Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержательные модули:
· Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
· Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
· Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
· Формирование основ безопасности
Основные цели и задачи:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа и народов ближайшего окружения.
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Формирование межнациональной толерантности, развитие социального и эмоционального интеллекта с учетом особенностей национального состава ДОУ.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно- гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение доводить дело до конца, сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Содержание работы по освоению образовательной области | ||||
Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка) | Совместная деятельность педагогами с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Способы поддержания детской инициативы |
Наблюдение Игры-экспериментирования Проблемные ситуации Развивающие игры Игровые упражнения Напоминание Моделирование Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Исследовательская деятельность Экскурсии Ситуативные беседы при про- ведении режимных моментов, подчеркивание их пользы Развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурство, навыки самообслуживания Помощь взрослым Участие детей в расстановке и уборке инвентаря для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений | Игры Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий Создание ситуаций педагоги чес- ких, морального выбора Беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми Наблюдения Оформление выставок Викторины Инсценирование и драматизация; Продуктивная деятельность Пение и танцы Экскурсии и целевые прогулки | Наблюдения Опыты и эксперименты Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций Труд в уголке природы и на участке Игры(сюжетно- ролевые, подвижные, театрализованные, игры- драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера | Специально организуемая социально- педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений; Посещение педагогами семей воспитанников Организация дней открытых дверей в детском саду, досугов, праздников, акций Разнообразные собрания-встречи, беседы, консультации, конференции, семинары, практикумы; лекции, мастер-классы, тренинги, проекты, игры Оформление стендов, газет, журналов, | Уважительное отношение к ребёнку Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной) Стимулирование детской деятельности Повышение самооценки Конкурсы Поощрения Создание ситуаций |
Формирование навыков безо- пасного поведения при проведении режимных моментов | Праздники и досуги Театрализованные представления Смотры и конкурсы Занятия Индивидуальная работа | выставок, семейных календарей, разнообразных буклетов | успеха ПРС Выставки |
![]() |
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |

![]() |
![]() | |||||
![]() | |||||
|
Методы и приемы трудового воспитания детей | ||
1-я группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок | 2-я группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности | |
Решение небольших логических задач, отгадывание загадок | Приучение к положительным формам общественного поведения | |
Приучение к размышлению, эвристические беседы | ||
Показ действий | ||
Беседы на этические темы | ||
Примеры взрослого и детей | ||
Чтение художественной литературы | ||
Рассматривание иллюстраций | Целенаправленное наблюдение | |
Рассказывание по картинам, иллюстрациям, их обсуждение | Организация интересной деятельности (общественно-полезный характер) | |
Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов | ||
Разыгрывание коммуникативных ситуаций | ||
Задачи на решение коммуникативных ситуаций | ||
Придумывание сказок | Создание контрольных педагогических ситуаций |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Содержательные модули:
· Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
· Приобщение к социокультурным ценностям.
· Формирование элементарных математических представлений.
· Ознакомление с миром природы.
Основные цели и задачи: