перевода, всё равно на уроке разбираться не будут.
[3] Далее у учеников можно уточнить, что такое «праведник», некоторым из них это понятие должно быть знакомо из курса «Основ православной культуры».
[4] Т.е. – после потопа.
[5] Народов.
[6] Моравия – древнее название Чехии.
[7] Хорутане – предки современных словенцев.
[8] Волохи – общее название предков современных молдаван и румын.
[9] Народность, проживавшая между Днепром и Днестром. После второй половины X века в летописях не упоминается.
[10] Народность в современной Польше.
[11] Поморяне, или померане – народность, в древности проживавшая на территории современных Польши и Германии. Одни из предков современных поляков.
[12] Славянское племя, жившее между реками Припятью и Западной Двиной. Предки современных белорусов.
[13] Смыслены (древнерусск.) – умные, находчивые; перекликается с современным словом «смышленые».
[14] Эти сведения часть детей должна помнить из учебника «Основы православной культуры», однако, поскольку этот материал был пройден ещё в четвёртом классе или в классе нет учеников, чьи родители выбрали в своё время именно модуль программы «основы религиозной культуры/светской этики», посвящённый православию, возможно, будет целесообразным этот материал напомнить.
[15] Речь идёт о различных обитателях берегов Балтийского моря и Северной Европы. Англы – племя, некогда жившее на территории современной Германии, а после переселились на Британские острова, норманны – общее название, использовавшееся в Средние века для обитателей Скандинавии, а готландцы – жители шведского острова Готланд.
[16] Имеются в виду волжские булгары, исповедовавшие ислам.
[17] Имеются в виду какие-то обитатели Европы, исповедовавшие католицизм. Термин «немец» вообще очень долго оставался в летописях общим обозначением иностранца – то есть, человека «немого», не говорящего по-славянски.
[18] Скорее всего, Владимира посетили хазары, исповедовавшие иудаизм. В VII-X веках у хазар было своё государство в Предкавказье – Хазарский каганат. Однако серьёзный урон ему нанёс своими походами отец Владимира – Святослав. Далее судьба государственности хазар неясна, в русских летописях они упоминаются до XI века.
[19] Поленица – этим словом в фольклоре обозначают богатырей, причём как мужчин, так и женщин.