1) Системы поддержки принятия решений [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / [О. А. Аксенова и др.]; под ред.: В. Г. Халина, Г. В. Черновой; Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т. - Москва: Юрайт, 2016. - 494 с.
2) Советов, Б. Я. Интеллектуальные системы и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов/ Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. - Москва: Академия, 2013. - 318 с.
3) Глухих, И. Н. Интеллектуальные информационные системы [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / И. Н. Глухих; М-во образования и науки РФ, ТГУ. - М.: Академия, 2010. - 220 с.
4) Моисеев, С.И. Инструментальные методы поддержки принятия решений [Текст]: методические указания по организации практической работы учебной дисциплины / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Воронежский филиал. – Воронеж, 2016. - 12 с.
Приложение А
Варианты заданий для самостоятельного выполнения
Задание 1
Для оборудования компьютерной лаборатории рассматриваются 4 проекта: А1, А2, А3 и А4. В качестве критериев выступают: Надежность (К1), Безопасность (К2), Сервисное обслуживания (К3), Функциональность (К4). Оценки показателей привлекательностей каждого проекта по каждому критерию по десятибалльной системе представлены матрицей (см. свой вариант). Веса критериев равны W1= 9; W2= 8; W3= 6; W4= 7. Выбрать лучший проект.
Задание 2
Директор частного предприятия должен утвердить проект локальной сети предприятия. Имеется пять вариантов проектов: А1, А2, А3, А4, А5. В качестве критериев выступают: К1 - Пропускная способность (Мб/с, максимизируется), К2 – Стоимость реализации (тыс. руб., минимизируется); К3 – Ресурс (лет, максимизируется); К4 - Вероятность безотказной работы в течении года (максимизируется); К5 - Характеристики технического обслуживания (10- балльная система, максимизируется).
Оценки альтернатив по всем критерием приведены в таблице, веса критериев равны W1= 9; W2= 8; W3= 6; W4= 7, W5= 7.
Выбрать лучший проект.
Задание 3
Решить задачу из Задания 2 методом оптимизации (с использованием надстройки Поиск решения).
Задание 4
Анализируются 4 альтернативы закупки оборудования: A, B, C и D.
В качестве критериев выступают три качественных критерия: К1, К2, К3 - Стоимость (К1), Сервисное обслуживания (К2), Функциональные возможности (К3).
Оценки парных сравнений альтернатив по каждому критерию и критериев между собой представлены в таблицах (значения a, b, c и d взять для своего варианта). Выбрать лучшую альтернативу, используя метод анализа иерархий.
Альтернативы
Задание 5
Проводится экспертиза проектов развития предприятия. Имеется семь альтернатив: A 1, A 2,…, A 7, которые оцениваются по некоторому критерию. В результате парных сравнений экспертно получена матрица предпочтений p’ij, которая приведена в таблице (значения a, b, c и d взять для своего варианта). Найти количественные оценки проектов методом латентных переменных и выбрать лучший.
Задание 6
Анализируются 4 альтернативы: A, B, C и D.
В качестве критериев выступают три качественных критерия: К1 - функциональность, К2 - электробезопасность, К3 – сервисные возможности. Оценки парных сравнений альтернатив по каждому критерию и критериев между собой представлены в таблицах (значения a, b, c и d взять для своего варианта). Выбрать лучшую альтернативу, используя метод латентных переменных.
Альтернативы
Задание 7
Небольшой овощной магазин еженедельно закупает и продаёт различные овощи и фрукты. Стоимость закупки ящика фруктов составляет 1500 руб., стоимость продажи ящика — 2400 руб. Статистика исследования спроса приведена в таблице.
Недельный спрос ящиков, шт. | Вероятность |
a | 0,45 |
b | 0,40 |
c | 0,15 |
Если закупленный ящик остался непроданным, магазин несет убыток. Определить размер запаса, который целесообразно формировать на скаладе. Изменится ли решение, если неудовлетворенный спрос клиента будет оценен в d руб.?
Значения параметров a, b, c, d
Вариант | a | b | c | d |
1, 16 | ||||
2, 17 | ||||
3, 18 | ||||
4, 19 | ||||
5, 20 | ||||
6, 21 | ||||
7, 22 | ||||
8, 23 | ||||
9, 24 | ||||
10, 25 | ||||
11, 26 | ||||
12, 27 | ||||
13, 28 | ||||
14, 29 | ||||
15, 30 |